Марк Жене: Интеллектуал больших призов
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Интеллектуал больших призов

Интеллектуал больших призов

Имена гонщиков-дебютантов Больших Призов (если только это не Жак Вильнев, приход которого в Формулу-1 в 1996-м был обставлен с помпой) публике известны мало. И тому есть объяснение, - лишь немногие, следят за продвижением гонщиков но младшим Формулам, а именно они и питают кадрами «королеву» автогонок. Чуть ли не единственной более-менее известной широкой публике серией является международный чемпионат Формулы-3000 - и если пилот и там не собрал большого урожая призов, говорить о том, что его появление в Формуле-1 будет воспринято с большим воодушевлением, не приходится. И все-таки «свежая кровь» необходима. Так что давайте чуть повнимательнее присмотримся к молодой поросли Формулы-1. А то, как вздумают Михаэль Шумахер с Дэвидом Култхардом ругать неуступчивых круговых, а мы с ними не то чтобы «в лицо», даже «по имени» не знакомы...

Один из новичков нынешнего сезона - испанец Марк Жене - еще несколько месяцев тому назад интересовал разве что соотечественников. Испанцев в Формуле-1 помнят профессионалы и знатоки, простой любитель «королевских» гонок вряд ли сразу назовет имя последнего пилота Гран При из Испании - Луиса Переса-Сала, который в 1988-1989 годах гонялся за Minardi. И ясно почему - никаких сколько-нибудь заметных успехов ни один из представителей страны Мигеля де Сервантеса и Сальвадора Дали не добился. Не в пример лучше выступали прапрапраправнуки выходцев из Старого Света - аргентинцы и мексиканцы.
Еще за месяц до старта 50-го чемпионата мира никто и не помышлял о том, что в Minardi появится испанец, ибо место призового пилота было прочно закреплено за аргентинцем Эстебаном Туеро. Однако последовало совершенно неожиданное решение соотечественника великого Фанхио завершить выступления в Формуле-1 - и место в итальянской команде оказалось свободным. Счастливый билет вытянул испанец Марк Жене.
В самом начале декабря прошлого года на автодроме Каталунья Монтмело итальянская «конюшня» проводила специальные тесты претендентов на место в команде. Участие в них принимали официальный гонщик-испытатель команды Лоран Редон, чемпион итальянской Формулы-3 Донни Кревелс и Марк Жене. Испанец сразу привлек внимание Джанкарло Минарди, Габриэле Руми и Чезаре Фьорио поистине феноменальной скоростью. Лучшее его время, показанное на отведенных 20 кругах, первых в его жизни за рулем автомобиля Формулы-1, было всего на 3,2 секунды хуже, чем результат, показанный в тот же день самим Михаэлем Шумахером.
«Это был великолепный шанс реализовать мечту последних десяти лет моей жизни! И все сложилось наилучшим образом, - говорит Марк, вспоминая те дни. - Ведь до тестов я не знал, верить ли словам других гонщиков, говоривших, что болид Формулы по сравнению со всеми остальными машинами - другой мир. «Формула» мне понравилась сразу. В особенности своей возможностью очень позднего торможения в поворотах. Я потихоньку приспособился и на 15-м круге был в состоянии показать вполне приличное время».





В итоге Minardi остановила свой выбор именно на испанце. А ведь никаких сколько-нибудь значительных регалий за свою гонщицкую карьеру Марк не получил, - был более известен в качестве брата чемпиона Испании в «туризме» Хорди Жене. Кстати, именно брат и явился движущей силой, увлекшей его в гонки, а поскольку родители ни минуты не отговаривали Марка и не препятствовали его выбору, все сложилось на удивление естественно. С 1987-го по 1991-й Марк принимал участие в картинговых соревнованиях (кстати. Жене до сих пор любит проводить свободное время за рулем карта), за это время не один раз становился чемпионом Каталонии и (самым молодым за всю историю) Испании. Но выступления в британской Формуле-Ford, а затем в Формуле-3 к числу ярких отнести никак нельзя. Свой потенциал он продемонстрировал лишь в итальянской Super Formula и новой испанской серии Open Fortuna, которые выиграл в 1996 и 1998 годах. Дебют же в международной Формуле-3000 получился не слишком удачным - не было за его спиной серьезных спонсоров, да и сильнейшая авария в одной из гонок привела к тому, что Жене провел в этом чемпионате всего шесть гонок.
Впрочем, положительный эффект от пребывания в Англии все же был, - наверное, это особенно ценят родители испанца - Марк одновременно учился в Букингемском университете, который закончил в 1994 году. Это была нелегкая задача - выступать в гонках столь серьезного уровня и учиться на уровне, который шуточным также не назовешь. Немногие гонщики могут похвастаться хорошим образованием, а испанец в свои 24 имеет степень бакалавра по экономике. Кстати, одним из его горячих желаний является получение второй - по праву.
Но с этим определенно придется подождать. Сейчас от Марка требуется совсем иное - доводить до финиша свою Minardi. Оправдает ли он «высокое доверие»? Пока сказать сложно. Во время первых Гран При сезона 1999 года Марку в основном приходится бороться с машиной, с трассой, с собой. И чуть-чуть с соперниками.
«Мир и обстоятельства постоянно изменяются. Так же и человек должен постоянно адаптироваться к новой ситуации», - считает испанец. Прекрасные слова. Слова не мальчика, но мужа.

И еще немного информации к размышлению о гонщике и человеке по имени Марк Жене.
-   25 лет. Холост. Характер спокойный (по испанским меркам).
-   Зарекомендовал себя как большой любитель чтения, - его частенько видят погруженным в книгу. - Предпочитает серьезные журналы типа The Economist, Business Week, Newsweek, Le Point и Focus. Приступил к изучению французского, итальянского и немецкого языков.
-   Любимый фильм - «Неприкасаемые». Идеальным местом отдыха считает любое тихое местечко с минимальным количеством народа. Поэтому предпочитает отдыхать на Коста Брава зимой.
-   Любимой машиной считает Ferrari 355, хотя, как любой здравомыслящий человек, понимает, что на таком авто по городу особо не разъездишься.
-   Преклоняется перед человеческими качествами Дэмона Хилла, но наиболее цельным гонщиком Формулы-1 считает все-таки Михаэля Шумахера.

Лишь время покажет, поможет ли интеллигентность Марку Жене закрепиться в Формуле-1 или он окажется очередным «временщиком». Хотя, согласитесь, и эта честь выпадает на Земле лишь единицам...

Лина Холина «СЭ» специально для «Формулы-1»

Журнал "Формула-1", июль 1999г.



Знаете ли Вы что...