История Йоса Ферстапена: Летучий Голландец
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Йос Ферстапен: Вторая попытка (ч. 1)

Йос Ферстапен: Вторая попытка (ч. 1)

...Это замечательный вид спорта. Но чтобы добиться успеха, даже самому талантливому пилоту нужна удача. Если вы однажды ошибетесь, второй попытки у вас уже не будет...

Йос Ферстаппен



На ступенях церкви они на минуту остановились. Мальчик выглядел немного разочарованным - от первого причастия он ожидал большего. Сколько было разговоров... В этот миг откуда-то из-за церкви донесся странный звук. Он показался мальчику знакомым. Похоже на сердитых шмелей в банке, решил он. "Что это, папа?" "Сегодня в честь праздника у нас устраивают детские соревнования по картингу", - ответил отец. "Пойдем, посмотрим, - взмолился мальчик. - Обед ведь все равно еще не готов. И гости не собрались". У Франса Ферстаппена не было привычки перечить сыну, и они отправились на окраину крошечного бельгийского городка, а по правде говоря, деревни, Монфор, где расположился скромный местный картодром. Так 8-летний Йос впервые увидел автогонки. И заболел ими навсегда.

Летучий Голландец







''Вы знаете, господин комиссар, у меня совсем не склочный характер. Но этот парень - он ведь уезжает от всех, как от стоячих! Eй-богу, что-то не в порядке с его мотором", - технический комиссар чемпионата Бенилюкса Формулы Opеl-Lotus слушал хозяина одной из команд с непроницаемым лицом. Он-то как раз знал, что характер у собеседника отнюдь не ангельский. "Хорошо, мы проведем вскрытие двигателя машины из команды Фрица ван Амерсфоорта, - наконец ответил он. - Но учтите, если все окажется в порядке, вам придется раскошелиться на 6 тысяч долларов". "Вскрывайте, я уверен, что я прав! - горячился менеджер. - Не может этот юнец, впервые севший за руль гоночной "формулы" месяц назад, с таким преимуществом выигрывать у остальных парней!"
"Этот юнец", между прочим, уже был двукратным чемпионом Европы, в 17 лет выиграв картинговые первенства в Формуле К и "Интерконтиненталь А". А вот за руль "большого" гоночном автомобиля сел совсем недавно, осенью 91-го. Помог тогда Хууб Ротенгаттер - экс-пилот Формулы-1 из Нидерландов работал пресс-атташе спортивного отдела фирмы Philips вместе с командой Jordan. Франс Ферстаппен обратился к нему на Гран При Бельгии. Хууб назначил смотрины на трассе в Зандвоорте.
Когда Йос впервые увидел аппарат, на котором ему предстояло ехать, он оторопел - 12-летней давности Crosslе безвыездно простоял в гараже последние сезонов шесть, не меньше! Совсем не такой рисовалась ему эта сцена в детских мечтах. "Я уважаю старость, - хотелось крикнуть, - но не в таком же виде!" Но на него смотрел человек, три сезона проведший в Формуле-1, побеждавший в Ф-2 Мэнселла, Альборето, Нутсена, братьев Фаби, Уорика... А теперь этот пилот попросил своего друга, ван Амерсфоорта, дать машину какому-то неизвестному мальчишке, и нашел время, чтобы приехать в Зандвоорт.
После нескольких кругов Ротенгаттер с ван Амерсфоортом удивленно переглянулись - Йос шел очень быстро. "Может, барахлит секундомер? - с сомнением спросил Хууб. - Давай попробуем другой". Секундомер был в порядке. И тогда приятели решили провести еще один тест, здесь же, в Зандвоорте, в ноябре. Но уже за рулем серьезной, вполне современной гоночной машины Формулы Opel-Lotus.
