Кеке Росберг: Неслучайный чемпион
Кеке Росберг: Неслучайный чемпион
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Неслучайный чемпион

Неслучайный чемпион

Что нужно для того, чтобы стать чемпионом мира? Талант, быстрая и надежная машина, расторопные механики, поддержка команды. Но этот список был бы неполон без банального везения. История Формулы-1 помнит чемпиона, извлекшего максимум из этого ингредиента успеха. Звали его Кеке Росберг.
Вообще-то, Кейо Росберг родился в Швеции. И быть уроженцу Стокгольма национальным героем "тре крунор", если бы родители не увезли его в соседнюю Финляндию. Так Росберг оказался первым пилотом, который подарил Суоми победу в самой престижной автоспортивной дисциплине и фактически стал родоначальником формульной династии "летучих финнов".
Начало карьеры Кеке было многообещающим: в 1975 году 26-летний финн выиграл чемпионат Формулы-Vee. Дальше дело, впрочем, застопорилось. Ни в Ф-2, ни в Ф-Atlalntic ничего путного у него не вышло. Пришлось податься в далекую Новую Зеландию, где Росберг победил в заштатном первенстве Stuyvesant. На этом наш рассказ мог закончиться: Кеке было уже под тридцать, а больших высот в автогонках он так и не достиг. Но на традиционном "Международном Трофее" в Сильверстоуне финн одержал совершенно неожиданную победу, пилотируя болид Theodore-Ford, принадлежавший гонконгскому миллионеру Тедди Йипу.

за рулем не самых быстрых Wolf...

и Fittipaldi

Последний вспомнил о Росберге, когда Эдди Чивер, защищавший цвета "конюшни" в чемпионате мира, отказался продолжать свои выступления после первых двух гонок сезона-78. Приглашенный на замену Кеке быстро понял почему американец поспешил оставить Theodore.
Йип был обычным гоночным энтузиастом. Команда финансировалась вне зависимости от показанных результатов - средства просто выделялись ее хозяином, сколотившим состояние в Бирме после второй мировой войны. Менеджер коллектива Сид Тейлор исполнял свои обязанности спустя рукава, а в настройки шасси, созданного бывшим конструктором Brabham Роном Торанаком, мог вносить изменения едва ли не любой механик. В итоге, дебют Росберга получился просто ужасным: кокпит залило горючим из протекавшего бака.
Ни о каких пристойных результатах не могло быть и речи. Финн решил последовать примеру Чивера, но его последующие работодатели - ATS и Wolf - были ничуть не конкурентоспособнее. Любопытно, что финская пресса, ныне обсуждающая чуть ли не каждый шаг Сало и Райкконена, игнорировала выступления своего соотечественника. Кеке попытался было изменить положение, устроив несколько встреч с репортерами, но СМИ продолжали уделять ему минимум внимания.
Ситуация изменилась когда братья Фиттипальди выкупили у Вальтера Вольфа имущество его команды. Болид, сконструированный Харви Постлтуэйтом, позволил финну подняться на третью ступень пьедестала в Аргентине. Административную сторону дела замечательно организовали проявивший себя толковым управленцем Вилсон Фиттипальди и экс-менеджер Lotus Питер Уорр. Когда пришло время подводить итоги сезона, оказалось, что Кеке опередил своего шефа - двукратного чемпиона Эмерсона Фиттипальди. В следующем году, однако, коллектив лишился поддержки своего главного спонсора, бразильской пивной компании Skol, и скудная матчасть не позволила набрать ни единого очка.


