Семнадцать лет Джанкарло Минарди
Читатель, ты удивлен? Тебе непонятно, что же вызвало этот фонтан эмоций? Я скажу тебе, что: финиш австралийца Марка Уэббера в своей дебютной гонке на пятом месте. Мало? Хорошо, я добавлю: при этом ехал он на Minardi. Все равно мало? В таком случае я приглашаю тебя в небольшое путешествие вглубь истории - и тогда, надеюсь, ты все поймешь…
Эпизод первый
В 1986-м Джанкарлорешился на дебют в Ф-1 |
Гран При европейской Формулы-2, проходящий в Мизано-Адриатико, сентябрь 1981 года. До финиша остается 500 метров, 400, 300… Есть! Микеле Альборето на болиде Minardi GM75-BMW приносит своему боссу Джанкарло Минарди первую победу в гонке этого, пусть и не самого престижного чемпионата. Возможно, не будь этой победы, 34-летний Минарди вскоре бросил бы столь неблагодарное занятие, как продвижение собственной команды в элиту мирового автоспорта. Но судьба распорядилась иначе…
Перед Джанкарло всегда маячил призрак "Большого Брата" - великой и непобедимой Scuderia Ferrari. Будучи в неплохих отношениях с самим Комендаторе Энцо - однажды, в 1976-м, Джанкарло даже удалось арендовать для чемпионата Формулы-2 прошлогодний "перво-формульный" болид Ferrari 312T - Минарди всегда верил, что ему удастся если не превзойти, то, как минимум, повторить подвиги великих соотечественников. Забавно, но даже эмблемой формульной команды Scuderia Minardi был выбран… коронованный лев - в пику "жеребцам из Маранелло".
Что интересно, в течение нескольких лет после упомянутой победы Альборето казалось, что все движется в правильном направлении. Алессандро Наннини, Пьерлуиджи Мартини, Роберто дель Кастелло хоть и не смогли за три сезона в Ф2 хотя бы раз подняться на высшую ступень подиума, но шороху наводили немало. Как ни странно это выглядит сейчас, но пилоты Minardi играли роли фаворитов в своем первенстве, с ними считались, их уважали… И в 1985-м Джанкарло решился.
Эпизод второй
Гран При Великобритании, Сильверстоун, 1989 год. На болидах М189, сконструированных Джакомо Калири в содружестве с молодым и потенциально талантливым Альдо Коста, пилоты Minardi Пьерлуиджи Мартини и Луис Перес-Сала занимают в гонке соответственно пятое и шестое места. Мало того, именно тогда Minardi добилась уникального результата - первого и единственного пока в ее истории круга лидирования! Гораздо позже, через десять лет Джанкарло назовет ту гонку самой интересной за все годы существования его команды. В том сезоне Minardi заняла десятое место в Кубке конструкторов.
Но этому - по большому счету, весьма незначительному - успеху предшествовали несколько лет тотальных провалов. Всего одно очко, завоеванное в 88-м - а с другой стороны черт знает сколько сходов, поломок, аварий, столкновений… Кто угодно сломался бы - а с Джанкарло как с гуся вода! Вообще, непотопляемость этой миниатюрной конюшни из Фаэнцы способна поразить любое воображение.
Вдумайтесь: со времени дебюта Minardi в чемпионате Ф1 1985 года, королевские гонки покинуло 26 (!) команд. Причем многие из них - к примеру, Tyrrell, Lotus, Ligier, Benetton, Prost - обладали гораздо большим, чем у итальянцев, бюджетом. Но они, в силу разных причин, не выжили - а Minardi продолжает бороться. "В чем сила, американец? Вот и мой брат говорит, что в деньгах… А я считаю - сила в правде!" В данном случае - сила в неиссякаемом оптимизме и жизнерадостности Джанкарло. Впрочем, к этому мы еще вернемся…
Эпизод третий
Дебютная гонка чемпионата мира-1990. Гран При США, проходящий тогда еще не в Индианаполисе, а в Финиксе. По результатам квалификации Пьерлуиджи Мартини на все той же M189 (держитесь крепче!) - второй, с отставанием всего в 0,067 с от времени поул-позишн, установленного Герхардом Бергером на McLaren! Вот он, звездный час сеньора Джанкарло! Однако сказке не суждено было сбыться - в гонке Мартини финишировал лишь седьмым, так и не набрав ни одного балла. Дебютный Гран При стал воплощением всего сезона, по окончании которого в графе "зачетные очки" привычно значился жирный и грустный ноль.
