Пилоты Ф-1 и реклама: Быстрые деньги
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Быстрые деньги

Быстрые деньги

В автомобиле каждый из них - герой. Машина - привычная среда их обитания. Но иногда им приходится заниматься другой работой. Иногда они участвуют в проектах, где человеку, берущему чек, приходится слегка поступаться своим достоинством. Жан Алези продает шампунь. Дэмон Хилл глубокомысленно жует пиццу. Мика Хаккинен дружит с лабрадором.
Можно относиться к этому как угодно, но это часть их профессии!
Добро пожаловать в странный мир масс-культуры, где главную роль в телевизионной рекламе может сыграть гонщик Гран При, его автомобиль, хозяин его команды или даже... его любимое средство от перхоти.
Иногда герои Гран При предстают перед нами в необычной роли.

Жан Алези: Elvive

Смотрите! Подъезжает Benetton. Это Жан Алези со Своими Невероятно Густыми Волосами на голове! Вот он снимает шлем и - оп-ля! - его волосы выпрыгивают, словно живые. При этом выглядят они просто волшебно! Просто волшебно! Вы, конечно, знаете, что все это благодаря керамидосодержащему шампуню.
На самом деле, когда гонщик стягивает с себя балаклаву, он выглядит так, будто его только что несколько раз обмакнули головой в унитаз. Но только не Жан! Его волосы смотрятся потрясающе! В течение 30 секунд он не меньше семи раз запускает в них пальцы. Переливающиеся, черные, невероятно густые - это не просто волосы. Это углеволоконный парик а-ля Элвис Пресли.
Но это еще не все. Далее следует диалог, который представляет собой смесь подлинного Алези и Алези, фальшиво озвученного. Последний, повернувшись к зрителям лицом, говорит: «И тогда я достигаю границ возможного». Таким он и остается в памяти - густоволосый, как мечта Фантомаса.

Правдоподобие: ноль очков.
Актерская игра: сьемки без рубашки ничем не оправданы.
Концепция: в общем, ничего. Но только куда девались все рекламные наклейки с автомобиля, шлема и комбинезона?
Как это сделать лучше: Алези не стоит так часто запускать пальцы в волосы. Зритель может подумать, что он чешется из-за перхоти.
Толковые мысли: Алези должен выпустить шампунь Wash and Stop and Go.

Дэмон Хилл: Pizza Hut


Гонщик Гран При Дэмон Хилл и спортивный телекомментатор Мюррей Уокер (это уже вторая подобная реклама с их участием) слоняются, как это у них водится, без дела по городу и случайно забредают в ресторанчик Pizza Hut. Заходя в помещение, Мюррей по привычке начинает комментировать происходящее в своей обычной сверхэмоциональной манере. «Началось! Хилл лидирует и... - в этот момент Мюррей спотыкается о ногу Дэмона. - И вот! Она! Появляется!!!» - неистовствует комментатор. «Это пицца, Мюррей,» - вздыхает Дэмон. Мюррей со свойственным ему хладнокровием воспринимает необходимость показаться на публике в образе шута горохового, в то время как Дэмон ведет себя так, будто это мероприятие - одно из величайших событий в его культурной жизни. Словом, мы видим классическую пару клоунов. Все это очень по-английски.
«Это облегчит победу в Гран При Великобритании», - подводит итог голос за кадром.
«Я совершенно забыл, что должен сказать», - улыбается Мюррей так, будто они с Дэмоном окончательно рехнулись.

Правдоподобие: полное! Уокер и Хилл выглядят настоящими идиотами.
Актерская игра: Мюррей не играет. Он такой и есть.
Концепция: сделано свежо, весело, без тени смущения.
Как это сделать лучше: официанта на самом деле должен играть Найджел Мэнселл.
Толковые мысли: если были дубли, то сколько порций съели эти двое за время съемок?

Мика Хаккинен: Shell Japan


Это - Мика Хаккинен (справа). Сидит он в дорожном McLaren F1 на японской заправочной станции Shell, персонал которой работает так, будто все они объелись антидепрессанта. А рядом с ним - золотистый лабрадор. До этого момента все, вроде бы, хорошо. Мика справляется со своим заданием блестяще: почти не заметно признаков того, что он понимает, какую несет чепуху. При любых обстоятельствах он продолжает беззаботно моргать глазами в свойственной только ему манере.
«Привет! Я Мика Хаккинен, - подтверждает Мика. - У меня есть две специальные лицензии: специальная лицензия для Ф-1 и специальная лицензия для моего автомобиля!» Лабрадор делает быструю пробежку среди скалящих зубы мойщиков, в то время как голос за кадром вещает о том, что карточка Shell - это образ жизни, без которого не может обойтись даже Мика Хаккинен. Лабрадор тоже моргает, хотя и не так убедительно, как Хаккинен. Мика произносит. «Вы-можете-быть-уверены-в-Shell!» - или что-то вроде этого - по-японски. Все!