В 1982-м Кеке получает в свое
распоряжение Williams FW08

Однако финн в каждой гонке выкладывался на все сто, что не могло не привлечь внимание менеджеров топ-команд. Одним из них был Фрэнк Уильямс, который подыскивал замену Алану Джонсу. На тестах во французском Ле-Кастеле финн показал себя быстрым и зрелым гонщиком. И хотя злые языки утверждали, что прижимистый хозяин Williams взял Кеке в команду главным образом из-за невысокой стоимости его контракта, новичок с первых же гонок сезона-82 показал себя достойным напарником именитого Карлоса Ройтеманна. Когда же аргентинец решил повесить шлем на гвоздь, Росберг сенсационно стал примой одной из лучших команд первенства. Однако настоящая сенсация была впереди - по итогам сезона финн стал чемпионом мира.
Его успех до сих пор считается случайностью. В самом деле, фаворитами сезона были гонщики Ferrari - Жиль Вильнев и Дидье Пирони. Но канадец погиб, а уверенно лидировавший в первенстве француз попал в тяжелейшую аварию на Большом призе Германии. Что же касается действующего чемпиона Нельсона Пике, то команда бразильца Brabham мучилась с многообещающими, но ненадежными моторами BMW и ни что не претендовала.
И все же сказать, что Росберг был лучшим из худших, нельзя. Серьезнейшую конкуренцию финну составляли Renault Алана Проста и Рене Арну, McLaren Ники Лауды и Джона Уотсона. Да, финн выиграл всего один Гран При, но тогда никому не удалось победить больше, чем дважды (в сезоне-82 был поставлен до сих пор не побитый рекорд - на первую ступень пьедестала восходили одиннадцать разных гонщиков).
Да, у Williams была самая надежная техника, но команда использовала "атмосферник" Cosworth DFV, проигрывавший турбодвигателям Ferrari, BMW и Renault порядка сотни "лошадок", а новая модель FW 08 была подготовлена лишь к пятой гонке года. Тем не менее финн зачастую оказывался быстрейшим на трассе, о чем красноречиво говорит поул-позиция в Брэндс-Хэтч.
Нельзя умолчать и об обидной дисквалификации Кеке в Бразилии. Это произошло в самый разгар войны FOCA, солидаризировавшейся с частными командами, и FISA, защищавшей интересы крупных автопроизводителей. В числе нескольких других "конюшен" Williams использовал 30-литровые емкости с водой, якобы предназначенной для охлаждения тормозов. После первых кругов жидкость сливалась, что делало машину ощутимо легче, а перед процедурой взвешивания механики вновь заполняли резервуар. Апелляционный суд FISA признал эти манипуляции незаконными и отобрал у Росберга шесть очков за второе место. Более того, финн вынужден был пропустить следующую гонку: команды, за которыми стояла FOCA, бойкотировали Гран При в Имоле.
Если говорить о мотивации Кеке, то финн отчаянно сражался за каждое очко. В Бельгии Росберг и Уотсон подарили зрителям красивейшую дуэль. За несколько кругов до финиша лидировавший финн ошибся и слишком широко зашел в поворот. Победил гонщик McLaren, финн вынужден был довольствоваться вторым местом. На австрийском "Остеррайхринге" за пять кругов до финиша пелетон возглавлял Lotus Элио де Анжелиса, ехавший вторым Кеке отставал на, казалось, безнадежные пять секунд. Но Росберг выжал из своего автомобиля все возможное и на финальном круге уже атаковал итальянца. В последнем повороте Кеке протиснулся на внутренний радиус и обогнал бы лидера, будь прямая старт-финиш чуть длиннее - Lotus и Williams разделили каких-то 0,05 секунды!
Еще более невероятная история произошла во французском Дижоне, где впервые после долгого перерыва проводился Большой приз Швейцарии. И снова незадолго до конца соревнований Росберг догоняет лидера (на этот раз - Проста). Тем временем в боксах разыгрывается настоящая драма. Директор Большого приза готовится взмахнуть клетчатым флагом за круг до конца запланированной дистанции. Тим-менеджер Williams Питер Коллинз подбегает к функционеру и убеждает того подождать, поскольку двухчасовой лимит гонки не истек. Усилия Коллинза не оказались напрасными: Росбергу удалось одолеть Проста на домашнем автодроме Renault и подарить своей команде победу.
Общественность была сражена наповал - пилот, еще год назад оставшийся на голодном пайке, накануне последнего этапа уверенно возглавлял чемпионат. Его ближайший преследователь Джон Уотсон мог перехватить пальму первенства только в случае победы в Лас-Вегасе да и то при условии, если финн не наберет очков. Чуда не произошло. Первым к финишу пришел Tyrrell Микеле Альборето, а Кеке оформил свое чемпионство, заняв в Штатах пятое место. И что бы не говорили недоброжелатели, он был достойным победителем.
Особенно ярко его способности проявлялись в тяжелейших условиях городских трасс. Четыре из пяти своих побед Кеке одержал на улицах Монако, Далласа, Детройта и Аделаиды. Причем три последних гонки проходили в невероятно жаркую погоду - он был на редкость вынослив. Впрочем, финны - народ особенный: испытание финской сауной, где температура достигает 80 градусов, а влажность - чуть ли 100 процентов, выдержит не каждый. "Если после сауны и коскенкорвы (финской водки - прим. авт.) вам не становится лучше, значит вы скоро умрете" - любят говорить жители Суоми.
Кстати, Росберг не отказывал себе в употреблении крепких напитков и запросто мог выкурить сигару. Фрэнк Уильямс был просто вне себя от этих привычек финна (по сравнению с ним прежний чемпион Williams Алан Джонс, который время от времени мог накачаться пивом, казался сущим ребенком), но ничего поделать не мог.


