Формула еды
Пищеварительная система человека не слишком изменилась с тех пор, как наши прародители скакали по деревьям. В те доисторические времена они дни напролет питались орехами и прочей растительной пищей, запивая ее водой, и лишь когда спустились на землю и стали охотиться, тогда уже начали есть мясо. Поэтому и поныне мясо - не самая лучшая пища для нашего желудка, оно долго переваривается. Кроме того, куда более полезно в течение дня есть часто, но понемногу, чем трижды, но обильно», - эти слова принадлежат доктору Рикардо Чеккарелли, отвечающему в команде Toyota за физическую подготовку и диету пилотов.
Слова эти также приоткрывают завесу тайны над тем, почему пилотов Формулы-1, как, впрочем, и других автогонщиков, можно то и дело видеть что-нибудь жующими, а своим любимым блюдом и напитком чуть ли не все, словно сговорившись, называют макароны и минеральную воду.
Правильное питание вообще оказывается чуть ли не краеугольным камнем подготовки пилотов Формулы-1. Конечно, свой вес и физическое состояние гонщикам позволяют контролировать и атлетические упражнения, однако на вид они - отнюдь не атлеты. «Верно, - подтверждает физиотерапевт и диетолог команды Sauber Йозеф Либерер, ранее много лет проработавший в том же качестве с Айртоном Сенной. - Физическая подготовка гонщику необходима, но она все же не столь тяжела, как, например, у бегунов-марафонцев, велосипедистов или гимнастов. Все-таки они не педали крутят, а управляют машиной, которую движет мотор мощностью под 900 «лошадей», так что тренируют, главным образом, мышцы шеи, плеч и «дыхалку». Куда более важен правильный рацион, диета. Продолжительный прием «неправильной» пищи существенно тормозит метаболические процессы в организме, соответственно замедляя не только физические реакции, но и мыслительный процесс. Проще говоря, пилоту необходима диета, сбалансированная в сторону углеводов, обеспечивающая организм энергией, протеином для укрепления мышечной ткани и различными витаминами и минералами, помогающими пищеварительной системе».
Вообще же идеальная формула «пищеприема» для гонщиков по сути очень близка известному выражению: «Завтракай как король, обедай как принц и ужинай как нищий».
Так, завтрак пилота Формулы-1, как правило, включает тарелку разведенных в молоке мюсли и прочих зерновых смесей, одно-два яйца (предпочтительно вареных), йогурт и фруктовый салат. Возможно варианты: например, Дэвид Култхард, отдавая дань шотландским традициям («Овсянка, сэ-эр!»), предпочитает разведенным в молоке хлопьям настоящую, сваренную овсяную кашу, а молоко пьет отдельно в чистом виде - достаточно большое количество жидкости (молока или воды) необходимо, чтобы с раннего утра «включить» пищеварительную систему. «Кроме того, - добавляет доктор Чеккарелли, - в молоке есть все, что нам необходимо - протеин, кальций, витамины и даже углеводы. С точки зрения жирового баланса тоже - чем поглощать майонез, масло и выпечку, лучше выпить стакан жирного молока. И нет ничего полезнее, чем пара вареных яиц с утра, причем особенно питателен яичный белок. Если же гонщик - сладкоежка, то ему не повредит мед, который очень богат витаминами».
Обед должен обеспечить организм пилота надлежащей энергией, поэтому в основном включает в себя такую богатую углеводами пищу как макароны. Для придания им вкуса гонщикам не возбраняется поливать их различными густыми соусами - томатным, чесночным, сырным, карбонара или оливковым маслом. Здесь есть даже свои «экстремалы». Скажем, горячий корсиканец Жан Алези предпочитает не такой уж и диетический соус со жгучим перцем (вот из-за этого-то, наверное, и пришлось перейти из Формулы-1 в DTM!), а тот же Култхард - оливковое масло, но с... малиной. Дополняют макаронные блюда свежие или тушеные овощи. «Свежих овощей - таких, как помидоры, салат, ruccola - можно съесть много, - поясняет доктор Чеккарелли, но тушеных или вареных - баклажанов, цукини или брокколи - гораздо больше, и они легче перевариваются. Можно также поджарить их в гриле, но только не на масле».
Однако с обедом не все так просто. «С физиологической точки зрения в день проведения Гран При идеальным для гонщика было бы съесть положенную ему на обед порцию макарон в 10.30 утра, но в это время у них, как правило, не возникает еще желания подкрепиться, - сетуют работающие с пилотами Ф-1 специалисты по правильному питанию. - Затем они отправляются на брифинг и поприветствовать спонсоров в VIP-паддок, освобождаясь лишь где-то к 12.30. Но вся съеденная в это время пища должна обязательно перевариться к 14.00, к старту гонки, так что вместо оптимальных 120 г макарон гонщику приходится съедать всего 70».
Перед стартом также очень важно, чтобы в организме гонщика было достаточно воды. В ходе почти двухчасовой гонки пилот теряет 1,5-1,8 л жидкости. «Если почки работают исправно, можно пить сколько угодно жидкости: организм человека прекрасно приспособлен к тому, чтобы легко и быстро естественным путем освободиться от ее избытка, - шутят «формульные» доктора. - К тому же обильный прием воды снижает риск появления камней. А вот фруктовые соки в больших количествах пилотам противопоказаны: они хоть и богаты витамином С, но также содержат фруктозу (фруктовый сахар), а ее избыток крайне нежелателен».
Употребление же алкогольных напитков в течение гоночного уик-энда, равно как и в дни тестов, конечно, по известным причинам строжайше возбраняется. Однако в прочее время умеренное количество спиртного вполне приемлемо. «Бокал-другой хорошего крепленого вина, вроде хереса, перед обедом «включит» желудок, так что к моменту приема пищи в нем будет уже достаточно желудочного сока для немедленного ее переваривания», - считает доктор Чеккарелли.
Что касается ужина, то тут гонщики вовсе не «нищенствуют», и уж тем более не отдают его, согласно еще одному известному диетологическому изречению, врагу, то бишь сопернику. Хотя, наверное, было бы забавно видеть, как Монтоя «радушно» угощает куриными крылышками обоих Шумахеров, Михаэль коварно подкладывает Кими свинью в виде сочной отбивной, а тот в ответ вместо перчатки швыряет в лицо шестикратного чемпиона куском тушеной печенки. Нет, все это они предпочитают съедать сами. Вечером, особенно после гонки, этим парням, организм которых в течение дня подвергался колоссальным нагрузкам, для восстановления сил требуется добрая порция протеина. И к тому же, хотя на ужин рекомендуется съедать меньше, чем за обедом, вечернее меню уже не столь строго, как утреннее и дневное. Такие продукты, как сыр, салями и хлеб - по-прежнему не приветствуются, но приготовленной на гриле рыбе, дичи или постному мясу с овощами на гарнир дается зеленый свет. Отличная альтернатива мясу - соевые продукты, отличающиеся высоким содержанием протеина и не содержащие жиров. Однако даже особый приверженец здорового питания Михаэль Шумахер - и тот позволяет себе после гонки проглотить большой натуральный стейк. Что, собственно, лишний раз подтверждает: ничто человеческое даже богам «формульного» Олимпа не чуждо.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1", май 2004г.