Фильм "Гонщик" с Сильвестром Сталоне: «Безумные гонщики»
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

«Безумные гонщики»

«Безумные гонщики»

Если до середины 60-х кино и автоспорт соприкасались довольно редко: картин, целиком посвященных гонкам, было немного (более других нам знакомы "Гонщик” и гэдээровские "Без борьбы нет победы”, "Соперники за рулем”, где снимались автомобили "Сокол”), да и качество "спецэффектов” в те годы оставляло желать лучшего. Но после выхода на экраны "Большого Приза” в кино началась настоящая "гоночная лихорадка”. Многие режиссеры Европы, Америки и даже СССР (вспомните хотя бы фильм "Ралли” с Евгением Леоновым и Олегом Янковским в главных ролях) пытались снять киноленты об автогонках. Пилоты Ф-1 за эти годы успели сыграть эпизодические роли (как правило – самих себя) в десятках, если не сотнях кассовых картин. Даже "удостаивались” "Оскара”… Однажды Марио Андретти получил главный приз американской киноакадемии за своего друга Пола Ньюмана, который не смог присутствовать на церемонии. Но по-настоящему удачных "гоночных” фильмов при этом получилось не так уж много.









Пожалуй, единственная картина, достойная сравнения с "Большим Призом”, – фильм "Побеждая”, снятый в 1969 году Джеймсом Голдстоуном и все тем же Ньюманом. Легенда Голливуда, фанат автогонок, пилот-любитель, а позднее – совладелец одной из лучших гоночных команд Северной Америки, Ньюман как ни один другой режиссер понимал автоспорт. Возможно, поэтому его картина о чемпионате USAC (CART), как и его герой Фрэнк Капуа стали столь популярны и в Америке, и в Европе. Но этот фильм, как и "Большой Приз”, был снят в "золотой век” Голливуда – 60-е годы. Из более же современных хочется выделить, пожалуй, лишь две картины: "наскаровские” "Дни Грома” с Томом Крузом в главной роли и раллийный "Желание побеждать” с Джанни Моранди. Фильмов же о Формуле-1, по крайней мере, достойных внимания, со времен "Большого Приза” так и не сняли, хотя подобные проекты возникали не раз, в том числе и на протяжении последнего десятилетия.
Так, сразу после гибели Айртона Сенны одна из голливудских компаний решила снять кино о жизни великого бразильца. Слухи об этой картине циркулировали почти два года. На главные роли сватали Майкла Дугласа и Шарон Стоун, но дальше разговоров дело не пошло.
Зато следующий проект обещал стать автоспортивным фильмом века. Идеей картины загорелись Берни Экклстоун (в 1966 году он был менеджером Йохена Риндта и, поскольку австриец был занят в картине Франкенхеймера, Берни тоже довелось присутствовать на съемках) и Сильвестр Сталлоне, даже подписавшие в Монце-97 что-то вроде договора о намерениях. И на следующие два с половиной года Слай стал почти постоянным гостем паддока, нередко появляясь в боксах и с кинокамерой. Казалось, "Рэмбо” знакомился с миром автогонок основательно и глубоко, параллельно работая над сценарием. Кроме самого Сталлоне на главные роли в новом фильме со 100-миллионным бюджетом и рабочим названием Into Thin Air – "В воздушном мешке” хотели пригласить Дастина Хоффмана и все ту же Шарон Стоун. Презентация картины должна была состояться перед Большим Призом США 2000 года в Индианаполисе. Но незадолго до начала съемок в августе 1999 года все вдруг рухнуло.
Говорят, прочитав сценарий, Экклстоун пришел в ужас и потребовал от Сталлоне переписать его от начала до конца. "Мы не позволим делать из команды Ferrari сборище дураков”, – объяснил свое недовольство Берни. Обиженный Слай тут же сделал вид, что Ф-1 его больше не интересует, и переключился на CART. "Я почти три года напряженно работал в Формуле-1, – негодовал Сталлоне. – Но здесь немало личностей, которые руководствуются только собственными интересами. Каждый раз, когда я заикался о подписании контрактов, Берни поднимал цену. Для него все сводится к деньгам. Формула-1 вообще очень закрытый вид спорта, здесь трудно понять, что представляют из себя люди на самом деле. Чем больше я изучал Формулу-1, тем больше понимал, что CART намного увлекательней и интересней. Это свободный мир, в котором царит семейная атмосфера. Ее я и намерен показать в фильме”.
Разругавшись с Берни и оставив "большой цирк”, Слай собрал около $70 млн и вместе с компаниями Warner Brothers и Franchise Pictures с головой окунулся в CART. В результате 27 апреля 2001 года на зависть поклонникам Ф-1 на экраны Америки вышел долгожданный Driven, как писала американская пресса – "гоночный фильм века”… ставший, наверное, одним из самых больших киноразочарований этого самого века. Не будем судить об игре актеров и спецэффектах картины, созданной с применением новейшей системы компьютерной графики CGI. Остановимся лишь на ее "гоночном” содержании. Сталлоне, по его собственному признанию, старался как можно лучше передать внутренний мир ChampCar и его гонщиков. Если это действительно так, то Берни был совершенно прав, отказавшись от услуг Слая в съемках картины о Формуле-1. В Driven герои не столько занимаются гонками, сколько грызутся друг с другом, разбивают машины и так красиво летают над трассами, что порой кажется, будто Слай снимал кино не о гонках, а об истории воздушных таранов. Особую "реалистичность” картине, по мнению Сталлоне, вероятно, должны придавать сцены, в которых он носится по ночным улицам на гоночном автомобиле, попутно срывая колесами крышки канализационных люков, или финал, где герой Слая Джо Танто, стремясь помочь своему молодому партнеру по команде выиграть чемпионат, перескакивает через бордюрные камни, ломает подвеску, но даже на трех колесах обгоняет лидера… Кино, да и только! Даже мелькающие в фильме знакомые лица реальных гонщиков, включая Хуана-Пабло Монтою, на фоне подобной несуразицы вряд ли спасут эту картину в глазах людей, мало-мальски разбирающихся в автоспорте.
В России первые "тряпичные” копии блокбастера Сталлоне появились в мае 2001 года под названием "Безумные гонщики” (в отечественный прокат фильм вышел лишь в ноябре и уже под другим названием: "Гонщик”). Что и говорить, перевод несколько вольный, но в данном случае очень даже подходящий. Точнее охарактеризовать этот "гоночный боевик” в двух словах, наверное, невозможно.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" февраль, 2002



Знаете ли Вы что...