Williams FW08C с чемпионской единичкой
на борту, не позволил отстоять титул

"Кеке был настолько самоуверен и сосредоточен, что, казалось, не воспринимал окружающую действительность, - вспоминает Ники Лауда. - И, знаете, я часто ловил себя на мысли, что не могу смотреть ему прямо в глаза". Он был отважным человеком, этот финн. В боксах Гран При Бразилии 1983 года его болид загорелся, когда в процессе дозаправки бензин попал на раскаленные части системы выхлопа. Пожар удалось быстро потушить, и Росберг не побоялся вновь сесть за руль. Но, вот беда, двигатель заглох и механикам пришлось подтолкнуть машину. Вернувшись на трассу финн провел одну из лучших своих гонок, пробившись с последних мест ко второй ступени пьедестала. К сожалению, судьи сочли помощь на пит-лейн противоречащей правилам и аннулировали результат Кеке.
"У него был особенный талант, - говорит Герхард Бергер. - Он мог фантастически контролировать машину: посылал ее в занос, заставлял скользить по полотну трассы, в общем делал все, что только хотел". Однако, агрессивный стиль пилотирования не всегда приносил хорошие плоды. На первых кругах гонки в Лонг-Бич-83 он что есть мочи преследовал лидировавший Ferrari Патрика Тамбэ, но не успевшие прогреться шины потеряли сцепление с полотном и Williams развернуло на 360 градусов. Чудом избежавший столкновения с бетонной стенкой Росберг не сбавил темп, вновь нагнал француза и... вылетел с трассы, прихватив с собой несчастного Тамбэ.
И все же, как утверждал Джеймс Хант, Кеке всегда был предельно честным гонщиком. Уважал финна и молодой Айртон Сенна, называвший Росберга одним из своих серьезнейших соперников. Баталии двух чемпионов - бывшего и будущего - были невероятно зрелищными и бескомпромиссными. В Брэндс-Хэтч-85 финн пытался было обойти Lotus бразильца, а тот просто вытолкнул соперника на траву. Кеке вынужден был заехать в боксы, потеряв на этом кучу времени. Вернувшись в гонку, он уже уступал Айртону один круг. Когда же Сенна нагнал Росберга, тот не только не пожелал уступить дорогу лидеру, но заблокировал его, что открыло ехавшему следом Найджелу Мэнселлу путь к первой победе.
Позднее, в Австралии, Сенна вновь преследовал финна, однако теперь уже в борьбе за позицию. В пылу борьбы бразилец въехал в коробку передач Williams. В итоге Айртон поехал в боксы менять носовой обтекатель, а Росберг как ни в чем ни бывало продолжил гонку, которая завершилась последней в его карьере победой.
С другим гигантом той эпохи, Аланом Простом, Кеке довелось даже выступать в одной команде. И они были не просто партнерами, но хорошими друзьями. "Алан - лучший из всех гонщиков, которых я когда-либо знал, - говорил Росберг. - Он на голову выше всех своих соперников". Интересно, что их гоночные стили являли собой полную противоположность друг другу. Прост не без основания считал свою каллиграфическую манеру езды более практичной и безопасной.
Чрезмерно рискованный пилотаж финна стал причиной серьезных разногласий с техническим директором Williams Патриком Хедом. Британец обвинял своего пилота в горячности, ставшей причиной множества аварий и потери зачетных очков. Кроме этого, Хед считал, что увлечение финна алкоголем и табаком вредит его физической форме и не позволяет выкладываться в гонках. "Чушь собачья" - отвергал эти претензии Росберг. А что касается агрессивной езды, то, по его мнению, она только способствовала скорейшему повышению температуры и давления в покрышках на первых кругах соревнований.
К тому же Кеке не выступал столь самоотверженно как раньше, поскольку начал подумывать об уходе из Ф1. По его словам, уже в конце сезона-84 он решил, что уйдет из спорта через два года. "Накануне Гран При Монако 1985 года я зашел в бар, чтобы пропустить стаканчик виски, - вспоминает Ники Лауда. - Там уже сидел слегка хмельной Росберг. Послушай, - обратился он ко мне, - тебе не надоело без конца гоняться в этих ваннах на колесах? Сегодня мне впервые в жизни захотелось забыть о гонках".
Как бы там ни было, свой последний сезон финн решил провести в McLaren. "Мы просто не воспринимали друг друга с Патриком Хедом, - говорил экс-чемпион в 86-м. - Я очень рад, что ушел из Williams, потому что ужасный инцидент, приковавший Фрэнка к инвалидной коляске, позволил Патрику сосредоточить всю власть в своих руках. Я не жалею, что принял приглашение Рона Денниса сразу после того, как оно поступило. Хочу провести свой последний сезон в благожелательной атмосфере и намного более профессиональной команде".


