Право на защиту
На старт нового сезона Формулы-1 вышли сразу два действующих чемпиона ведущих мировых гоночных серий. В прошлом году Михаэль Шумахер и Кристиано да Матта завоевали свои титулы что называется за явным преимуществом. Но на этом сходство между чемпионом Формулы-1 и чемпионом CART, пожалуй, и заканчивается. Ведь дебютирующий в «большом цирке» бразилец предпочел защищать не титул, а право называться пилотом Формулы-1, «высшей лиги» автоспорта.
Интрига с известным финалом
Как ни странно, еще год назад мало кто предполагал, что Кристиано да Матта так скоро станет гонщиком Формулы-1. В том числе и сам бразилец. Нет, конечно, один из ведущих пилотов серии CART, как и многие его коллеги, любил порассуждать о том, как хорошо было бы попасть в гонки Гран При и доказать снобам-европейцам, что в Америке умеют не только носиться на сумасшедшей скорости по овалам. Но тогда, в начале весны 2002 года для Кристиано куда актуальнее была борьба за «картовский» Кубок Вандербильта.
После ухода из CART команды Penske выступавший за Newman/Haas да Матта считался главным фаворитом первенства. Свой четвертый сезон в серии бразилец начал с уверенной победы в Мексике, но на двух следующих этапах не смог подняться выше восьмого места. После этого вся гоночная Америка занялась подготовкой к Indy 500, однако команда Newman/Haas отказалась от участия в самой престижной гонке Западного полушария. Наверное, и Кристиано мог бы выступить на «Старой кирпичнице», договорившись с одной из «конюшен» серии IRL, если бы не получил заманчивого предложения съездить в Европу...
Компания Toyota, чьи двигатели использовала Newman/Haas, решила устроить своеобразный «культурный обмен», пригласив на тесты автомобиля Формулы-1 своих протеже из-за океана. Одним из счастливчиков стал, естественно, японец, экс-пилот «большого цирка» Тораносуке Такаги, а вторым, тоже вполне предсказуемо, - ведущий «тойотовский» гонщик CART Кристиано да Матта. «Indy 500 будет и на следующий год, а вот другого шанса попробовать себя за рулем машины Формулы-1 может и не выпасть», - заметил тогда бразилец.
Конечно, имея в своем распоряжении лишь один день тестов на трассе «Поль Рикар», да Матта, совершенно не знакомый с «формульной» техникой, не рассчитывал сотворить сенсацию. Проехав без малого сто кругов, он оказался на секунду с лишним медленнее Аллана Мак-Ниша. Впоследствии, после подписания контракта Toyota с да Маттой, об этом не без ехидства напомнил лишившийся места в команде Мика Сало: «С такими результатами на «Поль Рикаре» - самой легкой трассе в мире - у него вряд ли что-нибудь получится в Формуле-1». Но у самого Кристиано впечатления остались исключительно положительные, поскольку легкая в управлении Toyota ТF 102 с мощнейшими углеродными тормозами оказалась, по его признанию, самым совершенным гоночным автомобилем, которым ему доводилось управлять в своей жизни. И к мечте бразильца стать чемпионом CART прибавилась еще одна - однажды выйти на старт гонки за рулем такого автомобиля.
«Формульные» сплетники получили новую тему да разговоров - заменит ли да Матта Мак-Ниша в 2003 году? А воодушевленный бразилец вернулся в Америку и выиграл четыре гонки подряд - до этого в серии CART с ее высочайшим уровнем конкуренции такое случалось лишь дважды. Более того, три из четырех побед были одержаны с поул-позиции! После этого стало ясно, что триумф да Матты в чемпионате - дело времени. Куда больше неясностей таила в себе дальнейшая судьба Кристиано. Дело в том, что опекавшая его на протяжении многих лет Toyota прекращала производство двигателей для CART по окончании сезона, и единственным, что удерживало без пяти минут чемпиона в стремительно деградировавшем заокеанском первенстве, был контракт с Newman/Haas на 2003 год.
Желание Toyota сохранить в своей орбите звезду такого уровня было очевидным, равно как и желание Кристиано стать частью «формульного» проекта компании. Правда, сначала бразильцу предложили поработать год тест-пилотом, но в ответ на это он не на шутку обиделся, заявив, что чемпиону негоже заниматься испытаниями. Словно дразня да Матту, Toyota пригласила на тесты еще одного своего заокеанского протеже, двукратного победителя Indy 500 Хелиу Каштру-Невеша. В числе претендентов на место в Toyota упоминались Антонио Пиццония, Фелипе Масса, Такума Caто. Между тем Кристиано демонстративно засомневался в целесообразности перехода из CART, где он был суперзвездой, в Формулу-1, где ему вряд ли в ближайшем будущем придется играть первые роли. Но большая часть подробностей продолжавшегося несколько месяцев торга так и осталась за кадром.
