Scuderia Everest: Юниорская команда Ferrari
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Юниорская команда Ferrari

Юниорская команда Ferrari

После громких побед, завоеванных итальянскими гонщиками в первые два десятилетия существования Чемпионата Мира, к середине семидесятых от былого могущества итальянской гоночной школы остались лишь воспоминания да запылившиеся кубки. В Формуле-1, переполненной на тот момент британцами и французами, постоянно выступали всего два гонщика с Аппенинского полуострова – Витторио Брамбилла и Артуро Мерцарио, а у молодежи, которая должна была бы по идее прийти им на смену, не было никаких перспектив попасть в Формулу-1. На то момент там фактически была всего одна итальянская команда – Ferrari, которая никак не могла позволить себе заниматься воспитанием молодежи – на кону стояли Чемпионские титулы, и ей нужны были серьезные гонщики.
Поэтому Энцо попросту решил нанять своеобразного субподрядчика. Он позвонил своему соотечественнику, некоему Джанкарло Минарди, который, как он знал, достаточно успешно руководил собственной командой в Формуле-2, и предложил тому интересную сделку. Вместе они должны были выступить соорганизаторами новой команды – Scuderia Everest, которая была создана на базе команды Минарди, носившей имя Scuderia Passatore. Феррари предоставлял технику и деньги, а Минарди должен был подобрать несколько молодых итальянских пилотов и взять на себя непосредственное управление командой.
Планировалось, что пилоты Scuderia Everest примут участие во всех гонках Чемпионата Мира 1976 года, а также в двух незачетных гонках: Race of Champions и International Trophy. Уже к середине 1975 года был сформирован список из четырех итальянских гонщиков, которые должны были пройти через эту своеобразную «Программу подготовки молодых гонщиков». В него вошли: Габриеле Серблин, Ламберто Леони, Маурицио Фламмини и Джанкарло Мартини. Последний хоть и не был молодым итальянским пилотом – в августе 1975 ему исполнялось 28 лет – он долгое время выступал в Формуле-3 и Формуле-2 в составе команд Минарди, и тот посчитал возможным включить своего протеже в «Программу».
В июне 1975 на небольшой трасе в Мизано состоялись первые тесты новой команды. До конца года, согласно решению Энцо Феррари, молодежь должна была тренироваться на Ferrari В3. Им выделили машину, на которой Клей Регаццони провел большую часть сезона 1974 года и даже трижды поднимался на подиум, – шасси под номером 014. Результаты, показанные молодыми пилотами, были, мягко говоря, далеки от идеальных, однако все было списано на незнакомую технику и отсутствие опыта в управлении столь мощной техникой. В те годы разница между Формулой-1 и Формулой-2, не говоря уже про Ф3, была столь разительной, что переход из одной серии в другую не мог не сопровождаться некоторым периодом адаптации.
Перед самым началом сезона 1976 года, было принято решение, с целью сэкономить деньги и время, не вывозить команду на первые заокеанские этапы – Гран При Бразилии и Южной Африки прошли без Scuderia Everest и ее пилотов. Следующим этапом в календаре Чемпионата значился Гран При США, проходивший в Лонг-Бич, однако за две недели до него на автодроме Брэндс-Хэтч должна была прости так называемая Race of Champions – ежегодная внезачетная гонка, пользовавшаяся большой популярностью – ставшая решающей в недолгой истории Scuderia Everest.
Для большей уверенности в успехе было решено отправить на гонку лишь одного пилота, самого опытного из всей четверки, – Джанкарло Мартини. Однако не успевшего насладиться свалившимся на него счастьем итальянца ждал неприятный сюрприз – Энцо Феррари принял решение выставить на эту гонку не, хоть сколько-то изученную и привычную Мартини Ferrari В3, а более новую Ferrari 312 T3. Итальянец провел короткие ознакомительные тесты во Фьорано, и тут же отбыл в Англию. Незнание техники тут же дало о себе знать – Мартини не справился с управлением на установочном круге и превратил машину в хаотично разбросанный набор деталей.

Мартини во время незачетного
International Trophy

После возвращения в Италию и приличествующего случаю разбора полетов, Энцо Феррари принял решение повременить с появлением на этапах Чемпионата Мира. Он предложил Минарди попробовать выставить команду на следующую незачетную гонку, а уже по ее результатам принимать какие-либо решения «за» или «против». Минарди согласился, выбора у него в любом случае не было, и 11 апреля Scuderia Everest появилась на так называемом International Trophy, посвященному в то раз памяти Грэма Хилла, незадолго до того погибшего в авиакатастрофе.
На этот раз Мартини удалось выступить гораздо успешнее, во всяком случае, по сравнению со своим первым «стартом» в Ф1. Итальянец закончил гонку на 11 позиции, проиграв круг выигравшему ее Джеймсу Ханту на McLaren М23, и обогнав двух пилотов команды RAM, выступавших на частных Brabham.
Однако, несмотря на все приложенные усилия, этого результата оказалось недостаточно для продолжения сотрудничества, и Энцо Феррари, с присущей ему радикальностью, свернул программу также быстро, как и начал ее. Такой способ подготовки оказался слишком трудоемким и дорогостоящим – нельзя было бросать малоопытных молодых гонщиков в битвы за трофеи Формулы-1 и требовать при этом от них достойных результатов – даже при наличии таланта, отсутствие гоночного опыта нельзя восполнить ничем, а уж тем более мощной техникой.
В итоге, Джанкарло Мартини оказался единственным гонщиком из всей четверки, попробовавшим свои силы за рулем Ferrari, а Scuderia Everest прекратила свое участие в Формуле-1, спустившись на ступеньку ниже – в Европейский Чемпионат Ф2. Но через восемь лет Scuderia Everest снова появилась в Формуле-1, на это раз уже под другим именем – Scuderia Minardi.
P.S. Вскоре после провала «Программы подготовки молодых пилотов» Энцо Феррари и Джанкарло Минарди нашли другой способ тренировать молодых итальянских пилотов. Был заключен новый договор, по которому Ferrari обязалось поставлять моторы Dino 206 для Scuderia Everest, вернувшейся в Ф2. На этот раз результаты оказались более позитивными – по крайней мере, один талантливый итальянский гонщик сумел благодаря им пробить в Ф1, но это совсем другая история…

Е. Канаш

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...