Испытания закончились настоящим триумфом Йоса. Ван Амерсфоорт предложил ему место в команде. Philips и Marlboro обещали поддержку. А Ротенгаттер разработал подробный пятилетний план покорения автогоночного Олимпа: с таким талантом, говорит Хууб, парню прямая дорога в Формулу-1. Два сезона юноша должен провести в Opel-Lotus – сначала чемпионат Бенилюкса, потом Евросерия. Еще два года новый наставник отводил на Ф-3 - немецкое, в качестве "разминки", и британское, труднейшее в мире, первенства. Затем мастерство Ферстаппена пройдет окончательную огранку в европейской Формуле-3000. А в сезоне-97 он дебютирует в Ф-1.
"Целых пять лет! Зачем ждать так долго?" - недоумевал Йос, когда уже летом 92-го в чемпионате Бенилюкса у него не осталось соперников. Когда однажды вскрыли его мотор, обнаружилось, что "лошадок" у стандартного Opel Ферстаппена даже чуть меньше. Надо было видеть лицо "совсем не склочного" хозяина "конюшни", подавшей протест!
Из девяти этапов первенства дебютант выиграл 8. Лишь однажды, в Зольдере, перевернувшись, он не добрался до финиша.
Уже в июле ван Амерсфоорт попробовал талантливого новичка в Евросерии - 2 победы в 7 гонках! А в октябре в Эшториле вместе с Мартийном Куне Йос принес Нидерландам первую победу в командном Кубке наций.
За что, разумеется, тут же получил звание "Лучшего гонщика" своей страны, 45 тысяч гульденов от Национального автоклуба, обещание самого Кена Тиррелла - "если ты станешь чемпионом Ф-3, попробую тебя за рулем Tyrrell!" - и лестное прозвище Летучий Голландец. Нужно ли такому парню еще год тратить на Opel-Lotus? Конечно, нет! И Ротенгаттер обратился к немецкому менеджеру Вилли Веберу, совсем недавно приведшему в Ф-1 молодого Михаэля Шумахера.
Ферстаппен получил место в "конюшне" Вебера WPS Racing. А в качестве подготовки к европейскому сезону отправился в Новую Зеландию, на местную серию Формулы "Атлантик". И за неделю покорил тамошнюю публику - на стареньком (похоже, "металлолом" приносил ему счастье!) Swift Йос выиграл три гонки и дважды был вторым. Уезжая в начале февраля 1995 года домой, молодой пилот уверял своего менеджера Грейма Лоренса, что обязательно вернется через год. Я бы с удовольствием предоставил ему в будущем январе самую новейшую машину, - отозвался тот, - но боюсь, через год его новый хозяин, один из менеджеров Формулы-I, не отпустит пария в Новую Зеландию".
Окрыленный таким напутствием, Ферстаппен с блеском выиграл немецкий чемпионат Ф-3, одержав 8 побед в 20 заездах. Причем лишь дважды его Dallara 393 Opel не добралась до финиша. В мае Йос получил "бронзу " "юношеского Гран При в Монако", а 1 августа стал поистине национальным героем, на глазах у земляков, в Зандвоорте, выиграв Marlboro Masters - гонку лучших пилотов Формулы-3 всего мира. С этого дня у Ферстаппена появилась настоящая "торсида" - его болельщики относятся к числу самых фанатичных поклонников автоспорта и размахивают оранжевыми флагами даже на тех трассах, где самою Йоса нет
Осенью о новой звезде заговорили и в Формуле-1. Джеки Оливер предложил ему тесты в Arrow - голландский вундеркинд показал такое время, что заинтересовался сам Рон Деннис. Ферстаппен проехал на McLaren, выслушал предложение Эдди Джордана и... подписал многолетний контракт с Benetton. Пока - в качестве водителя-испытателя. "А там посмотрим", - пообещал Флавио Бриаторе, которому о Ферстаппене мною лестных слов наговорил Вилли Вебер. 