6 октября в Майами Кристиано одержал свою седьмую победу в сезоне и досрочно, за три этапа до конца первенства, стал чемпионом CART. В следующий уик-энд, на своем домашнем Гран При Японии Toyota планировала объявить о том, что да Матта будет выступать за нее в 2003 году: к тому времени команда уже отказалась от услуг Сало и Мак-Ниша и подписала контракт с будущим напарником бразильца Оливье Панисом. Но... прошел еще почти месяц, прежде чем интрига наконец разрешилась. «Став чемпионом CART, я достиг поставленной цели, и теперь пора покорять новые рубежи, - заявил да Матта, словно и не было никаких интриг. - Я ухожу в Формулу-1 и не испытываю ни малейших сомнений в правильности своего решения. Это не риск, а хорошая возможность заявить о себе в «высшей лиге» автомобильных гонок».
Чемпион без чемпионских амбиций
Хотя в 2002 году Toyota и заняла последнее место в Кубке конструкторов, можно сказать, что да Матте крупно повезло с командой, в которой он дебютирует в Формуле-1. Огромные перспективы самой молодой «конюшни» при ее пока что скромных достижениях на какое-то время оберегут Кристиано от психологического прессинга. «Говорят, что Шумахер лучше всех, но откуда я знаю, насколько он лучше меня, если в Формуле-1 у всех разная техника?» - заранее оправдывает себя бразилец, привыкший выступать в почти «моноформульной» серии CART.
Почти, потому что команда Newman/Haas, в составе которой он стал чемпионом, принадлежит к элите заокеанского первенства. Кстати, в этом да Матта не отличается от четырех других «картовских» чемпионов, штурмовавших Формулу-1 в предшествующее десятилетие: Майкл Андретти, Жак Вильнев, Алессандро Занарди и Хуан-Пабло Монтоя завоевали титулы отнюдь не голыми руками. Только вот американец и итальянец в «большом цирке» потерпели фиаско, а канадец и колумбиец стали звездами. «Даже не спрашивайте меня о том, считаю ли я себя лучше Монтои, вот пройдет год, тогда будет ясно», - гнет свою линию да Матта.
Toyota подписала с Кристиано двухлетний контракт и, по всей видимости, готова дать новичку год «на раскачку». По крайней мере, сам он не боится быть подчеркнуто безамбициозным. «Мне нужно будет проделать большую работу, прежде чем я начну выигрывать гонки, пока же я буду рад и набранным очкам, - говорит бразилец. - Меня ничуть не расстраивает тот факт, что в своем первом сезоне я не смогу бороться за победы». Кому-то такие признания действующего чемпиона покажутся странными, однако трезвая оценка своих сил лучше громких, но несбыточных обещаний. В CART Кристиано лишь на третий год открыл счет победам, а затем быстро совершил последний рывок и стал чемпионом.
«Формула-1 не прощает ошибок. Пожалуй, в этом ее главное отличие от CART и ее главная трудность», - признает сам да Матта. Впрочем, Toyota вряд ли потребует от него завоевать чемпионский титул в 2004 году. Бразильцу нужно «всего лишь» убедить своих нанимателей в том, что он сполна использует возможности их техники. А это нелегкая задача, ведь сравнивать Кристиано будут с его опытнейшим напарником Оливье Панисом. Первую досадную промашку Кристиано умудрился допустить еще до старта сезона. В феврале, на очередных тестах в Барселоне он сменил Паниса за рулем новой машины (до этого бразилец трудился на гибридной TF102B) и сразу же попал в небольшую аварию. Казалось бы, мелочь, но не приходится сомневаться, что руководство такой компании как Toyota все берет на заметку.
Вообще же дебют в Формуле-1 будет для 29-летнего да Матты временем борьбы не столько внешней, с соперниками, сколько внутренней. Первую победу на этом фронте он уже одержал: «Можно было остаться в Америке и выигрывать гонки до умопомрачения, ведь у меня была лучшая команда. Да и платили бы мне там больше. Там я был бы героем, и жизнь была бы гораздо легче. Но я хочу стать героем здесь».
«Здесь», в Формуле-1, ему придется привыкать к настороженной и холодной по сравнению с Америкой атмосферой в паддоке: «В CART были гонщики, которых я могу назвать своими друзьями, а здесь я никого не знаю, и кругом столько прессы». Опорой в этом «террариуме» для да Матты станет бразильское формульное землячество во главе с Баррикелло. В «бразильском доме» Рубенса в Кембридже Кристиано жил, когда в середине девяностых недолго и без особых успехов выступал в «младших» европейских Формулах. «Рубенс расскажет мне всю правду», - уверен да Матта.
Впрочем, Кристиано и так не боится смотреть правде в глаза. «Я уже добился успеха в автогонках, выиграл немало чемпионатов, а в Формулу-1 пришел, чтобы выиграть еще один. Выложиться на все сто - единственное, что я могу сделать для этого. Если не получится, значит, мне не место в Формуле-1. Уеду домой кататься на велосипеде или найду себе другую гоночную серию. Меня может расстроить только одно: понимание того, что кто-то умеет ездить быстрее меня».
Максим Бордунов
Журнал "Формула-1", апрель 2003г.