Зеленый новичок
Гоночная карьера 21-летнего Кристиана Клина доказывает, что мечтать не только не вредно, но очень полезно: главное - осмелиться осуществить свою мечту. В 13 лет увлеченный картингом и мечтающий о Формуле-1 австрийский мальчишка, главным сокровищем которого было фото с Айртоном Сенной в паддоке Гран При Германии ’93, написал письмо владельцу компании Red Bull Дитриху Матешитцу. Кристиан просил своего богатого соотечественника финансово поддержать его карьеру. Занимавшийся инвестициями в автоспорт Матешитц взял Клина под свою опеку, и с середины девяностых Кристиан везде появлялся в фирменной кепке Red Bull, а за руль садился в шлеме, раскрашенном так же, как банка популярного энергетического напитка.
С 1996 по 1998 год Клин успешно выступал в чемпионате Швейцарии по картингу (родной городок гонщика Хоэнемс расположен неподалеку от австро-швейцарской границы) и разнообразных европейских картинговых турнирах. Параллельно Кристиан - выходец из небогатой семьи архитектора - учился на слесаря-жестянщика и одно время даже работал по этой специальности. В 1999 году австриец дебютировал в автомобильных гонках, и первый же старт оказался для него победным: он выиграл этап юниорского Кубка Формулы-BMW. Кристиан провел три сезона в Формуле-BMW и в 2001 году занял третье место в чемпионате. «Одно время он частенько попадал в аварии, но уже тогда его трудно было чем-то удивить, - вспоминает руководитель команды, за которую Клин выступал в Формуле-BMW. - Он настоящий спортсмен и всегда верит в то, что главные успехи впереди».
Следующим этапом в карьере австрийца была Формула-Renault: Клин выиграл немецкое первенство в этом классе и занял пятое место в Еврокубке, став лучшим новичком сезона-2002. В 2003 году Кристиан перебрался в Евросерию Формулы-3 - новый чемпионат, собравший сильнейших молодых гонщиков Старого Света. Австрийский пилот более чем достойно выдержал жесточайшую конкуренцию в новом для себя классе. Одержав четыре победы в 21 гонке, он занял второе место по итогам сезона, уступив лишь протеже Toyota Райану Бриско. При этом Клину удалось выиграть престижную гонку Marlboro Masters в голландском Зандфорте, взяв верх в напряженной дуэли над Нельсоном Пике-младшим.
Имея столь убедительный послужной список и не менее убедительную поддержку со стороны Red Bull, Клин и его менеджеры решили не растрачивать талант и спонсорские деньги на еще один сезон в «младших» «Формулах» и замахнулись на Формулу-1. Кристиан выбрал лучшую из имевшихся вакансий - в Jaguar - и, посулив команде хорошую прибавку к бюджету от Red Bull, получил приглашение на тесты. В ноябре в Валенсии австриец в первый же день заездов оказался всего на одну десятую долю секунды медленнее Марка Уэббера. Однако на команду произвела впечатление не столько скорость Клина, сколько его умение работать в коллективе. «На свои первые тесты он приехал совершенно невозмутимым, у него завидное самообладание, и это помогает ему быстро понимать машину», - отметил руководитель Jaguar Дэвид Питчфорт. А по словам Уэббера, юный Клин освоился за рулем гораздо быстрее, чем е свое время это сделали его прежние напарники - Антонио Пиццония и Джастин Уилсон.
Результаты выступления в дебютной гонке На ГП Австралии Кристиана больше всего удивило неровное дорожное покрытие. «Я тщательно изучал трассу на компьютерном симуляторе, но не подозревал, что тут так трясет», - рассказал он. В квалификации австриец не смог проехать зачетный круг из-за отказа гидравлики, но гонку закончил 11-м. «Выиграв несколько позиций по ходу гонки, я обрел уверенность в себе», - отметил Клин. |
Конечно, деньги Red Bull сыграли немаловажную роль в том, что «дикая кошка» предпочла Клина, несмотря на наличие более опытных претендентов на место в команде. Поговаривают, что Кристиану гарантировано лишь полсезона в Jaguar, после чего команда решит, продолжать ли сотрудничество с австрийцем. Формула-1 готовит Клину множество испытаний - не только спортивных, но и психологических. Хотя бы потому, что до появления в составе Jaguar Кристиан ни разу не путешествовал дальше Финляндии. Сразу после Рождества Клин совершил самое большое путешествие в своей жизни: команда отправила его на курс физподготовки в жаркую Малайзию. У новичка уже есть и хороший «духовный наставник»: молодой австриец побывал в Монако в гостях у своего соотечественника экс-пилота Формулы-1 Герхарда Бергера, который поделился с ним секретами выживания в «большом цирке».
Кстати, своей невозмутимостью (в которой, впрочем, нет ни капли замкнутости в стиле Райкконена) Клин напоминает именно Бергера. «Мы, австрийцы, спокойные ребята, так что прессинг меня не пугает», - говорит Кристиан. Он уже успел снискать себе репутацию нонконформиста: чего стоит хотя бы его серьга в левом ухе. Австриец носит ее с 11 лет и не собирается отказываться от столь непривычного в Формуле-1 «украшения». Клин обещает, что и на гоночной трассе он будет не таким, как все. «Михаэль Шумахер? Нет, мне не нравится, как он ездит, - заявляет австриец. - Я больше уважаю Монтою, он отличный гонщик, у него прекрасная манера езды, и как человек он лучше Шумахера».
Пока никто не знает, достигнет ли Клин высот Шумахера и Монтои, но из всех новичков сезона-2004 у него, пожалуй, наилучшие шансы на успех. И хотя Кристиана часто упрекают в том, что он купил место в Jaguar, эта покупка может оказаться очень удачной и для него самого, и для всей Формулы-1.
Максим Бордунов
Журнал "Формула-1", апрель 2004г.