Кристиано да Матта: Сын за отца
Кристиано да Матта: Сын за отца
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Сын за отца

Сын за отца

Предсказывать в начале года, кто получит Кубок Вандербильта за победу в чемпионате серии CART, — дело практически безнадежное. А уж в сезоне-02 — и подавно. После перехода в IRL чемпиона CART двух последних лет Жиля де Феррана шансы на титул лучшего гонщика Америки есть почти у каждого пилота. И все-таки в этом довольно длинном списке претендентов можно указать человека, которому эта победа нужна больше, чем остальным.
Когда-то Айртон Сенна на вопрос, кто оказал наибольшее влияние на его гоночный стиль, кратко ответил: «да Матта». Это признание великого гонщика стало наилучшей оценкой Антонио да Матты, человека, так до конца и не раскрывшего весь свой талант. Неоднократный чемпион Бразилии в кольцевых гонках разных классов, он начиная с 60-х годов более тридцати лет царствовал на бразильских автодромах. Именно Тониньо мог бы стать первым бразильским чемпионом Формулы-1, если бы не тяжелый перелом обеих ног, полученный в последней гонке перед переездом в Европу. Восстановление заняло почти два года. Автоспортивная жизнь ушла далеко вперед, не став ждать чудо-гонщика, и в Бразилии вскоре появился другой кумир — Эмерсон Фиттипальди.






Постепенно звезда Тониньо начала клониться к закату. Он все больше времени уделял заботам о своем автодроме, помогал молодым гонщикам в команде Dragao Motorsport (где одним из его подопечных был Жиль де Ферран), занимался в картинговой школе с мальчишками. В одной из детских групп этой школы и начал осваивать азы управления гоночной машиной его сын — Кристиано. Поначалу для да Матты-младшего картинг не стоял на первом месте в ряду его увлечений. Кристиано уделял больше времени занятиям музыкой, как всякий бразилец любил играть в футбол, подавал надежды в качестве пловца, а наибольших успехов добился в гимнастическом зале, где тренировался под руководством матери. Его имя даже занесли в список самых перспективных гимнастов, составляемый национальным олимпийским комитетом.
Дети часто повторяют судьбу своих отцов. «Яблоко от яблони недалеко падает», — гласит народная мудрость. Для Кристиано, старшего из трех сыновей Антонио и Марии Луизы да Матта, карьера отца всегда казалась какой-то неполной. Стать звездой национального масштаба честолюбивому молодому человеку было недостаточно. Ему хотелось добиться международного признания. И отнюдь не на гимнастическом помосте. Но решение сосредоточиться только на гонках Кристиано принял, возможно, слишком поздно. Только в 17 лет он выиграл свой первый крупный турнир. В то время, когда сверстники уже выступали в чемпионатах различных национальных Формул, да Матта все еще выступал в чемпионате штата по картингу. Кристиан Фиттипальди, который лишь на два года старше своего тезки, в 1991 году выиграл чемпионский титул Ф-3000, а да Матта в том же году стал «всего лишь» чемпионом Бразилии по картингу в классе B. В 1993 году Рубенс Баррикелло уже делал первые шаги в Формуле-1, а Кристиано выиграл бразильское первенство Формулы-Ford. А ведь между ними и вовсе год разницы. Но да Матта не спешил наверстывать упущенное время. На лестнице, ведущей к вершинам автоспорта, новичок не пропустил ни одной ступени.
«Когда я выступал в Бразилии, имя моего отца открывало двери любой команды, — вспоминает о начале своей карьеры Кристиано. — Он очень много сделал для того, чтобы я стал настоящим гонщиком. Думаю, что отец видел в моих успехах продолжение своей спортивной жизни». Семья да Матта в тот период полностью подчинилась одной цели: вырастить чемпиона. Они ездили за Кристиано на все этапы чемпионатов, не жалуясь на неудобства. К кочевой жизни своих родных приучил еще да Матта-старший, исколесивший почти всю Южную Америку за годы в автоспорте. В 1994 году к Кристиано приходит первая заметная победа: он выигрывает чемпионат Бразилии в Формуле-3, имея в соперниках таких в будущем известных пилотов как Рикардо Зонта и Хелиу Каштру-Невеш.
Задача-минимум была выполнена — Бразилия вновь покорилась клану да Матта. Впереди была Европа. Путь большинства латиноамериканских гонщиков в элиту автоспорта лежит через британскую серию Ф-3. Но там же многие и заканчивают свою карьеру. Здесь очень важно угадать с командой. Вернее, не угадать, а рассчитать наверняка, чтобы не потеряться среди десятков других соискателей удачи. Команду West Surrey Racing называли «кузницей чемпионов». Через нее в Европу попали Айртон Сенна и Рубенс Баррикелло, в ней ковались победы Мики Хаккинена, ее школу прошли Эдди Ирвайн и Педро де ла Роса. Благодаря связям отца, Кристиано попал в эту «племенную конюшню». Но европейский этап в карьере гонщика не заладился с первой гонки. И дело даже не в том, что бразилец не смог привыкнуть к новой обстановке, другому отношению к себе со стороны команды, более жесткой конкуренции.
«На меня просто махнули рукой, — Кристиано не любит вспоминать европейский период своей жизни. — Команда проводила последний сезон в Ф-3, и все работали спустя рукава. При этом я еще как-то умудрился выиграть одну гонку». Несмотря на неудачный сезон, на следующий год да Матта получает место в команде Pacific Racing, выступающей в Ф-3000. Как казалось, сделан еще один шаг по направлению к заветной мечте — стать пилотом одной из команд Формулы-1. Но по итогам чемпионата можно было смело ставить крест на всех надеждах выбиться в высший свет европейских гонок. Только 8-е место в общем зачете, ни одной победы, а самое главное — полное невнимание со стороны спонсоров. Отцу и сыну пришлось пересечь Атлантику в обратном направлении.
Но да Матта не собирался возвращаться в родную Бразилию «на щите». «В то время в чемпионате Indy Lights выступал Тони Канаан, с которым я долгое время соревновался в Бразилии и Европе. Он-то и посоветовал мне попытать счастья в США», — так Кристиано оказался в «младшей» серии главных американских гонок CART. «Я как будто оказался снова в Бразилии, — радовался да Матта. — Всюду меня окружают знакомые лица пилотов, с которыми гонялся еще на картах. Тут нет той атмосферы нездорового соперничества, что так угнетала меня в Европе». Для открытого, дружелюбного молодого человека серия Indy Lights предоставляла отличный шанс проявить все свои способности. И результаты не заставили себя долго ждать. В первый же сезон он выиграл три гонки и звание лучшего новичка сезона. На следующий год он убедительно побеждает в серии, лидируя в чемпионате с первой и до последней гонки.
Наконец, талант Кристиано замечают боссы «больших гонок». Кэл Веллс, совладелец команды Arciero-Wells Racing, искал восходящую звезду, способную заменить погибшего в 1996 году Джефа Кросноффа. На эту роль он уже перепробовал нескольких кандидатов, но все неудачно. Веллс следил за гонщиками из «младших» серий, и наибольшее впечатление на него произвел молодой да Матта. «Своей страстью на трассе, самоотдачей в работе над машиной он так напоминал Джефа, что руководство нашей команды единогласно решило пригласить на место пилота Кристиано», — вспоминал после мистер Веллс.
В 1999 году в какой-то мере мечты семьи да Матта начали сбываться. Как раз в это время спортивное отделение фирмы Toyota, которая поставляла двигатели в новую команду Кристиано, подготовила силовой агрегат, способный на равных конкурировать с моторами Honda и Ford. И хотя четвертое место на этапе в Назарете и 18-е в итоговой таблице чемпионата — не бог весть какие достижения, но для японских моторов это явилось лучшим результатом с 1996 года, когда Toyota начала участвовать в заокеанских гонках. Отныне да Матта стал для этой фирмы чем-то вроде рекламной модели.