Испытание огнем


Понятое дело, о Формуле-3000 речи уже и не было. О Новой Зеландии, само собой, тоже. Ротенгаттер, гордый за своего протеже, и думать забыл о "пятилетием плане", когда в январе 1994 года "второй номер" Benetton Джей-Джей Лехто повредил шею в аварии и выбыл на неопределенный срок.
"За два года из картинга в Формулу-1 - такое удавалось раньше только великому Сенне. А Йос на два года младше бразильского Волшебника!" - торжествовали газеты Нидерландов, и число фанатичных поклонников молодою голландца росло как на дрожжах. Будущее казалось безоблачным.
В первой же гонке, в Бразилии Ферстаппен сумел неплохо проявить себя. Правда, на старте занял лишь 9-е место, тогда как Benetton Михаэля Шумахера стоял в первом ряду. Однако Йос вполне мог бы рассчитывать на очки в первом же Гран При. Увы, на 35-м круге при обгоне аутсайдера Эдди Ирвайн забыл посмотреть в зеркало заднего вида. Именно в этот момент его стал обходить Ферстаппен. Неожиданный маневр североирландца заставил Йоса резко крутануть руль влево. Левые колеса попали на траву, пилот попытался выровнять машину, она взлетела в воздух и упала на шедший впереди McLaren Мартина Брандла.
Ирвайна за невнимательность дисквалифицировали на три гонки. А Йос в Японии снова угодил в аварию. Но в целом чувствовал себя в компании сильнейших уверенно. Он был достаточно агрессивен, в меру осторожен, заботливо следил за тем, чтобы не создавать препятствий своему товарищу по команде. И серьезно ошибся лишь раз, когда на выходе из пит-лейн поспешил, решив, что успеет проскочить перед носом мчавшегося по прямой Sauber, и вошел в первый поворот на слишком большой скорости.
Бриаторс огорченно крутил головой, наблюдая на мониторе аварию своего гонщика. Но тот расстроился гораздо больше шефа: Лехто уже выздоровел, так что голландцу предстояло вновь отправляться в запас.
Однако Джей-Джей не выдержал сравнения с будущим чемпионом мира и вынужден был уйти. Поэтому уже в июле Ферстаппену вновь представился шанс показать себя. Страшился ли он оказаться в глубокой тени лидера команды? "Это меня не беспокоит, - невозмутимо, совсем как его кинокумир, Жан-Клод ван Дамм, отвечал он тогда. - Я делаю свою работу. Я учусь".
Школа получилась - надо бы труднее, да некуда. Во Франции его Benetton врезался в бетонную пену боксов, чуть не убив менеджера McLaren Денниса. На тренировке в Германии он поскользнулся в масляной лужице, а потом, к неудовольствию всей команды, не удержал и шумахеровский Benetton на трассе только 19-е место на старте. В самой же гонке машина вспыхнула во время дозаправки. "Пожалуй, тогда я впервые по-настоящему испугался", - заметил он позже. Однако в августе 94-го, намазав слегка обгоревшее лицо мазью от ожогов, невезучий новичок невозмутимо улыбался. Может, это оттого, что Йос еще недостаточно повзрослел и отношение к жизни и смерти было у него еще совершенно детским? Ведь ухмылялся же он десятилетним мальчишкой, угодив в больницу после серьезной аварии.
В огне Йос не сгорел. Что и доказал, поднявшись на нижнюю ступеньку пьедестала в Венгрии и Бельгии. Много это или мало? С одной стороны, ни один голландец не добивался в Ф-1 большего, а войти в десятку для дебютанта чемпионата мира - бесспорное достижение. Но ведь и Шумахер на такой же машине стал чемпионом мира, - кто-кто, а Ферстаппен знал, что все рассуждения о разной подготовке автомобилей, первостепенном внимании к "номеру первому" - отговорки для слабаков. И не было для Йоса судьи более строгого, чем он сам.
"Тогда я еще прост не был готов, - сказал он четыре года спустя. - Подъем оказался для меня, слишком молодого, совсем неопытного, чересчур крутым. Все было новым, необычным. Я не знал, как верно подобрать пружины, установить антикрылья. А ведь это - совершенно необходимые навыки. Михаэль давал мне очень хорошие советы, я столькому у него научился. Но тогда, к сожалению, этого еще не понимал! Сейчас я гораздо больше времени провожу с инженерами, а в 94-м у меня и без того забот был полон рот. Часами изучать данные с компьютеров казалось совершенно излишним".
Неудивительно, что еще до конца сезона Бриаторе, "под давлением спонсоров", как он объяснял Йосу, посадил за руль Benetton № 2 Джонни Херберта.


Александр Мельник

Журнал "Формула" 4/2000



Знаете ли Вы что...