Свой последний сезон в Ф-1 Росберг
провел в McLaren

Однако уже на первых предсезонных тестах главный конструктор McLaren Джон Барнард попросил финна ехать осторожнее. После того, как испытания досрочно закончились, поскольку Кеке расколотил машину, стало ясно, что добрых отношений с Барнардом не будет. А когда новобранец McLaren допустил несколько тактических ошибок, команда окончательно переключила внимание на объективно лучше выступавшего Проста. Остаток сезона прошел, пусть и не в таких жарких как в Williams, но все же спорах конструктора и пилота. Барнарду был не по нраву стиль езды Росберга, а тот был недоволен настройками машины.
То ли по несчастливому стечению обстоятельств, то ли из-за недостатка внимания со стороны "конюшни" в восьми гонках сезона финна подвела техника. Еще дважды он не смог добраться до финиша, из-за того что его топливный бак пустел слишком рано. Лучшим результатом сезона стало второе место в Монако, где Кеке провел замечательную гонку, пробившись вверх с девятой стартовой позиции на узкой трассе, донельзя затрудняющей обгоны.
А свой последний Большой приз Росберг твердо вознамерился выиграть, невзирая на то, что в Аделаиде Прост должен был отстаивать свое чемпионское звание. "Это был мой последний выход на трассу, и я хотел чтобы он подсластил горечь крайне неудачного сезона, - рассказывает финн. - Алан согласился, чтобы я вышел вперед. Если бы ему удалось одолеть своих соперников из Williams, я пропустил бы его вперед. В противном случае - закончил бы свою карьеру победой". Сдержал бы свое слово Кеке или нет, мы не узнаем никогда. Ему действительно удалось возглавить пелетон, но на 63-м круге покрышки McLaren не выдержали напористого стиля финна и вынудили его закончить гонку.
"Меня часто спрашивают, не думал ли я о перемене своего решения, - гворит Росберг. - Я был бы нечестен, если бы сказал, что эти мысли не посещали меня. Но существовало множество причин, по которым я твердо решил повесить шлем на гвоздь. И самая главная из них заключалась в том, что я хотел проводить как можно больше времени со своим маленьким сыном".
И все же Росберг ушел не навсегда. В 1991 году он принял участие в чемпионате спортпротипов и даже победил на этапах в Маньи-Кур и Мехико. В следующем сезоне он уже сидел за рулем Mercedes немецкого кузовного первенства DTM, а чуть позднее руководил здесь своей фамильной командой. Надо сказать, что Кеке был более чем успешным менеджером. Два титула Мики Хаккинена частично стали результатом усилий экс-чемпиона, направившего карьеру своего земляка в нужное русло. К услугам Росберга прибегали и другие пилоты, самый известный из которых - Оливье Панис.
Можно долго спорить, насколько случаен был успех Кеке. Но критики и поклонники финна сходятся в одном: благоприятное стечение обстоятельств - ключевой фактор в автоспорте. Слова "неудачник" и "чемпион" никогда не станут синонимами.

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...