Право называться фанатом оплачено
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Право называться фанатом оплачено

Право называться фанатом оплачено

В 96-м году накануне Гран При Японии Дэмон Хилл тестировал свой Williams на одной из британских трасс – то ли в Сильверстоуне, то ли… Будем считать, что в Сильверстоуне. Погодка была та еще, шел неприятный, вполне британский дождь, и – вопреки обыкновению – зрителей на автодроме почти не было. Почти – потому что на центральной трибуне, сжимая в руках Юнион Джек, не первый час мок одинокий подросток. Картина эта настолько впечатлила Дэмона, что он помимо горячего чая в боксах организовал юному болельщику поездку на японскую гонку, где и стал чемпионом мира на радость себе, жене Джорджии, промокшему в Сильверстоуне пацану и всем остальным своим фанатам.
В сознании болельщиков эта вполне реальная история превратилась в рождественскую сказку. Увы, на повторение подобных чудес любители Формулы-1 вряд ли могут рассчитывать даже в сочельник. Любой гонщик, не моргнув глазом, расскажет вам, как много значит для него поддержка зрителей. И промолчит о том, насколько важны для него деньги в их карманах.






Официальные фан-клубы в последнее время стали обязательным атрибутом каждой команды Ф-1. На их красочно оформленных сайтах во всемирной сети Интернет много небезынтересной информации. Но чем чаще на эти сайты заходишь, тем больше узнаешь в них хорошо замаскированные Интернет-магазины. Вот сумма вступительного взноса, доходящая до 85 долларов (в "Гоночном клубе” команды BMW-Williams). Вот – набор материальных ценностей, которые за эти деньги можно получить: от "почетной грамоты”, удостоверяющей твое членство, до комплекта клубной атрибутики (впрочем, щедрость команды Jaguar, за 70 долларов помимо прочего снабжающей болельщика майкой, кепкой и флагом – исключение, большинство клубов предоставляют только скидки на "барахло”). Вот – нехитрые рекламные обещания: есть шанс выиграть поездку на тесты. Это красиво смотрится, это приносит деньги командам и радость болельщикам, но, по мнению автора, имеет весьма опосредованное отношение к настоящим фан-клубам, т.е. к коллективному "болению”. Хотя – ваша воля думать, что автор просто тоскует по временам, когда можно было послать приветственное письмо на адрес команды и получить ответ, даже если не указал в письме номер своей кредитной карточки.
Впрочем, и среди официальных фан-клубов есть выдающиеся. Педро Паоло Диниц, к примеру, за прошлый сезон организовал поездки на тесты для 16 своих официальных сторонников (а всего их у него целых семьдесят пять, и членство стоит долларов двадцать в год). Клуб поклонников Френтцена имеет неподалеку от Дармштадта собственную базу, куда Хайнц-Харальд частенько заглядывает погоняться со своими болельщиками на картах и порой даже остается на традиционную вечернюю игру в покер. Завсегдатаи этих мероприятий утверждают, что там уже никому и в голову не придет просить у немца автограф (вы стали бы просить его у своего хорошего знакомого?). И рассказывают, как год назад Френтцен обещал: "Если сломаю ногу, как Шумахер, буду сбегать из больницы и смотреть Гран При у себя в клубе”. На этом фоне встреча Баттона с десятью счастливчиками из клуба BMW-Williams выглядит бледно. Дженсон сказал, что "ему приятно было поговорить с болельщиками в теплой обстановке, когда не надо что-то из себя строить”. А вот его собеседники сообщили, что больше всего понравилось угощение, потом – девушка Дженсона, сам же гонщик был откровенно скучен и большого впечатления не произвел.
Бесспорный же лидер среди организованных группировок – фан-клуб Йоса Ферстаппена численностью в одиннадцать с половиной тысяч человек. Невероятное количество поклонников для гонщика, который может по году не выходить на старт Гран При. Впрочем, знаменита эта армия не только числом, но и умением болеть самоотверженно. Вот маленький пример. Три года назад с десяток членов голландского клуба из числа домоседов отпросились у жен в соседнюю Бельгию посмотреть на гонку в Спа и вернулись… более чем через полтора месяца, побывав в Монце, Шпильберге и Нюрбурге. Причем до Австрии добирались на попутках, а оттуда уехали уже на грузовиках команды Tyrrell, куда их подпольно пристроил чуть ли не сам Йос, узнав от руководства фан-клуба, что его болельщики оказались вдалеке от родных Нидерландов без гульдена в кармане. Сложнее всего было уехать с немецкой трассы: с командой путешественникам было уже не по пути, а местные болельщики, раздосадованные сходом Шумахера, никак не хотели скидываться на билеты заезжим голландцам. Впрочем, несколько месяцев спустя наградой для всех участников "Европейского марша”, как помпезно они сами назвали свой поход, стало приглашение на тесты Tyrrell. Водители грузовиков, по слухам, тоже остались довольны – их пригласили на небольшую вечеринку, тактично предупредив, что лучше взять такси.
