Монако: Город у моря
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Город у моря

Город у моря

Две большие разницы
Каждый год на несколько весенних дней маленькое средиземноморское княжество на Французской Ривьере превращается в гигантский людской муравейник. Но «гоночное» Монако и повседневное — это, как говорят в другом приморском городе, две большие разницы. Чтобы в этом убедиться, вовсе не обязательно приезжать сюда дважды, достаточно просто прогуляться по княжеству в дни гонок. Совсем рядом с трассой — Фонтвьей, «спальный квартал», благоухающий волшебными ароматами розария принцессы Грейс. Жизнь здесь бурлит лишь в Коммерческом центре — средоточении доброй половины музеев Монако. Но перейдя невидимую границу у скалы Монако-вилля, вы попадаете в Порт. Здесь с трудом можно протиснуться сквозь многотысячные толпы болельщиков, а пахнет не розами, а бензином и хот-догами. Однако стоит пройти несколько километров по каменным лабиринтам Ла-Кондамина и Монте-Карло, миновать Казино и попасть в Ларвотто — северо-восточную часть Монако — и вы вновь попадаете в «сонное царство». Монако — город контрастов! Причем не только в том, что касается самого княжества, но и его Гран При.


Сегодня Гран При Монако — единственная уличная гонка в календаре чемпионата, поэтому подготовка к ней, да и само проведение Гран При существенно отличаются от этапов, проводящихся на стационарных автодромах. Работы по превращению улиц княжества в гоночную трассу начинаются за две-три недели до гонки. В порту Монте-Карло возводятся трибуны (а это около 700 тонн металлических каркасов) и отбойники, которые с помощью болтов собираются из 5500 металлических рельсов общей протяженностью 32 километра и 5330 отработанных покрышек. Рельсы крепятся к 1650 стальным стойкам, вставленным в специальные пазы в асфальте: в среднем по одной стойке на каждые четыре метра отбойников. Параллельно проходит оборудование пит-лейн, «боксов», больше напоминающих здесь камеры хранения (машины в них не входят, но ящики с запчастями хранить вполне можно).
400-метровый туннель под «Гранд-отелем» — еще одна особенность Монако. С тех пор как в 1989 году из календаря чемпионата мира исчезла трасса в Детройте, туннель Монако стал единственным «подземным» участком на трассах Ф-1. И поскольку из почти 263 км гонки более 31 км пилоты проводят в туннеле, его подготовке уделяется особое внимание. Здесь есть две главных трудности: температура асфальта, которая, естественно, значительно ниже, чем снаружи, и слабое освещение. Но если с первой проблемой бороться почти невозможно, разве что подвести искусственный подогрев полотна, то вторую стараются решить с помощью специальных отражающих поверхностей, направляющих солнечный свет внутрь туннеля. Таким образом перепад в степени освещенности при въезде и выезде из «подземелья» делается менее резким. Эта система применяется на дорогах Европы с 1994 года. В 2001 году такая появилась и в Монте-Карло. Действует она круглый год. Но накануне Гран При подземное солнце делают ярче, устанавливая дополнительные отражатели.
Однако несмотря на всевозможные меры по обеспечению безопасности, Монако остается самой аварийно-опасной трассой чемпионата. За уик-энд здесь происходит в 4-5 раз больше инцидентов, чем на других трассах. Поэтому при самой маленькой протяженности кольца обслуживающего персонала здесь работает больше, чем на любом другом этапе чемпионата мира — более 1000 человек: 590 судей на трассе, 120 профессиональных пожарных и 100 пожарных-добровольцев, вооруженных 500 огнетушителями, 100 человек медперсонала в составе спасательных бригад, 120 врачей-специалистов и даже шесть аквалангистов на случай падения автомобилей в море. Техническую базу «команды безопасности» составляют 40 машин «скорой помощи», три реанимационных автомобиля, два медицинских вертолета, семь пожарных машин и десять кранов для эвакуации разбитых машин с трассы.


Трасса выходит в море?



Не секрет, что Монако считается лучшей трассой для зрителей, которые сидят буквально в нескольких метрах от несущихся автомобилей. Вопреки сложившемуся мнению, это еще и весьма демократичный Большой Приз: цены в отелях колеблются от астрономических $1400 за ночь в люксе пятизвездочного отеля «Де Пари» в Монако до $60-100 за ночь в двух-трехзвездочных гостиницах Ниццы и Ментона, откуда до Монако можно добраться на поезде или машине всего за 15 минут. Однако при этом неофициальная столица Формулы-1 вот уже много лет остается весьма неудобным местом для работы команд. Главным образом, из-за маленького паддока и узкой пит-лейн, не позволяющей построить на ней нормальные боксы для размещения гоночных машин, из-за чего механикам постоянно приходится перекатывать их из паддока на пит-лейн и обратно. Однако в ближайшие годы трасса в Монако должна существенно преобразиться. Как и сам город.
Как ни странно, но реконструкция трассы началась с морских путей сообщения. Дело в том, что ни один из двух портов Монако из-за малых размеров сейчас не может принимать большие круизные лайнеры, которые заходят в соседнюю Ниццу. Оттуда туристов на автобусах везут в княжество. Монако теряет на этом много денег. Поэтому несколько лет назад было решено построить перед входом в порт большой диагональный пирс для океанских лайнеров. Сделать его насыпным невозможно: прибрежные скалы почти отвесно уходят в море, и глубина у берега — более 100 метров. Поэтому со свойственным Монако шиком решено было сделать плавучий причал из гигантских железобетонных понтонов, которые будут уходить в море на глубину 40 метров и крепиться ко дну тросами. Наверху этих бетонных «плотов» (которые, кстати, уже строятся в Марселе) будут размещаться небольшие постройки и портовые офисы. Но главное — благодаря открытию нового причала появится возможность засыпать часть старого порта и изменить конфигурацию гоночной трассы. Сразу после завершения Гран При 2002 года Автомобильный клуб Монако (ACM) обнародовал план будущей реконструкции.
Первая часть работ должна завершиться к 2004 году. За это время будет засыпан землей участок порта от плавательного бассейна до ресторана Rascasse, и на этом месте перед гонками будет возводиться новая главная трибуна на 10 000 мест, в верхней части которой планируется расположить комментаторские кабины. Это будет первая трибуна в Монако с видом на пит-лейн (сейчас гаражный переулок закрывает от зрителей густая листва бульвара Альберта I). При этом существеннее всего изменится как раз пит-лейн. Участок трассы между бассейном и Rascasse сместится в направлении набережной, за счет чего на месте старых «боксов» будет построен новый двухрядный гаражный переулок, а между ним и стартовой прямой на время гонок будут возводиться двухэтажные 15-метровые гаражи, включающие в себя боксы, офисы и «командные мостики». При этом для удобства передвижения публики во время гонок под пит-лейн планируют построить пешеходный туннель от Rascasse к поворотам Louis Chiron и Tabac, которые также будут перепрофилированы и смещены ближе к гавани. Однако работы по засыпке части порта между Tabac и бассейном, как и расширение трибуны «К», предполагается провести только к 2006 году, когда трасса должна принять свой окончательный облик. В то же время АCM обещает, что историческая конфигурация трассы будет практически сохранена, разве что прямая от Chicane до Tabac станет немного короче. Зато участок между Tabac и Rascasse будет значительно расширен, что упростит обгоны в этом месте. Повысят ли эти изменения зрелищность «монакской рулетки», мы узнаем лишь после открытия новой «старой» трассы.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" июль, 2002



Знаете ли Вы что...