Правдоподобие: все вышло довольно элегантно, несмотря на подмигивания.
Актерская игра: улыбка Мики едва ли не шире, чем у лабрадора.
Концепция: вполне доступно пониманию 3-летнего ребенка.
Как это сделать лучше: «Привет! Я Мика Хаккинен! Купи карточку Shell, или я скормлю ее собаке!»
Толковые мысли: несомненно, что-то потеряно при переводе.

Рон Деннис: Mercedes-Benz А-класса


«А теперь - нечто совершенно особенное! - таинственным тоном обращается мистер Деннис к господам Хаккинену и Култхарду. В следующее мгновение вы уже видите, как гонщики запрыгивают в кабины двух Mercedes A-класса и несутся по автодрому. Они уворачиваются от огромных покрышек, которые швыряют в них с грузовика. Вертолет выливает воду им под колеса. И, наконец, весьма интенсивный «лосиный тест» на финишной прямой. Целое стадо «лосей»! (Увы, увы! Последнее испытание, должен сказать, - явное преувеличение.)
Действие заканчивается довольно мрачными черно-белыми кадрами, и Рон Деннис, который, как и положено истинному англичанину, отличается ужасной дикцией, гнусавит: «Два победителя. Один чемпион. Новый A-класс». В переводе с языка Рона это означает: «Два победителя в моей команде и впредь будут строго придерживаться командной тактики, потому что чемпионом станет только один из них. Что касается A-класса, то этот автомобиль роднит с Формулой одно: на сегодняшний день все лучшее в мире оснащено двигателями Mercedes».

Правдоподобие: совершенство! В высшей степени элегантная постановка с легким акцентом на технический аспект.
Актерская игра: очень хорошо! Рон выглядит вполне человечным и, судя по всему, для этого даже не потребовалось спецэффектов.
Концепция: блестяще!
Как это сделать лучше: может, стоило попробовать настоящих лосей? Толковые мысли: наглядная демонстрация того, каким крутым стал Mercedes. Не пора ли задуматься, BMW!

Мика Хаккинен: Mercedes-Benz С-класса


Перед нами два автомобиля: Mercedes-Benz С-класса и McLaren-Mercedes Ф-1. Место действия - автодром Брэндс-Хэтч. Визг шин. Позднее торможение. Словом, все, как обычно. Мика Хаккинен - а это именно он сидит за рулем С-класса - в последний момент опережает в безумном финишном спурте болид Формулы-1 (представляю, насколько взволнованы представители «кузовных» чемпионатов). Затем ас Больших Призов снимает шлем.
Но кто же тот парень, которого Хаккинен обогнал на простом дорожном автомобиле? (Нет-нет, это не Дэвид Култхард.) Чтоб мне провалиться! Да это же Борис Беккер! Человек, подача которого быстрее дизельного С-класса. Борис улыбается и говорит Мике: «А завтра – теннис». В немецкой версии Мика отвечает: «Конечно!» И они уходят. В английском варианте Хаккинен краток «Нет!» Интересно, почему он передумал? Не захотел менять ракету на ракетку?

Правдоподобие: полное. Хаккинен едет очень быстро. Беккер - медленно.
Актерская игра: довольно убедительно, особенно когда Хаккинен говорит «нет».
Концепция: весьма интригующе.
Как это сделать лучше: Дэвид Култхард бросает вызов Майку Тайсону...
Толковые мысли: и все-таки, почему Мика передумал?

Эдди Ирвайн: Shell


В главных ролях - настоящий Жан Тодт и фальшивый Росс Браун. «Хорошо, дайте ему это!» - рычит Тодт в микрофон. Ирвайн: «Это Shell?» Поддельный Росс Браун: «Он просто хотел убедиться. Ведь он собирает талоны!» Вот так сцена! В боксах Ferrari, наверное, животы надорвали от смеха.
Кульминация наступает после прибытия Ирвайна на пит-лейн. Эдди (крупным планом) хватает пачку талонов, швыряет их в кокпит и устремляется на трассу. «Он копит еще на одну Ferrari», - скривился псевдо-Росс. Речь идет об игрушечном автомобиле.
Снято не без живости, хотя общее впечатление чопорности преобладает, еще раз доказывая, что дублирование голосов превращает легкую иронию в грубый фарс. Среди зрителей, однако, наблюдается полное единодушие: они не могут оторвать глаз от экрана.

