Алекс Йонг: Исключительный Алекс
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Исключительный Алекс

Исключительный Алекс

О возможности появления Алекса Йонга в Формуле-1 впервые заговорили еще в середине лета. И, как это уже часто бывало, через пару месяцев слухи подтвердились – 25-летний малайзиец стал первым представителем своей страны в чемпионате мира. Ни для кого не секрет, что возможность выступать за страдающую от безденежья Minardi Алекс получил не в последнюю очередь благодаря поддержке богатых земляков из компании Magnum. Опять же по слухам, сумма достигает 20 млн долларов. Но наличие серьезного спонсора хотя и приветствуется, но само по себе еще не дает права участия в Гран При. А сколь-нибудь заметными успехами малайзийский пилот похвастаться пока не может – ни в международной, ни в японской Ф-3000 он ни разу не финишировал даже в первой тройке. Но, оказывается, даже в таком случае гонщик имеет возможность получить заветную суперлицензию. Вот что говорят об этом правила Ф-1:

Приложение L к международному спортивному кодексу
Глава I, статья 5
Получение суперлицензии

5.1 Суперлицензии выдаются Комиссией Формулы-1 на основании ее решения и учитывая специальный запрос и рекомендации национальной спортивной организации страны гонщика, основываясь на списке его/ее достижений и следующих условиях:
1) гонщик заключил соглашение с командой, участвующей в ЧМ Ф-1, о том, что в сезоне, когда подана заявка, он будет управлять автомобилем Формулы-1 в качестве первого, второго или запасного пилота;
2) гонщик обладает лицензией класса А (она выдается за попадание в первую пятерку любого чемпионата FIA или основных международных или национальных чемпионатов – прим. ред.);
3) гонщик:
а) классифицирован в первой четверке по итогам чемпионата FIA Ф-3000 в течение последних двух лет, или
б) классифицирован в первой тройке по меньшей мере в пяти гонках или в первой шестерке по меньшей мере в 10 гонках в чемпионате FIA Ф-3000 в течение последних двух лет, или
в) классифицирован в первой тройке японского чемпионата Ф-3000 в течение последних двух лет, или
г) классифицирован в первой шестерке чемпионата Indy Racing League (IRL) или американской серии CART в течение последних двух лет, или
д) действующий чемпион основного чемпионата Ф-3 одной из следующих стран: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония (чемпион считается действующим на протяжении 12 месяцев с последней гонки его/ее чемпионского сезона), или
е) стартовал в по меньшей мере в пяти гонках чемпионата мира Ф-1 в прошлом году, или
ж) (в исключительных случаях) зафиксировал результат, который единогласно признан достаточным (сейчас это 3000 км – прим. ред.) на Бюро Комиссии Ф-1 и проехал не менее 300 км на современной машине Ф-1 на гоночных скоростях, максимально в течение 2 дней, что подтверждено спортивной организацией страны, где проходили тесты. Во внимание принимаются только результаты, показанные на одноместной машине. Если члены Бюро не достигли единодушного согласия, решение принимается Комиссией в целом.
В этом случае окончательный запрос должен быть направлен в FIA по меньшей мере за 14 дней до технической инспекции первого соревнования ЧМ Формулы-1, в котором кандидату предстоит стартовать.
Имя гонщика остается в списке обладателей суперлицензии на протяжении 12 месяцев; если по окончании этого срока он/она более не соответствует вышеизложенным критериям, ситуация может быть вновь рассмотрена Комиссией Формулы-1.
5.3 Гонщик, получивший суперлицензию по условиям пункта 3ж, изложенного выше, получает ее на испытательный срок в один год, на протяжении которого суперлицензия считается выданной предварительно. Через три месяца после выдачи ситуация может быть пересмотрена.
Именно пункт 3ж в последнее время все чаще дает пилотам дорогу в Ф-1. Впервые по нынешним требованиям суперлицензию подобным образом получил Эстебан Туэро. Зимой 1998 года молодой аргентинец также претендовал на место в Minardi, но не мог похвастать решительно никакими достижениями. И тогда Комиссия подняла планку "достаточного результата” с 300 до 3000 километров. Эстебану удалось преодолеть и эту дистанцию, и 300-километровый "спринт”, но это оказалось едва ли не единственным его достижением в сезоне-98.
Конечно, уже само по себе получение суперлицензии является признанием того, что пилот принадлежит к мировой элите. Но в Ф-1 это не более чем пропуск на старт. Дальше все зависит от самого пилота. Еще полгода назад многие всерьез высказывали мнение, что другой "исключительный” гонщик, Кими Райкконен, может быть опасен для Ф-1, а сейчас молодой финн уверенно входит в первую десятку чемпионата. Йонгу также представилась прекрасная возможность. Получится ли у малайзийца реализовать ее, покажут гонки.

Александр Кабановский

Журнал "Формула-1" октябрь, 2001



Знаете ли Вы что...