Гран При Белграда 1939 года: А завтра была война
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

А завтра была война

А завтра была война

Гран При Белграда 1939 года известен, как последняя довоенная гонка, первые свободные практики которой прошли в предгрозовой, накаленной, но еще мирной Европе, а клетчатый флаг опустился уже под грохот орудий вермахта, рвавшегося к Варшаве.
Организаторы гонки в Белграде провели почти год в подготовке к ее проведению, и рассчитывали, что этап станет достойным завершением сезона 1939 года, отмеченного, как и несколько предыдущих лет, бескомпромиссной борьбой двух немецких марок, Mercedes и Auto Union.
Для того чтобы принять машины столь серьезного уровня по улицам города была проложена временная трасса, оказавшаяся в итоге слишком ухабистой и чрезвычайно скользкой. Зато практически все жители этого сравнительно небольшого югославского города имели возможность, если не увидеть, то по крайней мере, услышать болиды Гран При.
Немецкие команды, которым было отправлено специальное приглашение, привезли в Белград по две машины. Mercedes представляли Херманн Ланг и Манфред фон Браухич, а Auto Union – великий итальянец Тацио Нуволари, и Херманн Мюллер.


На первой линии стартового поля Манфред
фон Браухич (№6) и Херманн Ланг (№2)

фон Браухич перед стартом

Собственно говоря, эта четверка и являла из себя всех участников гонки. Кроме них на старт вышел лишь местный пилот, некий Миленкович на частном Bugatti T51. Ожидалось прибытие еще четырех машин из Италии, заводских Alfa Romeo и Maserati, но они, несмотря на поданные заявки на участие, так и не появились в Белграде.
Известие о том, что Германия вторглась в Польшу пришло во время второго дня Гран При и вызвало переполох, как сред организаторов, так и среди участников. Немецкие команды, по слухам, даже засобирались домой, но организаторы гонки, якобы, уговорили их остаться, дабы этап состоялся. В противном случае финансовые потери просто разорили бы их.
Квалификация прошла под диктовку пилотов Mercedes, оккупировавших весь первый ряд, тогда как гонщикам Auto Union достались 3 и 4 места.
Утром перед гонкой немецкие команды ожидало очередное потрясение – Великобритания объявила войну Германии. По легенде, у Манфреда фон Браухича окончательно сдал нервы, и он попытался улететь в нейтральную Швейцарию на частном самолете. Альфреду Нойбауеру, шефу заводской команды Mercedes, едва ли не силой пришлось возвращать его на трассу из аэропорта.
Со старта фон Браухич рванул так, вроде, хотел на своем Mercedes W154 добраться прямо до Швейцарии. Он упорно лидировал не подпуская к себе Херманна Ланга, но при этом вел машину очень неаккуратно, широко заходил в повороты, цеплял обочины. На пятом круге камень, вылетевши из под колеса фон Браухича разбил небольшое лобовое стекло на машине Ланга и попал прямо в защитные очки немца. Тот едва сумел добраться до боксов, где медик команды еще долго вымывал стеклянную крошку у Ланга из глаза. За руль же машины Херманна сел запасной пилот команды, Вальтер Баумер, который тут же устремился в погоню за соперниками.


Ланг незадолго до схода

Тацио Нуволари покидает свой
Auto Union после победы в гонке

Фон Браухича тем временем развернуло, и он пропустил вперед Мюллера и Нуволари. В последнего при этом Манфред едва не врезался, т.к. возвращаясь на трассу, пилот Mercedes проехал добрый десяток метров против движения.
Нуволари вышел в лидеры, когда Мюллер вынужден был досрочно заехать в боксы для смены лопнувшего левого заднего колеса своего Auto Union D, и уже не упустил своей первой позиции до самого финиша. Итальянец заехал на дозаправку позже всех своих соперников, имея при этом почти 50-секундное преимущество. Из боксов на трасу он вернулся в 9 впереди, прорвавшегося на второе место, фон Браухича, и спокойно проследовал на финиш последнего довоенного Гран При.
Для того, чтобы добраться до Германии Нойбауеру пришлось организовать караван из грузовиков обеих немецких команд. По слухам, вместо того, чтобы поехать кратчайшей дорогой через Венгрию, где у них могли конфисковать дефицитное топливо, трейлерам Mercedes и Auto Union пришлось пробираться в Австрию через Словению. Солнце буквально иссушило местные грунтовые дороги, а из-за безветрия, пыль, поднимаемая грузовиками, неподвижно висела в воздухе. По свидетельствам очевидцев, водителям, чтобы хоть как-то видеть дорогу приходилось держать дистанцию порядка 1,5 километров между машинами. По иронии судьбы все грузовики обеих команд были конфискованы уже на следующий день осле прибытия на базы для нужд немецкой армии.
Что же касается участников последнего довоенного Гран При, все они более-менее благополучно пережили Вторую Мировую войну. Лишь Вальтер Баумер, заменивший Ланга в Белграде, погиб в июне 1941 года в обычной дорожной аварии за рулем своего Mercedes.

Поз.
Пилот
Машина
Время/отставание
1
Т.Нуволари
Auto Union D
1:04:03.8 (50 кругов)
2
М. фон Браухич
Mercedes-Benz W154
+7.6
3
Х.Мюллер
Auto Union D
+31.6
4
Миленкович
Bugatti T51
+ 19 кругов

Х.Ланг/Х.Баумер
Mercedes-Benz W154
сход/авария

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...