Шаг вправо, шаг влево…
Есть в Формуле-1 человек, работа которого после финиша только начинается. Это руководитель церемонии награждения. Он должен, как опытный судья на футбольном поле, выполнить свою работу четко и незаметно, и тогда формальная процедура станет красивым завершением Гран При. И любая попытка «омрачить праздник» самодеятельностью жестоко карается. За это судят даже победителей.
Церемония награждения расписана в правилах FIA невероятно подробно. В таком мероприятии непозволительны никакие вольности. Изложение всех деталей процедуры занимает в регламенте больше места, чем даже параграфы о шинах или безопасности гонок.
Фактически, организаторы Гран При могут лишь выбрать, как именно будет выглядеть Большой Приз. Кто-то предпочитает простую металлическую «тарелку», кто-то — настоящее произведение искусства. Классическая форма приза — кубок — встречается теперь уже не столь часто, да и гонщики предпочитают разбрызгивать шампанское (его поставщиком является французская компания МUММ) на коллег и зрителей, а не как раньше, перелить в чашу и по очереди сделать несколько глотков. Почетным же гостям, которые лишь несколько секунд назад награждали гонщиков, частенько приходится буквально бегом покидать подиум, чтобы не попасть под струи шипучего напитка. Кстати, о приглашенных гостях. Хотя такая возможность и зафиксирована в правилах, нынешний президент FIA Макс Мосли крайне редко участвует в церемонии награждения. А вот его предшественник на этом посту, Жан-Мари Балестр, никогда не упускал такой возможности. «Самое ужасное, когда выиграешь гонку — это пройти через рутину награждения и выдержать поцелуи Балестра прямо перед камерами. Ему невероятно нравилась эта процедура. Он уже был на подиуме, причем на самом видном месте, когда я только вылезал из машины. Только вот что-то не помню, чтобы, поздравляя меня, он правильно назвал мое имя», — едко комментировал поведение босса чемпион 1979 года Джоди Шектер.
И, наконец, еще один интересный момент. Правила церемонии награждения, как и любые другие, для того и существуют, чтобы наказывать за их нарушение. Конечно, никто не будет штрафовать почетного гостя, который на шаг отошел от «специально отмеченного места» на подиуме. Однако еще достаточно свежа в памяти история, приключившаяся на награждении призеров Гран При Европы ’97, той самой гонки, которая принесла Жаку Вильневу чемпионский титул. Надо сказать, что тогда FIA первый и единственный раз в истории пошла против своих правил, выпустив два списка приглашенных для участия в церемонии гостей. Дело в том, что награждать победителя должен был глава Mercedes-Benz Юрген Шремпп, которому, естественно, крайне не хотелось вручать приз кому-нибудь, кроме гонщиков McLaren. Поэтому от исхода гонки зависел и список участников церемонии.
Но судьба Гран При решилась лишь на последнем круге, когда лидирующий Вильнев пропустил вперед обоих пилотов McLaren. Это не могло не вызвать сумятицу — гонщики уже поднялись на подиум, а Шремпп все задерживался. Зато на подиуме находился мэр Хереса Педро Пачеко. Испанец решил взять руководство церемонией на себя и принялся самолично раздавать кубки гонщикам. FIA не оценила порыва мэра, назвав его поступок «нарушением процедуры, вызвавшим затруднения и неудобство». Наверное, были и какие-то скрытые причины недовольства автоспортивных руководителей этим автодромом, но именно инцидент с награждением FIA использовала в качестве повода, навсегда лишив трассу в Хересе возможности принимать гонки Формулы-1. Поначалу здесь запретили даже проведение тестов. «Единственное, чего они не потребовали, так это срыть наш автодром», — недоумевал злополучный мэр, который, по иронии судьбы, сделал проведение гонки Формулы-1 в Хересе едва ли не центральным пунктом своей политики. О дальнейшей судьбе незадачливого градоначальника история умалчивает. Что касается автодрома, то лишь недавно федерация смилостивилась и разрешила проведение тестов на трассе в Хересе.
