Счастливая «СЕМЕРКА»
Свято место, ясное дело, пусто не бывает. Так желто-зеленые машины английской «конюшни» оделись в светло-голубые платья Mild Seven - не слишком хорошо известной тогда в Европе марки сигарет японской фирмы Japan Tobacco Inc.
Тот удивительный сезон закончился провалом фаворитов и настоящим триумфом Benetton - Михаэль Шумахер принес команде титул чемпиона мира.
Еще бы - ведь когда в 1995 году Шумахер и Benetton вновь стали чемпионами мира, на этот раз и в личном, и в командном зачетах, о Mild Seven знал каждый любитель «королевских автогонок». А потенциальная телеаудитория Ф-1, как любят повторять хозяева «большого цирка», в несколько раз превышает население земного шара!
Тем же, кто не склонен доверять подобным подсчетам, полезно будет оценить такой факт: в середине 80-х годов Mild Seven стала второй наиболее продаваемой маркой сигарет в мире и самой продаваемой маркой мягких сигарет с угольным фильтром.
Между тем это название появилось в Японии лишь в 1977 году. Правда, уже через полгода «Мягкая семерка» - так оно переводится с английского - заняла первое место на японском рынке - курильщикам понравился мягкий вкус новинки, «американская мешка», как особо подчеркивали ее создатели, табака Mild Seven.
В 1985 году Japan Tobacco была приватизирована, что положило начало экспансии фирмы в другие отрасли экономики. Помимо табачной продукции она развивает бизнес в сельском хозяйстве, торговле недвижимостью, машиностроении, но особенно активно работает в фармацевтике и производстве продуктов питания.
Почти сразу же Japan Tobacco начала рекламировать свою продукцию в автоспорте. В1986 году одна из марок сигарет появилась на автомобилях японского чемпионата Формулы-3000. Как выяснили специалисты компании, такая стратегия оказалась весьма эффективной. Поэтому вскоре было принято решение предпринять атаку на Формулу-1, что сулило не в пример большие возможности.
Поначалу рекламный отдел фирмы ориентировался прежде всего на отечественный рынок - Japan Tobacco стала спонсором японского пилота Ф-1 Юкио Катаямы. Так крупные надписи одного из брэндов компании JTI в 1993 году появились на Tyrrell 020, за рулем которого выступал Катаяма. И хотя японец звезд с неба не хватал, земляки внимательно следили за его выступлениями в «высшей лиге» мирового автоспорта. И после двух пробных сезонов руководство Japan Tobacco решило представить миру свой флагман - Mild Seven.
Предыдущий спонсор предпочел не увеличивать финансовую поддержку Фрэнку Уильямсу с 30 до 40 млн долларов, как того требовал хозяин Williams.
А так как именно пилотов этой «конюшни» прочили в чемпионы сезона-94, в рекламном отделе Camel решили, что продолжать спонсировать одну лишь команду Лючано Бенеттона - дело бесперспективное.
И отказались от Формулы-1 вообще. Так Benetton получил нового спонсора.
Фантастическая эффективность альянса с английской командой - два чемпионских титула и Кубок конструкторов в первые же два года - побудила табачных королей из Японии продлить контракт с Benetton сразу до конца 2000 года. Смелое решение, ничего не скажешь, особенно если учесть, что после двух побед чемпион мира Михаэль Шумахер решил перебраться в Ferrari. Но в Japan Tobacco верят в Формулу-1. Точнее, в ее непревзойденные рекламные возможности.
Почему нет, если за последние шесть лет из небольшого производителя, известного лишь на собственном рынке, компания превратилась в крупнейшего международного промышленного гиганта. Сегодня капитал Japan Tobacco составляет около 1 млрд долларов, а ежегодный объем продаж чуть меньше 40 млрд - это третий показатель среди табачных компаний мира. На фирме работает примерно 20 000 человек, она предлагает 98 различных марок сигарет, включая 11 сортов табака и 10 видов сигар.
Интересно отметить, что в прошлом году японская компания JTI приобрела международный бизнес RJ Reynolds, который теперь расширяется столь же стремительно, как мчатся по трассам чемпионата мира болиды Формулы-1.
Журнал "Формула-1" июль, 2000