Начинался же фан-клуб Ферстаппена (еще до прихода Йоса) с неформальной группы голландских болельщиков Найджела Мэнселла. Парни были в большой дружбе с поклонниками футбольного клуба "Аякс” и невольно переняли некоторые их вредные привычки. В частности, от души любили задирать британских "коллег”, отчего с выездов в Сильверстоун или Брэндс-Хэтч голландцы иногда возвращались с синяками. Обретя официальный статус, они несколько "остепенились”, но неформальный подход к делу сохранился. Не он ли обеспечил официальному фан-клубу численность, о которой не могут и мечтать Шумахер с Хаккиненом?
Неформальный подход – это воплощение в жизнь фразы "дорог не подарок – дорого внимание”. Начиная от весьма умеренных взносов (если они вообще есть) и заканчивая поздравлением каждого фана с днем рождения. А ведь была и акция австралийского клуба поддержки Мики Хаккинена, в рамках которой каждый его член мог получить кредит, чтобы съездить на Гран При в Мельбурн. За массовостью неофициальные клубы не гонятся: численность наиболее известных немецких Die Rotkappchen ("Красношапочники”) и Schumi Fangemeinde ("Фан-община Шумми”) – соответственно 123 и 40 человек, а в "гарнизоне” чуть менее известного объединения сторонников Шумахера FanClub Burg ("Крепость”) всего 26 "бойцов”.
Здесь тоже кроется еще одно из существенных отличий от официальных организаций. Те считают количество плательщиков взносов так же тщательно, как денежные купюры в собственном кошельке. В неофициальных же клубах существует своего рода "двойная бухгалтерия”. Есть "критическая численность” – ядро клуба, люди, постоянно выполняющие определенные функции (от заказа помещений для совместного просмотра Гран При до создания клубного сайта). А есть численность "с женами, детьми и друзьями”, когда на массовые мероприятия люди приглашаются независимо от их статуса в клубе или автоспортивного "вероисповедания”.
И без "высочайших” знаков внимания фанатам доступны многие виды коллективных развлечений. В Германии несколько клубов проводят совместный турнир по картингу, который открыт для всех желающих и включает в себя десять этапов с апреля по октябрь. В Австралии поклонники Хаккинена проводят шуточное голосование, выбирая Мике партнера по McLaren на следующий сезон. Даже в Москве болельщики Ferrari, Jaguar и McLaren играют футбольные матчи и награждают "лучших фанатов” по итогам года…
Представители команд и "прочие официальные лица”, как правило, относятся к неформалам со снисходительным пренебрежением, если вообще замечают их. (Правда, Die Rotkаppchen в этом году получил статус "придворного”, но официознее от этого не стал.) В начале сезона-2000 стихийное объединение российских поклонников Jaguar несколько раз обращалось к команде с предложением за свой счет создать и поддерживать русскоязычную версию командного сайта. Даже отрицательный ответ пришел только через полтора месяца. Может быть, из-за того, что российские фанаты не указали номера кредитных карт?
Впрочем, и официальные клубы начинают присматриваться к методам неформалов. И у них сквозь глянец и лоск нет-нет да и проглянет нечто живое. "Мой приятель – фанат Jordan, и он, являясь членом клуба, запросто может кататься на тесты и после этого "заливать” мне, что его команда самая лучшая. А я сижу и слушаю как дурак. Возразить-то нечего… Клуб будет что-нибудь делать, или мне так и будут безбоязненно полоскать мозги насчет Jordan?” – спрашивает Пол Арнил из Эссекса, чье письмо опубликовано в последнем номере журнала Jaguar Racing. "Не волнуйтесь, Пол! – утешает его редакция. – Есть выход: для этого нужно всего лишь стать членом нашего "Золотого клуба”, принять участие в одном из конкурсов и скрестить пальцы на удачу!”
Только и всего? Маленький нюанс: членом "Золотого клуба” может стать любой. Любой владелец автомобиля Jaguar.

Кирилл Качнов

Журнал "Формула-1" февраль, 2001



Знаете ли Вы что...