Хотя на фоне захлестнувшей Америку Монтоя-мании — колумбиец выиграл чемпионский титул в год своего дебюта — скромные достижения другого новичка серии выглядели не столь эффектно. Но фаворитом в глазах японцев все равно остался Кристиано. Когда Карл Хаас и Пол Ньюман затеяли генеральную реконструкцию своей некогда славной команды, скатившейся в середнячки, все решения давались им непросто. Болезненный разрыв с многолетним лидером команды, Майклом Андретти, переход на двигатели Toyota — все обещало, что сезон-2001 станет для команды абсолютно провальным. Так бы и случилось, если бы «в нагрузку» к моторам руководство японской фирмы не привело в Newman/Haas Racing своего протеже. Выбор нового пилота одобрил и главный спонсор команды — нефтяная компания Texaco, которая поддерживала да Матту еще в бразильской Ф-Ford.
Первый же этап на новой трассе в мексиканском Монтеррее показал, что Кристиано сполна оправдывает возложенную на него задачу — вывести команду из кризиса. Обычно спокойный в жизни, любящий уединенные велосипедные прогулки, бразильский гонщик преображался на глазах, если перед стартом видел переполненные трибуны автодрома. Неслучайно все три победы, одержанные Кристиано в 2001 году, пришлись на такие популярные среди болельщиков гонки, как Монтеррей, Серферз-Парадайс и Фонтана. Победы, благодаря которым он занял пятое место в личном зачете. Этот результат особенно значим для команды, так как у второго пилота Newman/Haas Racing Кристиана Фиттипальди сезон получился просто кошмарным: ни одной победы (лучшее достижение — третье место в Портленде) и 15-я строчка в итоговой табели о рангах.
Чемпионат-2002 вновь начался с победы Кристиано. Среди тех, кто первым поздравил его, был и Антонио да Матта. Он давно оставил свой прежний бизнес и занимается только делами старшего сына. Отец и сын делят на двоих все радости и трудности спортивной жизни. И, значит, победа в чемпионате им нужна вдвое больше.

Дмитрий Ситник

Журнал "Формула-1" май, 2002



Знаете ли Вы что...