Тем не менее эпизод в Сильверстоуне, казалось, изменил роковое невезение Minardi: на конюшню из Фаэнцы обратили внимание "старшие братья" из Маранелло. Президент Ferrari Джанни Аньелли принял, казалось бы, невероятное решение: со следующего сезона на болидах Minardi будут стоять моторы Ferrari!
Казалось бы, чего же еще? Первая половина сезона-1991 прошла под знаком некоторой эйфории. Дела вроде бы пошли в гору, и подтверждением тому стали два четвертых места, завоеванных все тем же Пьерлуиджи Мартини в Сан-Марино и Португалии. Однако вскоре выяснилось, что любовь Ferrari была с червоточинкой.
Во-первых, двигатели были, понятное дело, старыми. Во-вторых, фирме Agip с целью сохранения неведомой тайны было запрещено снабжать их новейшими разработками в области масел. И в-третьих, по приказу из Маранелло Джанкарло вынужден был отказаться от шин Pirelli в пользу Goodyear - американская резина стояла на Ferrari. Словом, конюшня из Фаэнцы была просто использована в качестве опытного полигона. Когда необходимость в нем исчезла, поставки прекратились. Тем не менее, этот сезон стал самым успешным в истории Minardi - завоевано 6 очков, что позволило команде занять рекордное для себя седьмое место в Кубке конструкторов.
К сожалению, этот успех остался едва ли не последним…
Эпизод четвертый
После дебютного сезона, Бриаторе забрал к себе Алонсо |
Седьмой этап чемпионата мира 1994 года, Гран При Франции. Пьерлуиджи Мартини на Minardi M194 завоевывает уже второе в сезоне - после ГП Испании - пятое место в зачете. Неужели наконец-то все пойдет как надо? Неужели работа пришедшего в команду год назад Густава Брюннера начинает приносить свои плоды? Как обычно, ожидания оказались напрасными. Успех Мартини ни одному из последующих пилотов Minardi не удавалось повторить в течение восьми лет, вплоть до уже упоминавшегося Гран При Австралии 2002 года…
1993-94 годы были, как показало будущее, последним более-менее заметным успехом команды. За эти два года машины, сконструированные Густавом Брюннером и Альдо Коста, набрали 12 очков, что является чуть ли не половиной всех баллов, завоеванных командой за свою историю. Конюшня находилась в первой десятке, и вполне могла считаться середняком. Однако перманентная нехватка средств все же сыграла свою злую роль. И дело не только в том, что команде не хватало денег на новые разработки и выгодные контракты. Есть еще один момент, который упоминают не так часто.
Пилоты. Посмотрите на пилотский состав Minardi за эти семнадцать лет. Сандро Наннини, который впоследствии вполне успешно выступал за Benetton. Кристиан Фиттипальди, Роберто Морено и Алекс Занарди, прославившиеся своими выступлениями в серии CART. Джанкарло Физикеллу или Ярно Трулли представлять не надо - их имена сейчас на слуху у любого болельщика. Обещал оказаться весьма перспективным прошлогодний дебютант Фернандо Алонсо - но и того забрал к себе менеджер Renault Флавио Бриаторе.
Надеюсь, общая мысль ясна? Талантливые пилоты не задерживались в команде, так как после первых же удачных выступлений их тут же перекупали "большие дядьки" с толстыми кошельками. А Джанкарло Минарди знай себе улыбался своей добродушной улыбкой. "Особенное удовольствие мне доставляет тот факт, что нам удалось определить итальянского пилота в растущую команду", - сказал он по поводу продажи Физикеллы в Jordan. Несколько непривычное отношение к потере любимого пилота, вы не находите? Но в этом весь Джанкарло - неисправимый оптимист, гостеприимный хозяин, доброжелательный человек, ничуть не похожий на ледяного Денниса, расчетливого Бриаторе, хитрого Тодта или корыстолюбивого Уолкиншоу.
