Тацио Нуволари: "Il Montavani Volante"
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

"Il Montavani Volante"

"Il Montavani Volante"

Il Montavani Volante - "Летучий мантуец" - так называли ставшего легендой уже при жизни Тацио Нуволари. Этот итальянский гонщик, служивший воплощением отчаянной смелости в течение 30 лет поражал спортивный мир своими победами в авто и мотогонках.
Нуволари родился 18 ноября 1892 года, в местечке Кастельдрио,близ Мантуи. Его дядя, Джузеппе Нуволари работавший в представительстве фирмы Bianchi, и познакомил впервые своего племянника с миром мотоспорта. После службы в армии, где он был водителем, Нуволари в 28 лет серьезно начал заниматься мотогонками. Он участвовал в гонках Нортон, Саролеа, Гарелли, Фонгри. Его успешные выступления заметило руководство известной в то время команды Bianchi и пригласило Тацио под свои знамена. Вскоре, будучи членом команды Bianchi, Нуволари завоевал титул чемпиона Италии.
Во время тренировок на Гран При Монцы, Нуволари попал в аварию и сломал обе ноги. Врачи наложили ему гипс на обе ноги и заявили, что он сможет ходить только через месяц, а участие в гонках вообще откладывается на неопределенный период. На следующий день маленький упрямец Тацио, привязанный к мотоциклу, стартовал в Монце. Своим механикам отчаянный итальянец приказал придерживать его на старте и ловить на финише.

В 1924 году, в возрасте 32 лет, все еще участвуя в мотогонках, Нуволари начал осваивать гоночные автомобили. В 1927 году он организовал свою собственную команду и, продав часть доставшегося ему наследства, на паях со своим партнером, известным мотогонщиком Ахилле Варзи приобрел пару Bugatti 35B. Позднее их партнерство превратилось в яростное соперничество и Ахилле ушел из команды. Будучи сыном богатого коммерсанта, Варзи мог позволить себе машину получше и приобрел Alfa P2. С этим автомобилем, поистине самым лучшим на континенте, Варзи какое-то время был первым.
В течение 10 лет Нуволари одерживал победы на 2 и 4 колесах, но настоящая слава пришла к нему после того, как он полностью сконцентрировался на автогонках.
В 1929 году Нуволари подписал контракт с Alfa Romeo и хотя в дальнейшем он пилотировал машины Bugatti, Maserati и Auto Union, его имя навсегда стало синонимом Alfa Romeo, с которой связано большинство побед Тацио. Недаром, отдавая должное доблестному защитнику ее цветов и проводя параллель между своим легендарным прошлым и настоящим, Alfa Romeo назвала свой новый концепт-кар в честь Нуволари - "Nuvola".
Одной выдающихся побед в карьере Нуволари, стала его победа на гонках Милле Милиа 1930 года. У всех очевидцев навсегда остался в памяти тот момент, когда Нуволари, во время ночного этапа 16 часовой гонки, управляя Alfa 1750 с выключенными фарами, догнал ничего не подозревающего Варзи, который стартовал на 10 минут раньше его и часть пути незамеченным ехал за ним ориентируясь только по габаритным огням его машины. За три километра до финиша, просигналив, он внезапно вынырнул сбоку, с легкой усмешкой поглядел на своего недоумевающего коллегу, включил фары и устремился вперед, к победе.
Несмотря на горечь поражения, Варзи нашел в себе силы после гонки искренне поздравить своего постоянного конкурента и даже назвал его Маэстро.
За годы своей карьеры гонщика Нуволари бесчисленное количество раз попадал в аварии, ломал себе руки и ноги, но при этом был совершенно нечувствителен к боли.Он отлично понимал всю опасность своей профессии, хотя относился к этому довольно цинично. Феррари вспоминал,: "Когда Нуволари собирался на гонки Тарга Флорио я дал ему обратный билет. "Вот все говорят, что ты хороший бизнесмен", сказал мне Тацио, " а на самом деле нет. Ты должен покупать билет только в одну сторону - когда твой гонщик едет на гонки, ты должен иметь в виду, что обратно он может вернуться в деревянном ящике".
Там же, на Тарга Флориа 1932 года, Тацио попросил менеджера команды Alfa Corse Энцо Феррари дать ему механика, который весил бы еще меньше чем он (в те времена механики участвовали в гонках вместе с пилотами).


