Джузеппе Фарина: первый чемпион
Его путь в "большой" автоспорт начался с выступления в 1932 году в горной гонке Миланского Автомобильного Клуба, проходившей по маршруту Аоста - Сен-Бернар. Подобные соревнования, носившие статус любительских, пользовались огромной популярностью и проводились по всей Европе. Для участия в них, как правило, требовалось выполнение единственного условия - иметь подходящее транспортное средство. Таковым для Фарины стала старая гоночная "Альфа" его отца, который сам, будучи большим поклонником автомобильного спорта, принимал участие в подобных соревнованиях. Попытка оказалась неудачной - разбив свою машину на середине дистанции, Фарина со сломанным предплечьем попал в госпиталь.
Эта первая серьезная неприятность не изменила его отношение к автомобильному спорту и вплоть до 1936 года он не безуспешно принимал участие во многих любительских гонках, выступая на машинах Alfa-Romeo и Maserati.
В итоге, приобретенный опыт помог Фарине выйти на профессиональный уровень. При поддержке легендарного автогонщика Тацио Нуволари, Фарина знакомится с главой заводской гоночной команды Alfa-Corse Энцо Феррари, и понеслось: На доверенной ему спортивной Alfa-Romeo "Нино" Фарина финиширует вторым в знаменитой гонке "Милле Милья". В том же сезоне он за рулем "ватюрьетки" "Alfa-Rоmео Tipo C8C-35 побеждает еще в трех гонках - в Антверпене, Копа Кьяно и Берне. Работа же в качестве партера по команде с Тацио Нуволари позволила Фарине окончательно сформироваться как пилоту-профессионалу.
В 1937 году, уже на Maserati, Фарина уверено побеждает в Гран При Неаполя и по результатам сезона становится лучшим гонщиком Италии. В следующем году ему удается повторить свой успех, а в 1939, несмотря на полное и безоговорочное доминирование немецких команд Mercedes и "Auto Union, победить в Гран При Триполи.
После Второй Мировой войны в 1946 году Джузеппе выигрывает гонку Гран При Наций, которая проводилась в Женеве. Пропустив один год, Фарина на частном "Мазерати" возвращается в мир гонок Гран При, чтобы стать триумфатором в Монако и в Женеве. В 1949 году на том же "Мазерати" Фарина добывает победу на Гран При Лузаны, а пересев на машину "Феррари", побеждает в Гран При Розарио.
Необходимо отметить, что из всех перечисленных главных достижений "до формульного" периода Фарины, лишь одна победа была одержана на официальном Гран-При Монако'48. Для сравнения, Луиджи Фаджиолли к первому чемпионату Формула-1, кроме победы на Гран При Монако в 1935 году, имел еще три "официальных" победы. И несмотря ни на что, судьбе было угодно, что бы первым чемпионом Ф1 стал не Луиджи Фаджиолли, не Луиджи Виллорези, не Луи Широн, не Альберто Аскари, а именно Джузеппе "Нино" Фарина...
На последней гонке 1950 года - Гран При Италии - только фатальное невезение помешало Хуану Мануэлю Фанхио стать чемпионом мира. В преддверие гонки в Монце, партнеры по команде "Альфа" Фарина и Фанхио имели равное количество побед - по три, а в личном зачете чемпионата - 26 очков Фанхио против 22 у Фарины. Учитывая тот факт, что Джузеппе "Нино" Фарина был итальянцем, тогда как Фанхио представлял на гоночных трассах Аргентину - страну, в которой у власти находился диктатор Перон, - возникает риторический вопрос. Почему во время решающего этапа у Хуана Мануэля Фанхио ломается одна Alfa 158, а затем и другая, на которую он успел пересесть, чтобы все же закончить гонку? А в это время Джузеппе "Нино" Фарина, представляющий Старый Свет, без особого труда одерживает победу и становится триумфатором всего сезона.
Была ли эта воля судьбы в чистом виде или же за всем этим скрылась тонкая политическая игра, ни кто и никогда не узнает. Главное то, что Джузеппе Фарина навсегда останется звеном, связывающим полувековые эпохи истории автомобильного спорта.
Журнал "Pro Формула" март'99