Grand Prix de France - чемпионат французских гонок Формулы 2 1952 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Эксперимент «Grand Prix de France»

Эксперимент «Grand Prix de France»

Весь этот год мы с интересом ожидали, чем закончится новый эксперимент Автомобильного Клуба Франции по централизации восьми французских гонок Формулы 2 1952 года и их подчинению новому общему регламенту. Особая оценка и премирование наиболее успешных машин должны были служить приманкой для различных гоночных команд. Несмотря на то, что ACF попытались этим общим сбором достигнуть повышения уровня организации, особенно у маленьких и неопытных устроителей гонок из провинции, появились сильные опасения, что успех этой системы вызовет попытки подражания и в других странах. Таким образом, мы бы внезапно получили двенадцать «Gran Premio di Italia», семь «British Grand Prix», четыре швейцарских «Große Preise» и так далее! 35 воскресений в году не хватило бы для всего этого, малочисленным гоночным командам пришлось бы работать в три смены день и ночь, чтобы чинить потерпевшие аварию машины и строить новые, а гонщикам пришлось бы, возможно, разорваться на части, чтобы одновременно успеть принять участие в какой-нибудь гонке на родине или в гонке спортивных машин. Однако теперь даже французы нехотя вынуждены признать, что это мероприятие не достигло особого успеха. Иностранные наблюдатели и большинство соревнующихся уже давно давали волю протестам и критике. Ведь уже очень быстро выяснилось, что красивое название «Grand Prix de France» стало для маленьких гоночных устроителей первоклассной вывеской, чтобы привлечь десятки тысяч зрителей. Однако они очень редко могли предъявить результаты, к которым обязывает «Чемпионат Франции». Этого имени показали себя достойными разве что гонки в Реймсе, По и Коминже, хотя и у них в этом году все получалось далеко не так хорошо, как в прежние времена. С другой стороны, почему один из самых маленьких (как по длине трассы, как и по потоку зрителей) Гран При Руана избрали этапом чемпионата мира осталось для многих загадкой.
Во многих отношениях отсутствовал не только весь тот известный всему миру опыт, накопленный за многие годы господами с Плас де ля Конкорд Нр. 8, но и даже самые необходимые расходы на переоборудование трасс и меры безопасности для пилотов. И на первом, и на последнем Гран При это было несмытое пятно масла, которое в По, например, выкинуло Манзона на каменную балюстраду и лишило Фишера заслуженного третьего места, а в ля Боль вообще на втором круге вывело из гонки двух фаворитов (Фарину и Манзона) и заставило «танцевать» еще нескольких гонщиков, в Марселе уже через час появились большие трещины в асфальте, которые заставили пилотов показывать искусство слалома, в Сабль д'Олоне трасса настолько узка и закручена, что массовые аварии просто были запрограммированы заранее, то же самое касается и Ла Боль, где полотно дороги опять-таки такое узкое, что оно уже вскоре было покрыто пылью, поднятой на обочине... И этот список можно продолжать и продолжать.
Со спортивной точки зрения все события прошли под знаком борьбы между французской командой Gordini и итальянских фаворитов из Маранелло. То, что 2-литровым Gordini удалась честная победа в Реймсе, возможно, можно приписать некоторой близорукости Энцо Феррари, который в июне был сильно занят другими гоночными мероприятиями. Однако затем позиция Ferrari больше не подвергалась никакой опасности. Это можно объяснить как соответствующей подготовкой самих Ferrari, как и отсутствующей или запоздавшей финансовой помощью от соотечественников для «бедняка» Амадея Гордини, которому ещё до Реймса пришлось продать свою собственную машину, чтобы суметь продолжить работу в действительно сложных условиях - в его маленьком гараже на парижском бульваре Версаль заняты не более чем 40 человек. И только после Реймса, когда уже, видит Бог, было почти поздно, французская пресса добилась основания фонда помощи, который, однако, не стал особо популярным. За первые два месяца поступили только 50.000 марок, а в одной из самых больших гонок удалось насобирать только 670 марок от 30.000 зрителей! Французская автомобильная индустрия полностью держалась в стороне. Печальное зрелище по сравнению с английским примером с 250.000 фунтов для BRM!
Кроме дуэли Ferrari против Gordini еще заслуживает внимания периодическое появление английских 2-литровых машин, например, Cooper-Bristol, Aston-Butterworth или Alta, ни одной из которых не удалось занять первые места. Трем HWM также не повезло, им пришлось удовлетвориться седьмым местом в общем зачёте. Вначале были проблемы с коробкой передач Wilson, потом частенько бастовал вал магнето. В любом случае, больше всего не везло швейцарцу Фишеру, у которого во время важнейшей гонки отсутствовала его 4-цилиндровая Ferrari, а на 12-цилиндровой у него не было никаких шансов.
Тем не менее эти восемь Гран При принесли и кое-что положительное для автоспорта: в поле зрения репортёров появился новый фаворит Бера, у Джона Хиса появилась возможность потренировать самого молодого из его парней - Коллинза, а в связи с OSCA часто упоминалось имя Байоля. Вероятно и в будущем году они станут постоянными участниками гонок Формулы 2.
Шарль Фаруа честно выполнил свою работу по взмахиванию флагом и раздаче призов - хотя ему наверняка приходилось дирижировать и значительно более хорошо организованными гонками.
Незачетные гонки 1952 года

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 19/1952.



Знаете ли Вы что...