Звездный час Жан-Пьера Бельтуаза
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Звездный час Жан-Пьера Бельтуаза

Звездный час Жан-Пьера Бельтуаза

Гонка по узким улицам средиземноморского княжества Монако всегда была одним из самых суровых испытаний для гонщика. Лишь в Монте-Карло и, пожалуй, на старом "Нюрбургринге” мастерство, смелость и кураж пилота могли противостоять мощи моторов. Улицы древнего княжества знали немало красивых гонок и великих побед. Гран При Монако 1972 года - одна из них.
Чемпионат 1972 года, четвертым этапом которого и был большой Приз Монако, шел своим чередом. Главные роли в этом действе играли Джеки Стюарт и Эмерсон Фиттипальди. Однако у гоночной рулетки Монте-Карло в тот уик-энд был другой фаворит - 35-летний француз Жан-Пьер Бельтуаз.
Чемпион Ф-2 1968 года уже шестой сезон стартовал в Ф-1, но особых успехов на его счету не было. Казалось, карьера француза в Ф-1 близка к закату. Да и его репутация была изрядно испорчена инцидентом, случившимся в январе 71-го на гонке "1000 километров Буэнос-Айреса”. Тогда у его спортивной Matra закончилось топливо, и Бельтуазу пришлось толкать ее к боксам, чтобы продолжить гонку. К несчастью, когда он толкал машину поперек трассы, из-за поворота вылетела Ferrari Игнацио Джунти и итальянский гонщик не успел разминуться с машиной Бельтуаза. Последовало столкновение, Джунти погиб, а Бельтуаз, как несомненный виновник аварии, на несколько месяцев был отлучен от гонок решением ФИА.



В Монако Бельтуаз приехал в качестве члена команды Marlboro-BRM вместе с Питером Гетином, Хауденом Генли, Хельмутом Марко и Рейне Виселлем. Lotus представляли Эмерсон Фиттипальди и Дэйв Уокер. Tyrrell - Джеки Стюарт и Франсуа Север, Ferrari - Жаки Икс и Клей Регаццони. Марио Андретти, третий гонщик Скудерии, стартовал в этот уик-энд в Индианаполисе, равно как и Питер Ревсон, которого в McLaren заменил Брайан Редман. Заявочный лист дополняли Matra с Крисом Амоном, Brabham с Грэмом Хиллом и Вильсоном Фиттипальди, Surtees с Майком Хэйлвудом, Тимом Шенкеном, Андреа де Адамичем и многочисленные заводские и частные March.
В Монако всегда остро стоял вопрос о квалификации и стартовых деньгах, которые получали только пробившиеся на старт пилоты, но на этот раз организаторы поступили либерально, ограничив стартовое поле 25 машинами - по числу заявленных гонщиков. Поэтому в четверг тренировочные заезды, по результатам которых в то время определялись позиции на стартовой решетке, носили именно тренировочный характер, хотя, разумеется, борьбы за стартовые места никто не отменял. Основные события в тренировке развернулись в пятницу. Поул-позицию завоевал лидер сезона Фиттипальди. Второе и третье время показали пилоты Ferrari Икс и Регаццони, а вот на двух следующих позициях разместились две BRM - Бельтуаза и Гетина. Стюарт показал только восьмой результат, а Север -12-й.
В субботу пошел сильный дождь, который не прекратился и в воскресенье. Организаторы предоставили пилотам дополнительную тренировочную сессию утром в день гонки, чтобы гонщики хоть немного привыкли к потокам воды на улицах. Именно во время этой сессии на трассе вдруг появился кортеж автомобилей, доставлявших семью князя Ренье в зрительскую ложу. К счастью, гонщикам, находившимся в тот момент на трассе, удалось избежать столкновений с машинами главы государства.
Со взмахом стартового флага 25 ревущих автомобилей устремились к "Сен-Дево”, поднимая в воздух облака брызг. Удивительно, но в столь жутких условиях старт обошелся без малейших происшествий. Бельтуазу удался великолепный рывок по правой стороне трассы, и в "Сен-Дево” он протиснулся по внутренней бровке, опередил Икса и возглавил пелотон машин на подъеме к "Казино”. Почти так же хорошо стартовал и Клей Регаццони, объехавший Фиттипальди и Икса по левой стороне трассы.
Бельтуаз, используя преимущество чистой дороги впереди и подгоняемый ревом моторов сзади, стал отрываться от преследователей с невероятной скоростью - после пятого круга он опережал Регаццони уже на шесть секунд. Потом его преимущество неожиданно удвоилось, когда Регаццони ошибся в "эске” и увлек за собой Фиттипальди. Правда, оба продолжили гонку, пропустив вперед лишь Икса.
Дождь все лил и лил, нисколько не ослабевая, но машина Бельтуаза шла как по рельсам - ни единой ошибки, ни единого отклонения от оптимальной траектории. Сзади же то один, то другой пилот выделывал пируэты на мокром асфальте. Вот Гетин на BRM вылетел в "эске", затем Шенкен повстречался с отбойником в "Мирабо”, Стюарт совершил разворот на 180 градусов, потерявшись в шлейфе брызг из-под колес преследуемой им Ferrari Регаццони. А вскоре и Регаццони потерял управление и разбил машину.
У Бельтуаза в тот день была своя гонка. Вторым, все больше отставая от лидировавшей красно-белой BRM, шел Жаки Икс. Стюарт после схода Регаццони оказался на третьем месте, и начал было сокращать отставание от Ferrari Икса. Но мотор его Tyrrell стал чихать и кашлять из-за промокшей электропроводки, и действующему чемпиону пришлось не только забыть о погоне за Иксом, но и пропустить вперед Эмерсона Фиттипальди.
Через два с половиной часа изматывающей гонки Бельтуаз наконец увидел клетчатый флаг - победа! Жаль, но звездный час для большинства гонщиков наступает только однажды. Получая победный кубок, Жан-Пьер не сдерживал счастливых слез. Впрочем, быть может, это были просто капли все еще лившего дождя...


Вадим Степанов

Журнал Формула-1 12/2001



Знаете ли Вы что...