Гран-При Триполи 1935 года: Двухмоторный Ferrari против прошлогоднего Auto Union
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Гран-При Триполи 1935 года

Гран-При Триполи 1935 года

На гонку, проходившую на тринадцатикилометровом кольце Меллаха, которое справедливо считалось самой быстрой трассой того времени, приехали все ведущие команды и гонщики середины тридцатых годов. Италию представляли, незаслуженно забытая ныне Scuderia Subalpina, и команда молодого Энцо Феррари. А цвета Германии защищали Mercedes и Auto Union. Отсутствовали в Триполи лишь французские машины.
Энцо Феррари привез на ливийскую гонку аж шесть машин – четыре устаревших Alfa Romeo Tipo B/P3 и два новеньких «Bi-motore», которые достались наиболее опытным и заслуженным пилотам команды Тацио Нуволари и Луи Широну. Эти машины был воплощением инженерной мысли столь же гениальной, сколь и безумной – два двигателя были размещены перед и за пилотом, и соединены с колесами посредством сложной системы валов и передач. «Bi-motore» страдала из-за целой кучи детских и врожденных болезней – двигатели было чрезвычайно сложно синхронизировать, многочисленные валы весили слишком много, а дополнительные топливные баки делали болид еще тяжелее – но зато двигатели выдавали огромную по тем временам суммарную мощность, а на прямых скорость зашкаливала за триста километров в час.
У Auto Union были свои проблемы – команда не успела подготовить новую машину, и пилотам команды пришлось выступать на адаптированных прошлогодних машинах, так называемых Type A. Причем, если Акилле Варци ехал на обычном болиде, то Ханс Штук вынужден был довольствоваться старой машиной, построенной для рекордных заездов на скорость, с закрытыми колесами и колпаком над кокпитом.
Единственной командой, стопроцентно готовой к Гран При Триполи была заводская команда Mercedes, которая привезла в Ливию три машины и трех лучших своих пилотов, Фаджиолли, фон Брухича и Карачиоллу, который считался неофициальным лидером команды, во многом благодаря своим блестящим выступлениям в сложных условиях.
В те годы места на старте определялись не по результатам квалификационных заездов, а жребием, который тянули пилоты. В результате самые быстрые машины, по иронии судьбы, оказались в конце стартового поля. Широн на «Bi-motore» стартовал с последнего, а фон Браухич на Mercedes, и Штук на капотированном Auto Union оказались с предпоследнего ряда, а Нуволари и Варци «потерялись» где-то в середине стартового поля. Больше всех повезло Лиуджи Фаджиолли, который оказался на первом ряду стартового поля вместе с тремя малоизвестными итальянцами и Рене Дрейфусом, защищавшим цвета Ferrari на стареньком Alfa Romeo Tipo B/P3 – в Триполи нечетные ряды стартового поля состояли из пяти машин, а четные из четырех.


Рудольф Карачиолл

Старт выиграл Карачиолла, а на хвост его Mercedes уже с первых метров дистанции сели Нуволари на своем двухмотором чудовище и Варци на прошлогоднем Auto Union. Но «Bi-motore» недолго продержался в группе лидеров, так как уже на третьем круге – после сорока километров дистанции – Нуволари вынужден был заехать в боксы. Машина буквально сжирала и бензин и резину.
Через пару кругов с пробитым колесом в боксы отправился и Карачиолла, а лидером гонки стали пилоты Auto Union. Первым ехал Акилле Варци, на второй позиции, с небольшим отставанием ехал Ханс Штук на своей капотированной машине, и лишь за ним оказались пилоты Mercedes.
К середине гонки положение пилотов еще несколько раз менялось, но не столько за счет обгонов, сколько из-за бесконечных заездов в боксы – резина не выдерживала ливийской жары и песка, и превращалась в лохмотья буквально за 30-40 километров дистанции. К двадцатому кругу Карачиолла и Нуволари посетили боксы по три раза, а Фаджиолли и Варци останавливались дважды.
Вскоре после своего второго пит-стопа борьбу прекратил Ханс Штук, машина которого загорелась. Трагизм ситуации был в том, что немец из-за закрытого кокпита не сразу заметил пламя, бушевавшее в задней части его Auto Union, а заметив его, не смог остановить машину, так как задние тормоза были безнадежно повреждены огнем. В результате Хансу пришлось «парковаться» за пределами трассы в небольшую земляную насыпь.
За десять кругов до финиша в гонке уверенно лидировал Акилле Варци, сумевший удержать первую позицию благодаря меньшему количеству пит-стопов, которого преследовали два Mercedes, Карачиоллы и Фаджиолли, и Тацио Нуволари, в свою очередь, только о делавший, что заезжавший в боксы для дозаправок и смены колес.
Собственно Нуволари и стал единственным гонщиком, нашедшим в себе и машине силы, чтобы прорваться с четвертой позиции на вторую, обогнав два Mercedes, и дать бой лидировавшему Варци.
«Bi-motore» Нуволари был потрясающе быстр – на прямых машина разгонялась до фантастических, даже по нынешним временам 320 км/ч – и Варци пришлось прикладывать буквально неимоверные усилия, чтобы защитить свое лидерство от атак упорного соперника. Auto Union и «Bi-motore», сталкиваясь колесами, летели по трассе, не уступая друг другу ни единого метра, но Alfa Romeo Нуволари, все же имела небольшое преимущество. Однако пилота Ferrari опять подвела прожорливость двигателя, и ему опять пришлось ехать на дозаправку, откуда он выехал лишь четвертым.
Казалось, Варци, опережавший пару Mercedes почти на минуту, сумеет спокойно довести гонку до победного финиша. Но за пять кругов до взмаха клетчатого флага одно из его задних колес, истрепанных в борьбе с Нуволари, лопнуло буквально на стартовой прямой. К тому моменту итальянец уже проехал въезд в боксы, и ему пришлось тащиться на ободе тринадцать километров, чтобы заехать на пит-лейн, где у него, в довершение всего, от тряски еще и заклинило одну из гаек лопнувшего колеса.
Когда Варци наконец-то выехал из боксов, Карачиолла уже промчался мимо, и пилоту Auto Union пришлось догонять своего соперника, выжимая из своей машины все возможное. Собственно, он его и догнал, и даже практически вернул себе утраченное лидерство, но лопнувшее за круг до финиша еще одно колесо, не оставило Варци никаких надежд на победу. Карачиолла же, часто побеждавший в сложных условиях – как в жуткий ливень, так в изнуряющую жару – спокойно проследовал на финиш.


Пилот
Команда
Машина
Время
1
Р.Карачиолла
Daimler-Benz
Mercedes-Benz W25
2:38:47.6
2
А.Варци
Auto Union
Auto Union A
+1:06.6
3
Л.Фаджиолли
Daimler-Benz
Mercedes-Benz W25
+2:16.3
4
Т.Нуволари
Ferrari
Alfa Romeo «Bi-motore»
+7:48.8
5
Л.Широн
Ferrari
Alfa Romeo «Bi-motore»
+10:26.4
6
Р.Дрейфус
Ferrari
Alfa Romeo Tipo B/P3
+10:27.4

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...