Гонщик из джунглей
В самом начале своей гоночной карьеры нынешний новобранец команды Jaguar Racing Антонио Пиццония получил прозвище Jungle Boy - Парень Из Джунглей. Бразильца стали называть так отнюдь не только потому, что он родился в городке, расположенном в амазонских джунглях. На трассе он дерзок и дико быстр, и как говорят знающие Антонио люди, талантом гонщика он наделен от природы. В 2003 году ему предстоит доказать это в Формуле-1.
В автоспорт - за хорошие оценки в школе
Держать руль Антонио Пиццония научился не сидя в карте, как большинство его коллег-гонщиков, а... катаясь на тракторе на ферме у своего отца. К восьми годам он неплохо овладел сельхозтехникой, но, по его собственному признанию, не проявлял ни малейшего интереса к гонкам, отдавая предпочтение другому национальному бразильскому спорту - футболу. Это и не мудрено, ведь в его родном городе Манаус небогатой провинции Северо-Восточная Амазония, не было ни одного картодрома, а гонки проходили на стройплощадке.
Несмотря на такую неблагоприятную среду, судьбе было угодно, чтобы Антонио занялся автоспортом. К тому моменту, когда ему исполнилось девять лет, в гараже дома Пиццонии уже два года пылился карт, подаренный отцу семейства его приятелем, бывшим гонщиком. За хорошие оценки в школе отец решил отвезти своего сына на местный импровизированный картодром, чтобы тот мог попробовать себя за рулем маленькой гоночной машинки. Антонио быстро освоился и в том же 1990 году принял участие в чемпионате Амазонии по картингу. Итог был более чем успешным: чемпион в категории «кадет».
Пиццония быстро перерос уровень местного первенства и в 1992 году уговорил своих родителей отправить его в гоночную столицу Бразилии Сан-Паулу, где проводится самый престижный картинговый чемпионат в Латинской Америке. К 1996 году Антонио выиграл его во всех мыслимых классах, включая высшую категорию «А», записал на свой счет 27 побед и 31 поул в 50 гонках и снискал себе славу самого талантливого бразильского картингиста со времен тогда уже покойного Айртона Сенны. Следуя по стопам своего великого соотечественника, Пиццония решил осваивать «формулы»...
Триумфальное шествие
Антонио отравился в Европу не сразу, а сделав остановку в Северной Америке, в серии Barber Dodge и гоночной школе при ней. Ее владельцы были наслышаны об успехах 16-летнего бразильца, но все же опасались, как бы незнакомый с «формулами» новичок не переоценил свои возможности. Оказалось, что это они недооценили его: на первых же тестах в Майами Пиццония побил рекорд трассы. Чемпионат Антонио закончил на втором месте, но мыслями уже был в Старом Свете. «Раз я хочу выступать в Формуле-1, значит, нужно ехать в Англию», - рассудил бразилец, уже не представлявший себя вне мира высоких скоростей.
Обосновавшись в знаменитом «доме Баррикелло» близ Кембриджа, который уже давно стал пристанищем для приезжавших в Европу бразильских гонщиков, Пиццония приступил к покорению престижных британских «формул». В 1997 году в Формуле-Vauxhall Junior он выиграл первую же гонку, затем, перебравшись в одну из тамошних топ-команд, - зимний чемпионат, а в 1998 году и основное первенство. Поднявшись на ступеньку выше, в Формулу-Renault, Антонио действовал по той же схеме: победа в зимнем чемпионате в первый сезон и полный триумф - 12 выигранных гонок из 13 - в полноценном чемпионате на следующий год. «Антонио - самый одаренный гонщик, которого я когда-либо видел, - вспоминает Джон Бут, шеф команды Manor, чьи цвета Пиццония защищал в Формуле-Renault. - У него есть невероятное желание ехать на пределе в каждом повороте. Он не из тех, кто осторожничает, думая о своей безопасности». Талант Пиццонии не остался незамеченным и для «охотников за головами» из Формулы-1: в том же 1999 году молодого бразильца пригласила на тесты команда Williams, а затем - Benetton и Arrows.
Как известно, Кими Райкконен, принадлежащий к тому же поколению гонщиков, что и Пиццония, попал в «большой цирк» прямиком из Формулы- Renault. Для Антонио путь к мечте выдался не таким коротким. В сезоне-2000 Пиццония выступал в британской Формуле-3 и выиграл чемпионат с поистине фантастическим превосходством над соперниками: лидируя в личном зачете с первой и до последней гонки, он стал первым с 1991 года пилотом, который завоевал титул в свой дебютный сезон. Казалось бы, после этого сам бог велел боссам из Формулы-1 забрать к себе подающего надежды бразильца, но, увы, Пиццония не мог похвастать такой поддержкой спонсоров, как, например, выигравший британскую Формулу-3 на следующий год Такума Сато. Да и достойных вакансий перед стартом сезона-2001 в «большом цирке» не было. Поэтому Антонио отправился «дозревать» в международный чемпионат Формулы-3000.