Правдоподобие: талоны? Ирвайн? Какая чепуха! На самом деле Эдди должен добиваться скидки за оплату наличными.
Актерская игра: Жан Тодт оказался неожиданно хорош в роли Жана Тодта.
Концепция: великолепно, если скоро вам исполняется 9 лет.
Как это сделать лучше: Эдди должен попытаться «загнать» талоны фанам в паддоке.
Толковые мысли: все-таки интересно, сколько талонов нужно на настоящий Ferrari?

Жак Вильнев: Renault Safrane


Сияющий Вильнев вприпрыжку спускается по ступеням своей средиземноморской виллы. В его руках - конверт. (Ответ поклоннице? Счет Крейгу Поллоку?) Жизнь, по всей видимости, прекрасна: голубое небо, зеленые деревья. Неожиданно из кустов появляется репортер (черт бы его побрал!), который спрашивает, почему Жак ездит на Renault Safrane. Очень хороший вопрос!
Действительно, что более подходит человеку, одетому в клетчатую рубашку, серую майку и черные джинсы, чем семейный седан? Разве что трость и цилиндр. Однако Жак без тени смущения и очень серьезно отвечает, что ездит на Safrane, потому что это удобно. Таким образом, обнаруживается жесточайший кризис, который испытывает Вильнев в середине жизненного пути. Он уезжает. Камера крупно показывает камни мостовой, испещренные следами резины. Вспоминается кривая усмешка на лице Вильнева. Голубое небо. Зеленые деревья...

Правдоподобие: ноль. Вильнев? Safrane? Удобства?
Актерская игра: Жак очень хорош. И он выбрит!
Концепция: скучно, если честно.
Как это сделать лучше: Вильнев врезается в красный Punto, за рулем которого сидит водитель-немец с характерной челюстью, и говорит: «Помнишь Херес?»
Толковые мысли: хорошо еще, что Жака не заставили рекламировать шампунь.

Айртон Сенна: Shell/Honda


Ключи звякают в приемной гостиницы. Начинающий бизнесмен садится в Honda Legend. Врезка: Marlboro-McLaren в боксах. Врезка: загорелая рука с заправочным шлангом на станции Shell. Врезка: девушка принимает заказ. Она не узнает Его. Он не расплывается в обворожительной улыбке.
Эта реклама, снятая на заре эпохи Михаэля Шумахера, может удивить современного любителя гонок Гран При. Действие развивается совершенно естественно. Девушка не обращает внимания на Айртона Сенну. Айртон не пытается изображать, будто он изо всех сил старается вести себя как обычный клиент. Он оплачивает счет, выезжает на трассу, которая выглядит удивительно уныло после голубоватого освещения в боксах, и уносится под вспышки «выстрелов» папарацци.
Это действительно скорее напоминает обычный рабочий день, чем сплошь надуманную попытку изобразить простого парня с соседней улицы, который только и всего, что зарабатывает 25 долларов плюс всего лишь один миллион.

Правдоподобие: близко к абсолютному.
Актерская игра: лучше, чем Майкл Дуглас и Шарон Стоун в «Основном инстинкте».
Концепция: ничего надуманного. Обычная заправка.
Как это сделать лучше: девушка смотрит на роспись в квитанции и... равнодушно бросает ее в общую кучу.
Толковые мысли: действительно ли он когда-либо ездил на Honda Legend?

Фрэнк Уильямс: Veltins


Унылый, сумрачный автодром. Ветер несет мусор вдоль пустой трассы. Слышится неприятный звук. Экзистенциальная пустота тестов (или что-то в этом духе). Мимо проносится Williams. Затем звучит нечто, что сошло бы за поэзию в современной Германии.
«Формула-1 - это не вопрос скорости, стратегии пит-стопов или шин. Формула-1 - это вопрос правильного выбора». Стихи подкрепляются традиционными кадрами пит-стопа: взгляд гонщика сквозь забрало, ритуальный танец сурового профессионализма механиков, грохочущее тра-та-та гайковертов.
Голос сух, сексуален, странно знаком. Это Фрэнк Уильямс. Камера показывает его целиком: он один, на его лице играет легкая улыбка. Финальный кадр и титры: «Veltins - жизнь для мужчин». Мрачный визуальный ряд совершенно необычен - и эта странность придает рекламе дополнительную силу. Наглядно демонстрируется разница между светлой жизнью и светлым пивом.

Правдоподобие: солидно сработано.
Актерская игра: Фрэнк действительно хорош.
Концепция: появляется желание смотреть эту рекламу вновь и вновь. И это хорошо.
Как это сделать лучше: побольше поэзии, ясное дело.
Толковые мысли: год назад никто за пределами Германии не знал, что такое Veltins. Никто не знает этого и сейчас. Это пиво, между прочим...

