История Йоса Ферстапена: Дорога разочарований
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Йос Ферстапен: Вторая попытка (ч. 2)

Йос Ферстапен: Вторая попытка (ч. 2)

Дорога разочарований
Однако контракта своего Ферстаппен не потерял, оставшись водителем-испытателем чемпионской команды. "В нем должно быть что-то совершенно особенное, - заметил тогда Шумахер. - Иначе Флавио ни за что не продлил бы контракт. Да, парень несколько раз ошибся. Но если принять во внимание его предыдущий - совсем мизерный - опыт, считаю, Йос просто прекрасно справился со своей работой. И он оказался самым быстрым из моих товарищей по команде".
Осененный похвалой чемпиона, 23-летний пилот, полный надежд, отправился в Simtek - Бриаторе одолжил его на сезон английской "конюшне". Увы, амбициозный проект молодого Ника Вирта оказался мыльным пузырем. "Необыкновенная" и "революционная", на поверку машина не могла похвастать ни скоростью, ни надежностью. Правда, в квалификации Йос регулярно опережал своего товарища Доменико Скиаттареллу, пробиваясь порой даже в 7-й ряд стартового поля. Но до финиша добрался лишь однажды – в Испании, на 12-м месте.
А Гран При Монако стал для команды последним - через два месяца ее имущество пошло с молотка. Единственным утешением голландцу могло бы послужить то обстоятельство, что его Simtek S951 ушел за 18 тысяч фунтов, а за машину итальянца дали на две тысячи меньше…







Целый сезон – псу под хвост. Ферстаппен отрабатывал контракт, испытывая Benetton и приобретенные Бриаторе Ligier, и напряженно искал настоящую работу. Руку помощи протянул Оливер, два года назад первым из менеджеров Ф-1 заметивший юное дарование. Так Ферстаппен получил место в Arrows.
Через полгода Йос начал думать, что лучше бы он его не получал! Команду купил Том Уокиншоу, но оформление сделки все затягивалось, а страдали от этого пилоты. Оливер "сидел на чемоданах", Уокиншоу не желал доводить существующую машину, думая уже о следующем сезоне. А Брайану Харту вечно не хватало денег, чтобы отладить двигатель - маломощный и ненадежный. Хорошо, хоть Йосу удалось заполучить одно-единственное очко в Аргентине. Между прочим, сражался он тогда за шетое место с Ferrari Ирвайна и McLaren Култхарда. В квалификации же Летучий Голландец (теперь его так называли уже только самые преданные болельщики, все так же кочевавшие со своим любимцем по европейским трассам) постоянно опережал коллегу - Рикардо Россета.
Девять поломок в 16 гонках - это было слишком. И Ферстаппен вновь сменил команду, выбрав на этот раз надежный Tyrrell. И очень сильного напарника - Мику Сало "Я думаю, мы равны, - говорил Йос накануне сезона-97, - и будем сражаться друг с другом изо всех сил. Но это, безусловно, к лучшему. Ведь только работая на пределе, можно добиться чего-то стоящего".
Йос старался как мог, но лить восемь раз сумел добраться до финиша, не заработав ни одного очка. Только в Аргентине, на очень скользкой трассе, где катастрофическая нехватка мощности мотора Cosworth ED была чуть менее заметна, у голландца появилась надежда на место в шестерке. Но двигатель отказал.
И все же были в этом сезоне и положительные стороны. Главное - Ферстаппен встретил Харви Постлтуэйта. Впервые Йос нашел инженера, который внимательно прислушивался к его мнению: "Я мог теперь говорить - сделайте то-то и то-то, потому что это соответствует моему стилю вождения". Впрочем, может быть, он просто повзрослел?
К несчастью, ничем не получилось и на этот раз. Tyrrell выкупил Крейг Поллок и заменил Ферстаппена тем самым Россетом, у которого Йос выигрывал "за явным преимуществом" еще год назад. У спонсоров бразильца оказалось больше денег.
И вновь Летучий Голландец очутился на мели. Правда, летом о нем вспомнил Джеки Стюарт, недовольный "вторым номером" своей команды, датчанином Яном Магнуссеном. Ферстаппен с радостью ухватился за возможность вернуться за руль "формулы-1". Чтобы пережить очередное разочарование. Из 9 гонок он закончил только три, вчистую проиграв Баррикелло.
"Рубенс много ездил на этой машине еще до начала сезона, - объяснил свои неудачи голландец, - а потому точно знал, чего он хочет. А мой инженер так и не нашел верного ключа к настройке – за весь уик-энд они с инженером Рубенса вообще не разговаривали. Согласитесь, странная для гоночной команды ситуация". Масла в огонь подлил и сам Ферстаппен, разозлив старшего Стюарта: "Похоже, я ему не понравится с самого начала. Он, знаете ли, всегда приглашает пилотон в Оултон-Парк и начинает рассказывать, как нужно ездить. А я сказал ему - вместо тот, чтобы проколачивать время и деньги на этой старой замшелой трассе, лучше бы потратить их на второй испытательный автомобиль и другое оборудование. С этого момента наши отношения резко испортились. Что поделаешь, я не дипломат и говорю всегда то, что думаю".
Так Летучий Голландец вновь остался без работы.