Нуволари и Энцо Феррари

Феррари нашел ему такого - легкого, но молодого и неопытного. Нуволари сказал юноше, что предупредит его, когда они будут приближаться к особо трудному и опасному повороту, для того чтобы тот укрылся под приборной доской. После гонки и очередной победы Нуволари, Феррари спросил механика, как все было. "Нуволари начал орать уже на первом повороте, а закончил на последнем и я всю гонку пролежал на полу", ответил тот.
Друг и соратник Нуволари, Рене Дрейфус вспоминал," Он говорил с машинами и они понимали его! Это было невероятно. В кокпите автомобиля он прыгал из стороны в сторону, вкладывая всего себя в поворот. Иногда казалось, что он сам, физически, направляет автомобиль, заставляя его быстрее, резче пройти поворот. Мы спрашивали себя, как он может так ездить? Ведь это же все неправильно. Но он побеждал..."
К 1933 году Нуволари собрал большой букет побед на различных гонках Гран При и спортивных автомобилей, управляя Alfa Monza, Alfa P3, но из-за разногласий с шефом Alfa Corse (а впоследствии Scuderia Ferrari) Энцо Феррари, покинул команду.
В это время на гонках Гран При появились монстры Auto Union и Mercedes и вскоре Нуволари понял всю безнадежность борьбы с ними уже порядком устаревших итальянских автомобилей.
От немцев Нуволари поступило предложение перейти в команду Auto Union и горячий итальянец, не любивший проигрывать, почти согласился. Однако этому переходу воспротивился его бывший соратник Варзи, который в то время уже был членом команды Auto Union. Вероятно Варзи не хотелось снова становиться номером 2 в команде.
Поэтому в 1935 году Нуволари перешел в Maserati. В том же году он участвовал в гонках Tourist Trophy в Северной Ирландии на компрессорном MG K3 Magnette. После очередной победы на этих гонках кто-то спросил его, доволен ли он тормозами MG. Нуволари ответил:" Ничего не могу сказать. Я ими почти не пользовался."
В 1935 году прославленного гонщика уговорили вернуться в команду национальной жемчужины Италии - Alfa Romeo, в составе которой он в том же году одержал одну из своих выдающихся побед на гонках в Нюрбургринге.
У каждого выдающегося гонщика бывает самый великий день в его спортивной карьере. Для Нуволари таким днем стал день гонок Гран При на Нюрбургринге. Управляя устаревшей Альфой P3 он противостоял могуществу всей немецкой нации. Тацио шел на грани возможного, а может быть и сверх того. Неустанное преследование Нуволари вынудило Манфреда фон Браухича на лидировавшем Mercedes, на последнем 22 круге сойти с трассы с проколотой шиной. И Тацио, в молчании трибун, на которых собралось все нацистское руководство, первым пересек финишную черту...
В том же 1935 году, в Брно на Гран При Чехословакии, Нуволари пришел первым, управляя автомобиль который ехал буквально на трех колесах.
После этого, на Alfa 12C-36 Нуволари побеждал на различных соревнованиях, включая первые гонки на приз Вандербильда.
В ходе тренировок на Гран При Триполи он попал в серьезную аварию, но снова сбежал из больницы, поймал такси, добрался до трассы и пришел седьмым на резервном автомобиле.
Вообще же, в те годы, когда Гран При не были так заражены духом коммерции и прагматизма, как современные гонки, когда автомобили были далеки от совершенства, но уже имели по нескольку сотен лошадей под капотом, каждый заезд был подвигом, а каждый гонщик героем. Великолепны были Варзи, Караччиола и другие, но поистине величайшим гонщиком 30-х был Нуволари.