Пора испытаний
Новым местом работы Пиццонии стала команда Petrobras Junior, патронируемая бразильской нефтяной компанией Petrobras. Одержав единственную победу на девятом этапе чемпионата в Хоккенхайме, Антонио закончил сезон-2001 на непривычно низком шестом месте. Не секрет, что по своим характеристикам тяжелая машина Формулы-3000 выпадает из цепочки Формула-3 - Формула-1, в чем бразилец убедился на личном опыте. Хорошо знающий его Джон Бут вообще считает, что переход в Формулу-3000 был бесполезным топтанием на месте: «Тогда Антонио не сомневался в том, что уже давно заслужил право выступать в Формуле-1, и потому Формула-3000 не доставляла ему никакого удовольствия». Бразилец, видимо, до такой степени не сомневался в своем светлом автогоночном будущем, что уже тогда поменял скромную квартиру в Кембридже на апартаменты в Монте-Карло...
К счастью для Пиццонии, в конце 2001 года уже знакомая ему команда Ф-1 Williams, партнером которой, кстати, является все та же Petrobras, решила к новому сезону расширить свой штат тест-пилотов и пригласила Антонио в напарники Марку Жене. Для бразильца это был отличный шанс: опыт работы испытателем в топ-команде впоследствии мог открыть дорогу в основной состав одной из «конюшен» второго эшелона. «Для меня эта работа была гораздо важнее, чем еще один сезон в Формуле-3000», - не скрывает Пиццония.
Как известно, одного лишь природного таланта для тест-пилота недостаточно. Но Парень Из Джунглей и тут не подкачал. 14 тысяч километров на тестах и похвалы технического директора Патрика Хеда за знание технической стороны дела стали отличным дополнением к гоночному авторитету Антонио. Правда, в Формуле-3000 сезон складывался еще хуже, чем предыдущий: ни одной победы, дисквалификация за несоответствие машины правилам на последней гонке чемпионата и лишь восьмое место в личном зачете международного чемпионата. Однако Пиццонию больше беспокоило не настоящее, а будущее: одно время он вел переговоры с Toyota, а в сентябре его пригласила на тесты команда Jaguar.
Из джунглей - к «ягуарам»
Jaguar еще с лета 2002 года подыскивала талантливых новобранцев в свой состав на следующий сезон. Шеф «дикой кошки» Ники Лауда для начала уволил конструкторов, которые создали неконкурентоспособный автомобиль R3, и был не прочь избавиться от немолодых пилотов Педро де ла Росы и Эдди Ирвайна, которым уже вряд ли было суждено открыть новую страницу в истории команды. Jaguar приглашала на тесты Фернандо Алонсо и Марка Уэббера. Пиццоиия стал последним из «испытуемых». Однако именно Антонио выступил убедительнее всех, показав абсолютно лучший круг для автомобиля R3 на трассе в Барселоне. Способность ехать быстро за рулем незнакомой машины - одно из главных проявлений гоночного таланта. Лауда как экс-пилот Формулы-1 знал это не понаслышке и потому приложил все усилия, чтобы «выцарапать» Пиццонию из кабалы долгосрочного контракта с Williams. «Нас привлекли в Антонио его скорость и инстинкт гонщика, он по-настоящему одарен, - объяснил свой выбор Лауда. - Его приход - это новая струя не только для нашей команды, но и для всей Формулы-1».
Можно сказать, что Jaguar и Пиццония идеально подходят друг другу. Под конец сезона-2002 команда, наконец, пошла в гору и не без оснований рассчитывает на дальнейший прогресс в следующем году. Антонио, в свою очередь, уже давно уверен: ему есть что сказать в Формуле-1. В Williams бразилец отлично освоил «формульную» технику, а за два года в Формуле-3000 изучил большинство трасс, где проходят Гран При. Так что новичком его можно назвать разве что формально. «Я осознаю, что предстоит огромная работа, но меня это не пугает, потому что вся команда готова трудиться», - подчеркнул Пиццония, которого весть о подписании контракта с Jaguar застала в Нью-Йорке, где он участвовал в ежегодном марафоне.
При удачном развитии событий команда и гонщик будут вместе двигаться вперед и, как наверняка мечтал Лауда, рано или поздно вместе покорят «формульный» Олимп. Но даже если «дикая кошка» не оправдает надежд Парня Из Джунглей, он не пропадет в «террариуме» Ф-1, уверен его покровитель Джон Бут. «Дайте Антонио несколько лет, и он будет бороться за победы в одной из топ-команд, - обещает он. - Ведь он отлично знает, как выигрывать гонки и чемпионаты». Остается надеяться, что за последние два года Пиццония не утратил этот врожденный талант…
Максим Бордунов
Журнал "Формула-1", Январь 2003г.