Певец за сценой
"Австралия и Бразилия были для меня очень трудными гонками. От всех этих переживаний я так устал, что не смог проснуться в четыре утра, чтобы посмотреть Гран При из Мельбурна..." Кто это говорит? Неужели тот самый "Йос - это босс!", любимец неистовых голландских болельщиков, который в огне не горит? Пять неудачных сезонов не смогли сломить этого железного парня. Так что же случилось зимой 99-го?
"Я получит, наконец, машину, которая держалась на трассе как приклеенная, и двигатель - лучший из всех, с какими мне приходилось работать", - вспоминал те месяцы Ферстаппен. В Honda его пригласил Постлтуэйт. Ферстаппен недолго колебался, - поговорив с инженерами BMW, он решил, что японский проект намного серьезнее, и позвонил Харви: "Я согласен".
Казалось, все шло к тому, что Honda появится на трассах Ф-1 уже в сезоне-99. К несчастью, руководство фирмы решило отложить старт. А потом умер Постлтуэйт...
…Йос родился в Бельгии. Он и живет в этой стране, совсем рядом с трассой в Зольдерс, где 20-летним одерживал свои первые победы в Формуле-Оре1. С женой Софи он тоже познакомился на гонках ("Она, между прочим, стартовала вместе с Трулли и Физикеллой и обгоняла их! Девчонки вообще лучше нас водят карты - мы только жмем на газ, а они все время думают, берегут технику и резину"). Двухлетнего Макса Ферстаппена папа уже пытается приобщить к любимому делу ("Он сидел у меня на коленях, хлопал глазами и улыбался. Ему нравятся гонки!"). И каждый день пересекает границу Нидерландов. Здесь, в городке Эхт находится небольшой, но вполне современный картинговый центр Ферстаппенов - с гимнастическим залом, рестораном и баром. Рядом - мастерская, где Йос доводит моторы для мальчишек, которые выступают за команду его отца. "Мне так нравится возиться с ребятами! - говорит он заезжим журналистам (благо, теперь они не часто беспокоят звезду, что когда-то так стремительно всходила). - Я объясняю им, что и как нужно делать на трассе, а они так внимательно слушают! Честное слово, меня это волнует гораздо больше, чем когда я сажусь за руль..."
В 28 лет Йос, пожалуй, выглядит намного взрослее иных своих коллег но Формуле-1, не правда ли? Может, поэтому он с легким сердцем принял приглашение Тома Уокиншоу: "Хорошо бы, конечно, сейчас повторить сезон-94 - со всеми теперешними знаниями, со всем моим опытом. Но... я рад, что Arrows выбрал именно меня. За скорость, за талант, должно быть. А машина у них, похоже, неплохая - я ездил в Лифилд, видел ее. Так что посмотрим".


Александр Мельник

Журнал "Формула" 4/2000



Знаете ли Вы что...