Бобби Рейхол
Хотя, если вернуться на год назад, когда было объявлено о приглашении Бобби Рейхола на должность руководителя команды Jaguar, то можно припомнить: уже тогда обитатели паддока предрекали, что поднаторевшие в политических интригах формульные "акулы” быстро съедят его живьем, невзирая ни на авторитет Рейхола в автоспорте, ни на его трехлетий контракт с зарплатой в миллион с лишним долларов в год.
Так или иначе, нижеследующее интервью стоит предварить краткой хроникой событий, в основном проясняющих ситуацию с его уходом из Формулы-1 и его комментарии по этому поводу.
Биография Бобби Рейхола в подробном пересказе не нуждается. Достаточно сказать, что он трехкратный чемпион CART (один из всего двоих), а стало быть - живая легенда американского автоспорт и вообще кумир американцев. К тому же еще и владелец команды Team Rahal, гонщик которой Кении Брак реально претендует в этом году на звание чемпиона CART.
В Jaguar Рейхола пригласило руководство компании Ford, с которой его связывали давние партнерские отношения. Однако едва Бобби успел вступить в должность, как почти сразу, спустя всего пару месяцев, было объявлено о назначении еще одного трехкратного чемпиона, Ники Лауды "в помощь” Рейхолу... И понеслось. Лауда, человек по натуре очень авторитарный, сразу стал тянуть одеяло на себя.
Кроме того, почти с самого начала не заладились взаимоотношения Рейхола с первым пилотом Jaguar Эдди Ирвайном, и опытный в закулисных баталиях Лауда искусно подливал масло в огонь их противоречий. В результате отношения внутри этого треугольника так накалились, что их расставание стало лишь вопросом времени. Битва за власть началась. И если бы не надежда на успех в переманивании Эдриана Ньюи из McLaren в Jaguar, в чем именно Рейхол играл ключевую роль, Бобби "попросили” бы очень скоро.
Эпопея с несостоявшимся переходом Ньюи обернулась очень выгодным для Лауды проколом Рейхола. Сам Лауда тем временем поддержал Ирвайна (который очень близок ему по взглядам и стилю жизни), когда Эдди стал беспокоиться за свое место, услышав заявление Рейхола о возможной карьере в Формуле-1 звезды CART Дарио Франкитти.
Рейхол явно постепенно сколачивал команду на свой лад и для начала уже заменил Лучано Бурги на Педро де ла Росу. Встал вопрос: Ирвайн или Рейхол?
И тут Бобби угораздило совершенно чистосердечно, просто в рамках "оптимизации” команды, предложить Ирвайна (и, что было особой оплеухой гонщику - в придачу к нему 5 млн. долларов - лишь бы взяли!) Эдди Джордану взамен уволенного Френтцена. Джордан только и мечтал заполучить Ирвайна, который у него когда-то начинал свою гоночную карьеру. Однажды - после ухода ирландца из Ferrari - Джордан уже упустил такой шанс и больше упускать его не хотел. Закрутилась машина закулисных игр. Ирвайн, узнав обо всем, был просто шокирован.
И тут уж Лауда схватился с Рейхолом не на жизнь, а на смерть. Для австрийца вопрос был не только в том, останется ли Ирвайн или уйдет (уже вскоре после ухода Рейхола он подверг своего недавнего союзника жесточайшей критике, тоже пригрозив увольнением), но и в сохранении и преумножении своего авторитета. Лауда даже задействовал против простодушного американца "тяжелую артиллерию” в лице самого Берни Экклстоуна, пожаловавшись тому на "неправильное поведение” Рейхола. Ну и, наконец, высказал Бобби все, что о нем думал, поставив ему в вину неудовлетворительный стиль руководства, связанный с этим слабый прогресс команды, преувеличение собственной роли и "нежелание работать в коллективе”. Припомнил и "происки” против Ирвайна, которого категорически отказался отдавать в какую-либо другую команду.
Рейхол, искренне полагая, что кадровые вопросы пилотов и технического персонала - его прерогатива, был обескуражен тем, насколько детально Лауда информирован обо всем этом, и не согласился ни с одним из обвинений. Возразив, напротив, что успех его американской команды говорит сам за себя о его стиле руководства. Будучи человеком гордым, не нуждающимся ни в работе, ни в деньгах, он сказал, что уходит. Что Лауде и требовалось.
Между тем личный менеджер Ирвайна решил, что не худо было бы в рекламных целях организовать утечку в прессу о "битве за Эдди”, и сделал это. Рейхол, не желая оставаться в дураках, попросил Джордана помочь - заявить, будто его предложение было всего лишь шуткой. "Старый волк” Джордан, изумившись такой наивности, конечно, отказался. Так что буквально на следующий день все, кто имеет хоть какое-то отношение к Ф-1, знали, что Рейхола уволили. Причем в качестве причин прозвучало и множество других обвинений - и попытка несанкционированного найма руководящего звена, и срыв сделок со спонсорами, и стратегические провалы, и неявки на брифинги...
В штаб-квартире Jaguar были обескуражены этим увольнением, поскольку многие сотрудники были наняты Рейхолом, разделяли его принципы работы и вообще ему симпатизировали. Лауда же объявил: "Мы здесь только для того, чтобы сделать наши машины быстрее. Все прочее засуньте себе в…" Далее на вопрос менеджера по маркетингу, увидят ли теперь его на гонках наконец-то уже как руководителя команды, в фирменной зеленой униформе, ответил: "Ее можете засунуть туда же”. После чего, кстати, уже на Гран При Бельгии все же форму одел. А Бобби Рейхол тем временем вернулся в CART, в свою "родную” команду, где его возвращению сильно и искренне обрадовались и где он почувствовал себя в своей тарелке.
Стоит заметить, что даже внешне Рейхол сильно отличается от "аборигенов” Формулы-1. На его лице почти не увидишь характерных для них специфической напряженной суровой озабоченности, хмурого прищура и прочей подобной мимики. Это всегда тихий, уравновешенный, обаятельный, глубоко интеллигентный человек с внешностью, быть может, врача или школьного учителя. И с непременной широкой улыбкой. "Слишком милый человек, чтобы руководить командой в Формуле-1'', по словам Эдди Джордана.
Журнал "Формула-1" 11/2001