Суперкубок Porsche. Немецкая «принцесса» при дворе королевы автоспорта
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Немецкая «принцесса» при дворе королевы

Немецкая «принцесса» при дворе королевы

Был в гоночной карьере Хаккинена весьма любопытный, но ныне почти забытый на фоне прочих его автоспортивных подвигов эпизод. Когда в 1993 году молодой финн, уйдя из уже бесперспективной на тот момент команды Lotus и предпочтя место тест-пилота в одной из лучших команд того периода McLaren, «отсиживался» во время Гран При перед телевизором, его пригласили принять участие в двух этапах впервые проводившегося в тот год «Суперкубка Porsche» на так называемой «гостевой» машине — в роли своеобразного «свадебного генерала». А он взял да и выиграл обе гонки — и в Монако, и на «Хунгароринге». Причем оба раза стартовав с поул-позиции, а на венгерской трассе показав к тому же и лучшее время круга…

Культовые «покатушки»


Судя по тому, какими уверенными были победы молодого тогда аса «королевских гонок», гонки на Porsche — это «семечки» по сравнению с «твердым орешком» Ф-1. Но с другой стороны, что ни говори, Porsche — это одни из самых динамичных в мире спортивных автомобилей и вообще культовая марка, в том числе и в России (где, как и в других странах, существует клуб владельцев Porsche, которые регулярно устраивают любительские гонки). Не говоря уж о том, что основателем этой марки был тот самый профессор Фердинанд Порше, чей конструкторский гений дал жизнь легендарным Auto Union, на которых немецкие гонщики в свое время одерживали многочисленные победы в Гран При и устанавливали мировые рекорды скорости.
Так что можно считать вполне логичным, что именно этапы «Суперкубка Porsche», помимо чемпионата «дочерней» для Ф-1 Формулы-3000, проходят как «гонки сопровождения» чемпионата Формулы-1. Более того, они проводятся тогда, когда Ф-3000 уже покидает арену «большого цирка», в самый «горячий» день гоночного уик-энда при самом большом скоплении зрителей — в воскресенье, между утренней разминкой Ф-1 и непосредственно Гран При. Заезд представляет собой 70-километровый «спринт» для двух десятков машин (их число, как и число команд, варьируется от этапа к этапу, причем за одну команду может одновременно выступать и только один, и сразу несколько гонщиков). Схема начисления очков более щедрая, нежели в Ф-1: 20-18-16-14-12-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. По итогам сезона (десять европейских этапов и этап в США — с учетом особой популярности автомобилей Porsche среди американцев, которые на них разве что не молятся) обладатель наибольшего числа очков и, соответственно, Суперкубка, получает также денежный приз от компании Porsche — более полумиллиона евро.
В прошлом году эта сумма досталась 25-летнему немецкому гонщику Йоргу Бергмайстеру, выступающему за команду Infineon Team Farnbacher (1-e место в командном зачете), выигравшему семь этапов и набравшему 195 очков.


Ни гонки без гостя


Заводской команды Porsche в Кубке, как таковой, нет, но компания на каждую гонку приглашает за руль двух «гостевых» машин — так называемых VIP Carrera, за которыми закреплены номера 1 и 2, — различных знаменитостей, как правило, из той страны, где проходит этап. Так, например, в прошлом сезоне на трассе A-1 в Шпильберге выступал австриец Ханс Кнаусс — горнолыжник-ас, пятикратный обладатель Кубка мира и серебряный призер Олимпиады в Нагано, а на трассе в Спа — бельгийка Ванина Икс, гонщица-любительница и дочь легендарного Жаки Икса, выступавшего за Ferrari, Lotus и другие команды Ф-1. Очки почетным гостям не начисляются, но результативный финиш, в том числе и победа, как в случае с Хаккиненом, полноправно отражается в итоговом протоколе.
Помимо вышеназванных лиц, кстати, за рулем «гостевых» машин «отметились» в свое время Ральф Шумахер, Эдди Ирвайн, Жак Лаффит, Йохен Масс, чемпионы мира по ралли Мики Бьязон, Стиг Бломквист, Вальтер Рерль, Ари Ватанен и Бьорн Вальдегаард, будущий (на тот момент) чемпион Ричард Бернс и будущая победительница ралли Париж-Дакар Ютта Кляйншмидт, а также звезды шоу-бизнеса, например, Крис Ри.
Однако никому из этих замечательных людей не удалось, подобно Хаккинену, одержать победу в гонках «Суперкубка». Так, Ванина Икс, хотя и была третьей в гонке «24 часа Спа» годом раньше и затем собиралась дебютировать в «24 часах Ле-Мана», хоть и выступала на своей родной трассе, реконструкцией которой, кстати, занимается после ухода из гонок ее отец, финишировала лишь 17-й, предпоследней. За десять кругов дистанции она отстала от победителя на 49 секунд, в то время как первая тройка финишировала менее чем в шести секундах. Так что далеко не каждому, как Мике, удается с первого же раза поладить с весьма своенравными Porsche, задействованными в «Суперкубке».

Porsche! Как много в этом звуке!..
Об этих автомобилях, мотор которых так неповторимо рычит при разгоне и буквально поет на полных оборотах, конечно же, стоит рассказать подробнее. Их «прапрадедушка», самый первый Porsche 356, появившийся в 1948 году, был сконструирован непосредственно великим профессором Фердинандом Порше и послужил основой для последующей эволюции этой уникальной машины в 1965 году уже под руководством сына профессора Ферди в знаменитую, культовую модель 911. С 1971 года наиболее спортивным модификациям 911-й стало присваиваться название Carrera RS — в честь знаменитого мексиканского гоночного тура 50-х Carrera PanAmericana, где Porsche одержал победу в 1953 году (RS — аббревиатура гоночного департамента компании RennSport). А для современных версий Porsche 911 (на базе шасси 993 и затем 996), название Carrera стало уже «родовым». Модель 911 GT3, которая с 1998 года является базовой для автомобилей, участвующих в «Суперкубке», сохранила классическое заднее расположение двигателя, хотя теперь жидкостное охлаждение окончательно заменило традиционное для 911-й «классики» воздушное.


Примечательно, что гоночный Porsche 911 GT3 Cup на 90% состоит из стандартных частей базовой дорожной версии — настолько выдающимися характеристиками обладает оригинал. Внешние изменения касаются главным образом заднего антикрыла — у него иная конфигурация, предусматривающая семь вариантов настройки, и значительно большая площадь — и носовой части, специальный дизайн которой позволил улучшить аэродинамический баланс и уменьшить «взлетный» эффект передней оси. Причем капот с задним антикрылом, двери и задние стекла изготовлены из пластика, а лобовое стекло более тонкое, чем в базовой версии, что существенно облегчает конструкцию в целом и позволяет за счет этого усилить элементы безопасности. Кроме того, горячий воздух от увеличенного центральнорасположенного радиатора отводится вверх, а не выпускается под днище к двигателю (что чревато его перегревом). Шестискоростная ручная коробка передач позаимствована от более мощной модели 911 GT2.
И еще одно изменение: в этом сезоне поставщиком шин для «Суперкубка Porsche» (равно как и для дорожных машин) вместо Pirelli стала компания Michelin, как бы подкрепляя свое успешное возвращение и экспансию в Ф-1, так что теперь полное название соревнований — Michelin Porsche Supercup.

Борис Мурадов

Журнал "Формула-1" апрель, 2002



Знаете ли Вы что...