Он управлял автомобилем в манере присущей только ему одному. Нуволари первым начал применять управляемый полный занос автомобиля. Но главным в его стиле было то, что он управлял автомобилем полностью повинуясь инстинктам.
В случае с Нуволари создавалось впечатление единоборства наездника с необъезженной лошадью. Но вместо того, чтобы бороться с нею, он позволял ей свободно нестись. Нуволари мог рано входить в поворот, увеличивая газ и слегка корректируя рулем направление движения автомобиля. При этом, когда он выходил из поворота, скорость его машины была просто исключительной. Многие пытались подражать его технике, но никому не удавалось скопировать его инстинкты. Только Тацио мог ездить как Тацио.
Все кто знал Нуволари помнят его непоколебимую волю к победе, его желание обойти автомобиль идущий перед ним, будь он на 1 или 10 месте, его паталогическую ненависть к проигрышам.
Как говорил его товарищ по Scuderia Ferrari, Рене Дрейфус, "Если в чем Нуволари и повезло, так только в том, что он соревновался в то время, когда водительское мастерство могло компенсировать недостатки машины".
После трагической гибели в 1938 году Берндта Розмайера и раннего ухода из гонок из-за злоупотребления наркотиками, Варзи, Auto Union отчаянно искал гонщика, который мог бы справиться с их мощным гоночным болидом. По совету Фердинанда Порше они обратились к Нуволари и он выиграл для них в 1938 -39 годах Гран При Британии в Донингтоне и Гран При в Монце.
За Нуволари осталась и победа в последней гонке довоенной эры на Гран При Югославии.
Ничто,ни разногласия с коллегами, ни аварии, ни травмы не могли помешать участию Нуволари в гонках. Только разразившаяся война смогла это сделать. Но сразу же, как только отгремели последние выстрелы, Нуволари, которому в то время было уже 53 года, снова сел за руль гоночного автомобиля. Он потерял двух сыновей, умерших от туберкулеза, его собственное здоровье пошатнулось - но Нуволари пытался забыть обо всем, снова участвуя в гонках.
В первых послевоенных гонках участвовали автомобили самых различных марок, как правило собранные до войны.Не хватало запчастей, машин, людей - все держалось только на энтузиазме. И вот во время одной из таких гонок, у автомобиля Нуволари отлетело рулевое колесо. Однако неунывающий Тацио сумел доехать до бокса, держа в одной руке руль, а другой придерживая рулевую колонку.
Нуволари продолжал побеждать, но возраст и усиливающаяся острая астма, результат многолетнего вдыхания выхлопных газов, наконец взяли свое. Его последняя гонка Милле Милиа 1948 года была решающим эпизодом в блистательной карьере Нуволари. Он говорил, что хочет умереть во время гонки, но в этом желании ему было отказано... Последний раз он сел за руль гоночной машины в 1950 году на горных соревнованиях в Сицилии.
Всего, за свою карьеру Нуволари одержал 70 побед на гонках мирового класса, из них 12 на Чемпионатах мира и 49 на Гран При, трижды выигрывал Милле Милиа и один раз Ле Ман.
11 августа 1953 года, спустя 9 месяцев после разбившего его паралича, Тацио Нуволари скончался в своем родном Кастельдрио. Согласно его воле, он был похоронен в своей известной всему гоночному мире форме - синих брюках и желтой куртке с монограммой "TN" и эмблемой черепахи.
Более 50 тысяч человек пришли отдать последние почести прославленному гонщику.
Энцо Феррари приехавший на похороны в Мантую из Модены, заглянул в лавку спросить дорогу. Увидев иногородние номера и не зная кто перед ним, хозяин пробормотал, "Спасибо что приехали. Такого человека больше уже не будет никогда."



Знаете ли Вы что...