Десять решающих схваток: Лучшие финалы F1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Десять решающих схваток

Десять решающих схваток

Вспоминаем десять самых напряжённых финалов за всю историю чемпионатов мира.

1950
Первый сезон чемпионата мира заканчивался в Монце, это была последняя из шести гонок того года. Благодаря победам на двух предыдущих гран-при Хуан-Мануэль Фанхио приехал в Италию с двухочковым преимуществом над Луиджи Фаджиоли и четырёхочковым — над Нино Фариной.
В том году в зачёт шли четыре лучших результата, и Фаджиоли, имевший четыре вторых места, нуждался в обязательной победе — только она позволяла ему стать чемпионом.

У Фанхио было три победы, так что очки ему приносил любой результативный финиш, а вот положение Фарины было незавидным, ему надо было побеждать и надеяться, что Фанхио окажется не выше пятого места. При этом аргентинец поспешил разочаровать своих оппонентов, показав лучшее время в тренировочных заездах.
На старте он сохранил лидерство, а вслед за ним ехал Альберто Аскари, которого преследовали Фарина и Фаджиоли. На 14-м круге Аскари с Фанхио обменялись обгонами, и почти сразу после этого Альберто свернул в боксы из-за поломки полуоси, и пересел в машину Дорино Серафина. Двумя кругами позже выбыл из борьбы Фанхио — его подвела коробка передач. Вернувшись в боксы, впрочем, он также воспользовался машиной напарника по команде, Пьеро Таруффи. Но и она до финиша не добралась из-за поломки мотора десятью кругами спустя. Так что Фарина без проблем одержал победу, и стал первым в истории Ф-1 чемпионом мира.

1958

Сезон, омраченный гибелью Питера Коллинза, завершился феерическим финалом, и ещё одной трагедией, к сожалению. Майк Хоторн, выиграв лишь одну гонку в сезоне против трёх у Мосса, тем не менее, находился в более выгодном положении, ну а Стирлингу необходимо было выигрывать последний этап и поставить при этом быстрейший круг в гонке, который награждался тогда дополнительным очком. И Стирлинг добросовестно выполнил всё, что от него требовалось, выиграв гонку и поставив лучший её круг, но пропустивший вперёд напарника по команде Фил Хилл не позволил Моссу стать чемпионом — выйдя на второе место, Хоторн гарантировал себе титул. Vanwall, в которой гонялся Мосс, оставалось утешаться первым в истории чемпионатов мира Кубком конструкторов, правда, в английской команде было не до праздника — напарник Мосса, англичанин Стюарт Льюис-Эванс, разбился и скончался в больнице спустя шесть дней. Недолго оставалось жить на свете и Хоторну — в январе следующего года он разбился в дорожной аварии под Гилфордом.

1964

Перед последним этапом чемпионата мира, который должен был состояться в Мехико, шансы на титул сохраняли трое пилотов.
Грэм Хилл лидировал, набрав 39 очков, у Джона Сертиза было 34, и лишь тридцать у Джима Кларка. Впрочем, именно шотландец после старта возглавил гонку и умчался далеко вперёд от преследователей, а вот Хиллу не повезло — прямо перед стартом у него лопнула резинка гоночных очков, он откатился на 10-е место, сумел отыграться, но затем выбыл из гонки с погнутой выхлопной трубой, в которую «по-бандитски» въехал напарник Сертиза по команде Лоренцо Бандини. Всё это играло на руку Кларку, и казалось, он мчится ко второму подряд титулу, однако за два круга до конца гонки его Lotus начал терять масло, и ему пришлось сойти. Сертиз стал чемпионом мира — единственным, кто выигрывал мировой титул и за рулём мотоцикла, и машины Ф-1.

1974

Клей Регаццони и Эмерсон Фиттипальди прибыли в Уоткинс-Глен, имея равное количество очков, и им мог угрожать Джоди Шектер, уступавший семь баллов. В квалификации все претенденты на титул оказались вне пределов первой пятёрки, а первые круги гонки были омрачены гибелью Хельмута Коенигга, которого обезглавило после сильного удара машины о барьер. У Регаццони в гонке начались серьёзные проблемы с управляемостью машины, так что он быстро выбыл из серьёзной борьбы.
На 44-м круге драма произошла и с Шектером — мотор на его Tyrrell заглох из-за отказавшего топливного насоса. Это означало, что Эмерсон Фиттипальди автоматически становится чемпионом мира, и бразилец спокойно довёл гонку до финиша на четвёртом месте.

1976

Ф-1 впервые приехала в Японию в 1976-м году — и местная погода встретила её проливным дождём в день гонки.
Переживший страшную аварию в августе на Нюрбургринге и вернувшийся в гонки вопреки рекомендациям врачей Ники Лауда лидировал с трёхочковым преимуществом над Джеймсом Хантом, но проехав лишь один круг в гонке, Лауда зарулил в боксы и заявил, что не намерен снова рисковать своей жизнью — условия на трассе, по мнению австрийца, были слишком опасными.
Хант спокойно лидировал в гонке вплоть до заключительной её фазы, когда из-за прокола ему пришлось заехать в боксы за новыми покрышками. Он откатился на пятое место, но сумел вернуть себе необходимое третье до финиша — и стал чемпионом мира.

