Айртон Сенна: Рождение Волшебника
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Рождение Волшебника

Рождение Волшебника

В сознании большинства любителей Ф-1 успехи Айртона Сенны в "королевских гонках” неразрывно связаны с McLaren, где бразильский Волшебник выиграл три чемпионата мира. У многих его имя ассоциируется с Lotus – командой, в которой Сенна одержал первые победы. На худой конец – с Toleman, на чьих машинах бразилец дебютировал в "большом цирке” и совершил свой первый подвиг на залитых дождем улицах Монте-Карло. И только при воспоминаниях о Williams сердца поклонников Айртона наполняются горечью и скорбью. Williams принес Сенне смерть, стал его последним автомобилем. Но лишь единицы помнят, что за рулем Williams Айртон впервые попробовал свои силы в Ф-1.

Williams

Этот воскресный день — 16 июля 1983 года — молодой бразилец запомнил надолго. 13-й этап британского чемпионата Формулы-3 входил в программу Большого Приза Великобритании в Сильверстоуне, и каждый мечтал отличиться на глазах у менеджеров Формулы-1. Айртон, которому четыре месяца назад исполнилось 23 года, не хуже других понимал, что эта гонка могла открыть для него дверь в Ф-1. В квалификации бразилец завоевал поул, опередив своего главного соперника в чемпионате Мартина Брандла лишь на 0,04 секунды, а в воскресенье, несмотря на неудачный старт, выиграл гонку и приглянулся Фрэнку Уильямсу. В то время в Williams гонялись два опытных пилота: действующий чемпион мира финский швед Кейо Росберг и только что пришедший из Ligier Жак Лаффит, но Железный Фрэнк смотрел в будущее и искал молодого талантливого гонщика. Вроде Айртона.
Через три дня на тестах Williams в Донингтон-парке за рулем настроенного под коротышку Лаффита Williams FW08C началась карьера Айртона Сенны в Формуле-1. «Уже после нескольких кругов стало понятно, что он очень талантлив, — вспоминал позднее Уильямс. — На 21-м круге он показал время почти на секунду лучшее, чем у Джонатана Палмера (работавшего в то время в Williams тест-пилотом), а секунда — это большой отрыв на круге, который проходится за минуту (в то время использовалось кольцо без петли Melbourne Hairpin, длиной всего 3,1 км, — прим. авт.). Сенна был очень хорош, но, вернувшись на завод, я так и не сказал Патрику Хеду: «мы берем этого парня, что бы ни случилось». Возможно, в этом была моя ошибка…»


McLaren






Через несколько месяцев ошибку Уильямса повторил и Деннис. После победы Айртона на Гран При Макао Ф-3 McLaren пригласила его на тесты в Сильверстоун. За компанию с Сенной Рон привез в Нортгемптоншир двух восходящих звездочек мирового автоспорта: Мартина Брандла и Штефана Беллофа. Впервые сев за руль McLaren, бразилец легко обставил своих молодых "сокурсников”. Более того, Сенна показал время даже лучшее, чем двукратный чемпион мира Ники Лауда на квалификации перед британским Гран При. Но… Рон Деннис к тому времени уже взял из Renault в пару к Лауде двукратного вице-чемпиона мира Алена Проста и не собирался разрывать контракт с французом ради пусть и быстрого, но неопытного бразильского дебютанта.

Toleman
Если в именитых командах Сенна пришелся не ко двору, то в Toleman Айртона приняли с распростертыми объятиями: Тед Тоулмен и Алекс Хокридж как раз подыскивали замену ушедшему в Renault Дереку Уорику, и быстрый бразилец подвернулся как нельзя кстати. Поначалу Тоулмен выбирал между Сенной и Брандлом, но определился после первых же тестов в Сильверстоуне. Айртон проехал 72 круга и, несмотря на барахлившую коробку передач, показал время 1’11.54 – на секунду быстрее, чем Уорик на квалификации Большого Приза Великобритании в июле. Тед Тоулмен тут же предложил Сенне контракт на следующий сезон, но Toleman была "конюшней” второго эшелона, и Айртон не оставлял надежды подыскать себе команду посильнее. Тем более что бразильцем всерьез заинтересовался сам Берни Экклстоун.

Brabham
Нельсон Пике только что выиграл второй чемпионат мира, и его позиции в команде Берни были незыблемы. А вот на место ушедшего в Alfa Romeo Патрезе титульный спонсор команды молочный концерн Parmalat требовал пригласить итальянского пилота. Тем не менее, на тесты в Ле-Кастелле, где Пике испытывал Brabham BT52B, Экклстоун вызвал не только двух гонщиков с Апеннин: Мауро Бальди и Пьерлуиджи Мартини, но и двух латиноамериканцев: колумбийца Роберто Гереро и Айртона Сенну. И хотя бразилец на этот раз показал на тестах одинаковый с Бальди результат: 1’07.09, и уступил Нельсону Пике ровно две секунды, Берни хотел подписать контракт именно с Сенной. Айртон, естественно, тоже был не против начать карьеру гонщика Гран При в чемпионской "конюшне”.
Экклстоун, скорее всего, сумел бы уговорить Parmalat взять в команду еще одного бразильца, но тут вмешался Пике. Нельсон не собирался ни с кем делить славу лучшего пилота Бразилии и ни в какую не хотел гоняться в одной команде с Сенной. Пике не задумываясь подставил Айртону "подножку”, положив начало их многолетней вражде.

Lotus
Последней надеждой Сенны зимой 1983 года оставалась Lotus. С Питером Уорром Айртон познакомился еще в июле 1982 года на Гран При Великобритании в Брэндс-Хэтче. Бразилец тогда понравился менеджеру Lotus, и Питер как раз собирался намекнуть Колину Чэпмену, который слыл несравненным первооткрывателем гоночных талантов, пригласить Сенну в команду. Но в декабре 1982 года Колин неожиданно умер, а после смерти Си-Си выгонять из Lotus его любимцев: итальянца Элио де Анджелиса и англичанина Найджела Мэнселла ради молодого бразильца никто не собирался.
Так и не получив места ни в одной из четырех топ-команд, Сенна подписал контракт на 1984 год с Тедом Тоулменом, промыкался один сезон в его "конюшне”, после чего ушел в Lotus, потом в McLaren, в Williams. За десять лет в Формуле-1 Айртон сменил четыре "конюшни”, выиграл 65 поул-позишн, 41 гонку, три чемпионата мира и погиб на пути к четвертому титулу за рулем автомобиля команды, когда-то открывшей для него Формулу-1. Кто знает, как сложилась бы судьба Сенны, если бы тогда, в 1984 году, вместо скромного Toleman он дебютировал в Ф-1 за рулем Williams? И сколько титулов значилось бы теперь на счету бразильского Волшебника?

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" апрель, 2001



Знаете ли Вы что...