Эксперимент «Grand Prix de France»
Во многих отношениях отсутствовал не только весь тот известный всему миру опыт, накопленный за многие годы господами с Плас де ля Конкорд Нр. 8, но и даже самые необходимые расходы на переоборудование трасс и меры безопасности для пилотов. И на первом, и на последнем Гран При это было несмытое пятно масла, которое в По, например, выкинуло Манзона на каменную балюстраду и лишило Фишера заслуженного третьего места, а в ля Боль вообще на втором круге вывело из гонки двух фаворитов (Фарину и Манзона) и заставило «танцевать» еще нескольких гонщиков, в Марселе уже через час появились большие трещины в асфальте, которые заставили пилотов показывать искусство слалома, в Сабль д'Олоне трасса настолько узка и закручена, что массовые аварии просто были запрограммированы заранее, то же самое касается и Ла Боль, где полотно дороги опять-таки такое узкое, что оно уже вскоре было покрыто пылью, поднятой на обочине... И этот список можно продолжать и продолжать.
Со спортивной точки зрения все события прошли под знаком борьбы между французской командой Gordini и итальянских фаворитов из Маранелло. То, что 2-литровым Gordini удалась честная победа в Реймсе, возможно, можно приписать некоторой близорукости Энцо Феррари, который в июне был сильно занят другими гоночными мероприятиями. Однако затем позиция Ferrari больше не подвергалась никакой опасности. Это можно объяснить как соответствующей подготовкой самих Ferrari, как и отсутствующей или запоздавшей финансовой помощью от соотечественников для «бедняка» Амадея Гордини, которому ещё до Реймса пришлось продать свою собственную машину, чтобы суметь продолжить работу в действительно сложных условиях - в его маленьком гараже на парижском бульваре Версаль заняты не более чем 40 человек. И только после Реймса, когда уже, видит Бог, было почти поздно, французская пресса добилась основания фонда помощи, который, однако, не стал особо популярным. За первые два месяца поступили только 50.000 марок, а в одной из самых больших гонок удалось насобирать только 670 марок от 30.000 зрителей! Французская автомобильная индустрия полностью держалась в стороне. Печальное зрелище по сравнению с английским примером с 250.000 фунтов для BRM!
Кроме дуэли Ferrari против Gordini еще заслуживает внимания периодическое появление английских 2-литровых машин, например, Cooper-Bristol, Aston-Butterworth или Alta, ни одной из которых не удалось занять первые места. Трем HWM также не повезло, им пришлось удовлетвориться седьмым местом в общем зачёте. Вначале были проблемы с коробкой передач Wilson, потом частенько бастовал вал магнето. В любом случае, больше всего не везло швейцарцу Фишеру, у которого во время важнейшей гонки отсутствовала его 4-цилиндровая Ferrari, а на 12-цилиндровой у него не было никаких шансов.
Тем не менее эти восемь Гран При принесли и кое-что положительное для автоспорта: в поле зрения репортёров появился новый фаворит Бера, у Джона Хиса появилась возможность потренировать самого молодого из его парней - Коллинза, а в связи с OSCA часто упоминалось имя Байоля. Вероятно и в будущем году они станут постоянными участниками гонок Формулы 2.
Шарль Фаруа честно выполнил свою работу по взмахиванию флагом и раздаче призов - хотя ему наверняка приходилось дирижировать и значительно более хорошо организованными гонками.
Незачетные гонки 1952 года
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 19/1952.