FIA придает парадной стороне Формулы-1 первостепенное значение. Даже гибель людей на трассе не влечет столь сурового наказания, как «нарушение приличий» во время такого важного мероприятия, как церемония награждения. И пример со штрафом Ferrari только подтверждает это.
Спортивный регламент Формулы-1
Приложение 3. Церемония награждения.
1. Руководитель церемонии
Руководитель церемонии назначается FIA для проведения всей церемонии награждения.
2. Подиум
а) Помост и пьедестал почета
Размеры пьедестала почета должны соответствовать оговоренным требованиям FIA.
Расстояние от края верхней ступени до ограничивающего поручня должно составлять не менее 120 см для обеспечения прохода.
Места для людей, вручающих призы, должны быть отмечены на полу подиума.
Призы должны находиться на отдельном столе на краю подиума. Шампанское должно стоять на ступенях пьедестала.
б) Флаги
Следует использовать «плоские» флаги в стиле Олимпийских игр. Позади подиума должно быть свободное пространство (не менее 50 см) для людей, отвечающих за флаги.
в) Пол
Пол подиума и ступени пьедестала следует покрыть зеленым или темно-синим ковром.
3. Гимны
а) Звуковая система должна обеспечить ясное звучание национальных гимнов (момент начала воспроизведения определяет руководитель церемонии) по ТВ-каналу.
б) Когда начнется разбрызгивание шампанского, должна звучать музыка. Предварительно лица, вручающие призы, должны покинуть подиум.
в) Церемонию награждения следует комментировать для зрителей с платформы, предназначенной для телекамер.
4. Призы
Во время церемонии награждения вручается только 4 приза:
а) победившему гонщику;
б) представителю победившего конструктора;
в) гонщику, занявшему второе место;
г) гонщику, занявшему третье место.
Призы, предоставленные национальной автофедерацией (НАФ), должны иметь форму традиционных кубков и содержать:
а) официальный логотип чемпионата мира FIA Формулы-1;
б) официальное название соревнования;
в) место, занятое гонщиком.
Высота призов должна составлять:
а) призы победителю и конструктору — не менее 50 и не более 65 см;
б) призы второму и третьему пилотам — не менее 35 и не более 45 см.
Максимальная масса каждого приза не может превышать 5 кг. Призы должны быть исполнены таким образом, чтобы их можно было транспортировать и переносить.
5. Сценарий
а) Вручать призы должны три человека. В особых случаях руководитель церемонии может увеличить это число до четырех.
б) Никто из представителей полиции, служб охраны или лиц, не приглашенных руководителем церемонии, не допускается на подиум.
в) Руководитель церемонии должен проинформировать телевидение и комментатора для зрителей об именах людей, вручающих призы.
г) Руководитель церемонии должен находиться с той же стороны подиума, что и стол с призами. Лица, приглашенные для вручения призов, должны находиться с противоположной стороны. Руководитель церемонии передает приз перед его вручением.
6. Телевидение
Идеальная позиция для телевизионной камеры — непосредственно напротив подиума и на той же высоте. Ни при каких обстоятельствах телеоператор не может находиться на подиуме.
11. Протокол награждения
(кроме Монако)
Победившего гонщика награждает руководитель государства или премьер-министр страны-организатора, или же президент FIA. Если присутствие этих персон невозможно, следует пригласить человека, сравнимого с ними по значимости в стране, или же персону мирового масштаба. Если присутствие таких людей невозможно, награду победителю вручает президент НАФ.
Награду конструктору вручает официальный представитель титульного спонсора соревнования. В отсутствие такового спонсора руководитель церемонии вправе выбрать подходящую персону.
Награду второму и третьему пилотам должен вручать президент НАФ, если местные условия не требуют присутствия дополнительного лица. В таком случае последний награждает второго призера, а президент НАФ — третьего. Если президент НАФ не может присутствовать или уже участвовал в награждении победителя, рководителю церемонии следует найти подходящую замену.
Для каждого участвующего в церемонии награждения лица должно быть изготовлено приглашение с ясными инструкциями, которым нужно следовать.
Журнал "Формула-1" август, 2002