Монца: 90 лет Храму Скорости
...Решение о постройке трассы было принято в январе 1922-го года, автомобильным клубом Милана, который хотел отметить таким образом 25-летие со дня своего основания. Постройка трассы, на которой можно было бы проводить тесты и испытания, а также автогонки, отвечала интересам многих итальянских автопроизводителей того времени, которые к тому моменту уже начали искать выходы на заграничные рынки, и нуждались в срочном повышении качества своей продукции. Первый Гран-при Италии, состоявшийся в 1921-м году на трассе
Монтикьяри под Брешией, убедил итальянское автосообщество в необходимости постройки трассы — в то время как автомобили уже могли развивать достаточно приличные скорости, трек оказался никудышным. Первоначально для будущей гордости итальянского автоспорта не могли найти подходящее место — автодром сперва хотели построить на болотистой местности к северо-западу от Милана, в местечке под названием Галларате (в наши дни там располагается международный аэропорт Malpensa), затем возник вариант с расположением в округе Каньола, который в то время находился вне черты Милана. Но в итоге финальным было решение построить трассу в Королевском Парке Монцы — в пользу этого варианта говорила его близость и хорошая связь с Миланом, а также больший простор для строительства. Для постройки автодрома была основана компания S.I.A.S (Societa Incremento Automobilismo e Sport) с полностью частным капиталом. Руководителем проекта был назначен сенатор Сильвио Креспи, проектированием занялся архитектор Алфредо Росселли.
Первоначально планировалось построить «бок о бок» скоростной овал и обычную дорожную трассу, общей протяженностью в 14 километров, стоимость работ при этом оцениалась в шесть миллионов лир. В конце февраля Винченцо Лянча и Феличе Наззаро заложили символический «первый камень» в будущий «Храм Скорости», но спустя пару недель стройку пришлось приостановить из-за первых проблем с экологами, из Министерства Культуры Италии, которые распорядилтсь приостановить работы «ради сохранности ценного природного ландшафта». Впрочем, аргумент об абсолютной необходимости автодрома в итоге возобладал, хотя проект пришлось всё же уменьшить в размерах до 10 километров, и 340 гектар площади. В конце апреля было получено официальное разрешение на продолжение работ, и 15-го мая 3500 работников, 200 железнодорожных вагонов, два локомотива и 30 самосвалов возобновили работы. В общей сложности потребовалось лишь 110 дней, чтобы построить автодром, а первая машина проехала по нему 28-го июля 1922-го года — это был FIAT 570 с Пьетро Бордино и Феличе Наззаро в кабине.
Трасса включала в себя «петлю» общей длиной в 4,5 километров, с двумя «бэнкингами» радиусом в 320 метров, что позволяло развивать на машинах того времени скорости в 180-190 км/час. Бэнкинги были связаны между собой двумя километровыми прямыми. Дорожная трасса имела в длину 4,5 километра, а максимальная ширина полотна составляла 12 метров. Две самые длинные прямые дорожной трассы соединялись между собой «южным поворотом» (ныне это Parabolica) — двойным 90-градусным поворотом, с легким бэнкингом. Прямики были заасфальтированы, с примесью горячей смолы, а вот повороты строители просто забетонировали. Соединялись оба кольца только в одном месте, где овал проходил над дорожной трассой — место это можно увидеть и в наши дни, на середине прямой между Lesmo и Ascari.Что до трибун, то они размещались в двух отдельных зонах. Центральная трибуна каждого блока вмещала три тысячи зрителей, вокруг нее располагались шесть трибун поменьше вместимостью в одну тысячу зрителей. Также были предусмотрены дешёвые места для зрителей в нескольких местах трассы, в основном вокруг поворотов, в том числе и там, где трассы пересекались. 3-го сентября 1922-го года в Монце состоялась первая гонка, её выиграл Пьетро Бордино за рулём гоночного FIAT 501, а спустя пять дней посостязаться на трассу выехали уже мотоциклисты — выиграл Grand Prix of Nations Амедео Руджери на Harley-Davidson 1000, в то время как итальянская Gnesa удивила всех своей новой моделью Garelli 350 в 500-кубовом классе. 10-го сентября того же года в Монце прошла ещё одна гонка, и её снова выиграл Бордино, но на сей раз он управлял уже шестицилиндровым FIAT 804.
Журнал "F1Life" №13 2012