Эпизод пятый
Лука Бадоер за рулем Minardi M195 |
Последняя треть чемпионата мира-99, Гран При Европы, Нюрбургринг. За пять кругов до финиша пилот Minardi - он же по совместительству тест-пилот Ferrari - Лука Бадоер идет четвертым (!), однако вышедшая из строя коробка передач вычеркивает его из кандидатов на очки. Как разочарован Лука, невозможно передать словами, однако его грусть - повод для радости второго пилота Minardi, Марка Жене. Сход Бадоера подарил ему шестое место и первое (и пока единственное) в карьере зачетное очко. После окончания сезона Бадоер полностью сосредоточится на работе в Маранелло; еще через год тестером - правда, уже в Williams - уйдет и Жене.
Очко, заработанное Марком в 99-м рисковало остаться последним в активе команды. Следующий, 2000-й год был едва ли не самым тяжелым в истории Minardi. После ухода одного из титульных спонсоров - Fondmetal - засобирался и другой - испанский коммуникационный гигант Telefonica. Мотор Ford, использовавшийся на болидах с 1998 года, явно устарел. Марк Жене смотрел в будущее через призму Williams, а его напарник Гастон Маццакане был классическим примером рента-драйвера (что, кстати, в полной мере подтвердилось через год в команде Алана Проста).
А тут еще объявил о своем желании продать акции и уйти из команды давний друг Джанкарло Габриэле Руми - стремительно прогрессирующая болезнь не оставляла ему шансов продолжать руководить гоночной конюшней. Минарди оставался у разбитого корыта совершенно один…
Спасение явилось в облике австралийского миллиардера, владельца компании European Aviation, неплохого гонщика и страстного любителя автогонок Пола Стоддарта. Выкупив у Руми его часть акций, Пол принялся за дело с невероятной энергией. Судите сами: до начала чемпионата-2001 остаются считанные недели, но ни болида, ни пилотов у команды все еще нет. Однако есть группа единомышленников; людей, которых сплотили долгие годы, проведенные вместе, и трудности, преодоленные за это время - Джанкарло Минарди, Густав Брюннер, множество механиков и инженеров, для которых Minardi - вторая семья. И работа закипает.
В итоге на старт сезона в Австралии Minardi выходит на двух болидах вместо дозволенных трех - времени изготовить запасную машину просто не осталось. Тем не менее будущая (как считают многие) звезда Ф1 Фернандо Алонсо квалифицируется 19-м и в гонке финиширует 12-м - пусть и с отставанием в два круга, но финиширует же! Так началось второе рождение Minardi.
Потом были и не пройденная Тарсо Маркешем квалификации в Сильверстоуне, и его же великолепные девятые места в Бразилии и Канаде, и уход в Toyota Густава Брюннера, и приглашение первого в истории Ф1 малайзийского пилота Алекса Йунга, и новые контракты, позволяющие смотреть в будущее с оптимизмом. Все это на слуху, и вряд ли стоит повторяться лишний раз; остановимся лишь еще на одном моменте.
Вы не смотрели фильм "Эдди" с Вупи Голдберг в главной роли? Нет, там речь идет вовсе не об Ирвайне или Джордане. Суть вот в чем: техасский миллионер покупает загнивающую баскетбольную команду и, строя из себя фаната этого вида спорта, "раскручивает" ее при помощи имиджа эдакого "своего парня". Когда же он понимает, что рыночная стоимость команды намного превышает вложенные им деньги, то моментально следует решение о продаже клуба. Ничего не напоминает? В фильме-то все закончилось "хэппи эндом", но как оно будет в жизни? Не станет ли Minardi просто очередной удачной покупкой Стоддарта, с которой он расстанется, как только увидит прибыльную сделку? Дай Бог, нет.
Журнал ProFormula