Ferrari: Shell


Чисто голливудское нагромождение приблизительно 75 планов, втиснутых в одну минуту чрезвычайно насыщенного ролика. Противоестественная, дерзкая, навязчивая, неотразимая, блестящая реклама! В высшей степени безумная концепция: Ferrari Ф-1 на ходу проводит дозаправку с самолета, раскрашенного в цвета Shell. Поставлено с дерзким и технически ярким щегольством.
Ferrari стремительно рассекает просторы североамериканских прерий. Но вдруг появляется нечто, что движется еще быстрее. Самолет снижается, выпускает шланг, и машины соединяются. Никола Ларини сражается со своей Ferrari в чернильной тени самолета, так что искры от доски скольжения летят до небес. Ветер из-под крыльев самолета, висящего над ним всего в 15 метрах, оказывает сокрушающее воздействие на аэродинамику автомобиля, обеспечивающую сцепление колес с дорогой. Ferrari словно рвется ввысь вслед за крылатой машиной.
С самого первого кадра, когда самолет возникает в знойном мареве, и до конца - с его почти оперным завыванием двигателей в финале, эта реклама смотрится, как чрезвычайно технически насыщенное и волнующее зрелище. Настоящее пиршество техники.

Правдоподобие: в это трудно поверить!
Актерская игра: таковых не оказалось.
Концепция: достаточно безумна, чтобы оказаться великолепной.
Как это сделать лучше: ролик должен быть длиннее. Скажем, минут на тридцать.
Толковые мысли: рассказывают о каких-то сложностях с контрактом Михаэля Шумахера в Ferrari, из-за которых он не снялся в этом ролике.

Эстебан Tyepo: Visa


Гонщик Гран При, хамелеон и отборная сперма. Звучит, как набросок сценария к фильму Питера Гринуэя. Однако это всего лишь аргентинская реклама кредитных карточек Visa с Эстебаном Туеро в главной роли. Снятая ручной камерой на обесцвеченную пленку, эта реклама доставляет холодное и мрачное удовольствие. Бравый аргентинский гонщик Эстебан Туеро стоит перед входом в японский ресторан, одетый и обутый в униформу Minardi. Ожившая картинка с изображением свирепствующих сперматозоидов глубоко символична, хотя на ней и не видно того «крепыша», который движется к финишу быстрее других. Все это необыкновенно художественно и полно глубочайшего смысла. На лице Туеро борются два выражения: легкая задумчивость и некоторая озабоченность. В заключение появляется хлесткая надпись: numero uno en el mundo (номер 1 в мире). Имеется в виду, разумеется, Visa, а не Туеро.

Правдоподобие: было бы лучше, если бы один из сперматозоидов обходил остальных слип-стримом.
Актерская игра: Эстебан очень хорош, когда стоит на месте. Задумчивый гонщик.
Концепция: безумие! В смысле, рассчитано на абсолютно спятивших. К тому же еще и озабоченных.
Как это сделать лучше: Шинджи Накано вместе со своей спермой топчется у дверей аргентинского ресторана.
Толковые мысли: еще один пример крутости Minardi.

Айртон Сенна: Shell/Japan


Ключевой вопрос: отражала ли эта реклама действительную степень популярности Сенны в Японии или имела целью поднять ее до этого уровня? Видеоархеологи методом «углеродного анализа конструкции машины» легко датируют эту рекламу кануном японского Гран При осенью 1993 года. На самом деле это крохоборская продукция. Скудный материал с гонок разбавляет плохо отрежиссированные сцены бурной реакции японских девушек, сходящих с ума по Сенне. Они пищат. Они рыдают. Они скулят. Они дрожат, хотя и вполне пристойно. Кульминационный момент: Сенна в боксах делает движение рукой - возможно, объясняя своему инженеру проблемы с избыточной поворачиваемостью - которое выглядит, как взмах. Все девушки при этом разом приходят в крайнее возбуждение.
В финале мы видим крупным планом молодую японку, по щеке которой течет слеза. Довольно избитый трюк того времени, сегодня он вызывает до странности горькие чувства.

Правдоподобие: микроскопическое.
Актерская игра: просто ужасно.
Концепция: сентиментальнее, чем восторги над щеночком, выглядывающим из корзинки.
Как это сделать лучше: больше Сенны. Меньше девиц.
Толковые мысли: интересно, работала бы эта реклама с Михаэлем Шумахером в главной роли?

Журнал "Формула-1" июнь, 2000



Знаете ли Вы что...