1981

Последний раунд чемпионата мира, в Лас-Вегасе, должен был решить, кому предстоит примерить корону чемпиона мира, Карлосу Ройтеманну или Нельсону Пике. Оба до этого ни разу не выигрывали титул. У аргентинца было одно очко преимущества над бразильцем, к тому же, он стартовал с поула. Однако на утренней тренировке Ройтеманн с тревогой обнаружил проблемы с управляемостью своего Williams, которые команда исправить до гонки не сумела. В результате она стала для Карлоса сущим адом, ну а Алан Джонс, вроде бы обещавший ему помочь, быстро уехал вперёд и был таков, отбросив партнёра под атаки Нельсона Пике. На семнадцатом круге бразилец вышел вперёд и с этого момента гонка по кольцу с движением против часовой стрелки превратилась в состязание на выносливость.
«Я помню, что увидел на табло надпись, что остается ещё тридцать три круга. Я не мог в это поверить! Я уже был уничтожен к тому моменту физически и не мог элементарно смотреть прямо. Единственная мысль, которая подхлестывала меня, это мысль о том, что если я остаюсь впереди Карлоса, то становлюсь чемпионом», — признался Пике, который финишировал пятым, но ещё пятнадцать минут после гонки бессильно пролежал в кокпите, и в собственных рвотных массах. На подиум нового чемпиона мира отнесли на руках.

1986

За двадцать кругов до конца гонки в Аделаиде всё было спокойно и казалось, что Найджел Мэнселл без напряжения движется к титулу чемпиона мира. Спустя всего лишь круг ему пришлось всерьёз опасаться за свою жизнь после взрыва на полном ходу правой задней покрышки.
Перед гонкой у него было шестиочковое преимущество над Аленом Простом и Нельсоном Пике. Но оба Williams стали жертвой уловки McLaren — Рон Деннис выпустил вперёд «казачка», Кеке Росберга, который изначально был принесён в жертву. План заключался в том, чтобы заставить Мэнселла и Пике «погоняться» за Кеке, который ехал, совершенно не заботясь о ресурсе своих покрышек. Когда резина у финна не выдержала, в Williams запаниковали, но было уже поздно — Пике зарулил в боксы, но потерял много времени, ну а Мэнселл до питстопа добраться не сумел. Ален Прост, непринужденно следовавший за парой Williams и предусмотрительно сменивший покрышки, стал чемпионом мира во второй раз подряд.

1994

Свой первый из семи чемпионских титулов Михаэль Шумахер завоевал в Аделаиде, но то, как он это сделал, надолго отбросило тень на немецкого гонщика. Он прилетел в Австралию, опережая Хилла на одно очко, и посему его задача была проста - во что бы то ни стало финишировать впереди Дэмона. Benetton на сей раз не сумел обеспечить своему пилоту преимущества в скорости, поэтому лидировавший Шумахер всё время ощущал прессинг Дэмона позади. И в какой-то момент это подействовало — немец ошибся в левом вираже, повредив подвеску своего В194 о бетонную стену. На повреждённой машине и с быстро приближавшимся Хиллом Михаэль быстро переключился на «план Б», и блокировал поспешную попытку Дэмона выйти вперёд. Произошёл жёсткий контакт, Шумахер окончательно выбыл из гонки, ну а Хилл добрался до боксов, где выяснилось, что ремонт погнутого рычага подвески займёт по меньшей мере пятнадцать минут.
Шумахер стал чемпионом мира.

1997

Спустя три года после Аделаиды Михаэль вновь оказался в схожем положении — он снова лидировал с преимуществом в одно очко над гонщиком Williams, правда, это был Жак Вильнёв. На 48-м круге гонки преследовавший Шумахера как тень Вильнёв отчаянно нырнул внутрь поворота Dry Sack, понимавший, что пропуск Вильнёва вперёд означает потерю титула, Шумахер вывернул руль вправо и протаранил левый борт Williams. Как и в Аделаиде, Шумахер сошёл, а Williams поехал дальше. Как и тремя годами ранее, Михаэль постоял на обочине, понаблюдать, если Williams продолжает оставаться на трассе — и на сей раз, в отличие от Аделаиды, он остался. Вильнёв финишировал на повреждённой машине третьим, пропустив на последнем круге оба McLaren, ну а на проигравшего Шумахера FIA обрушилась со всей тяжестью.

2008

Схватка за чемпионский титул достигла своего накала в самом конце гонки, и держала зрителей в напряжении до последнего поворота, до финишной прямой и даже более. Начало гонки также выдалось бурным, но к её середине трасса подсохла, и казалось, всё понятно — Хэмилтон, нуждавшийся в пятой позиции для гарантий титула, спокойно ехал к финишу четвёртым, и его особо не беспокоило, что Масса лидировал — бразилец вновь был на высоте на глазах у собственной публики. Всё изменилось, когда над трассой вновь пошёл дождь. Большинство пилотов сменили резину, но на дождевых покрышках Льюис несколько потерял в скорости и проморгал атаку Себастьяна Феттеля, за два круга до конца гонки оттеснившего Хэмилтона на шестое место.
Трудно передать словами атмосферу, стоявшую в тот момент в боксах McLaren, равно как и волнение, с которым ждали финала гонки в Ferrari. Наконец-то Фелипе Масса пересёк финишную черту и боксы итальянской команды взорвались от радости — бразилец гарантировал себе десять очков, ну время Льюиса иссякало буквально на глазах — предпоследний поворот, вот он и последний, Феттель всё ещё впереди, и вдруг перед Льюисом появляется едва ползущая Toyota Тимо Глока, который не сменил покрышки! Объехав её в последнем повороте, гонщик McLaren вернул себе пятое место и титул чемпиона мира. «Мое сердце ушло в пятки, когда я проиграл позицию. Я был готов взорваться от напряжения. Я не знаю как, но я сделал это. Мне повезло», — сообщил после гонки Льюис.

Журнал "F1Life" №19 2012



Знаете ли Вы что...