История шампанского в формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Шампанское в Формуле-1

Шампанское в Формуле-1

Обычай вручать шампанское победителю гонки зародился вместе с Формулой 1 - второго июля 1950 года на шестом этапе чемпионата, который проходил во французском Реймсе. К концу долгой и красивой гонки Хуан-Мануэль Фанхио опередил итальянца Луиджи Фаджиоли и британца Питера Уайтхеда и впервые в истории отметил свой успех бутылкой шампанского.

Идея преподносить победителю гонки именно этот напиток появилась по инициативе двух кузенов, потомственных производителей шампанского и поклонников автоспорта – Поля Шандона Моэта и Фредерика Шандона де Брайя. Ее единодушно одобрили и признали гениальным маркетинговым ходом, так что скоро она распространилась и на другие технические виды спорта. Моэт и Шандон пользовались привилегией поставлять шампанское на гонки вплоть до 2000 года, а с начала нового века официальным поставщиком шампанского стала компания Mumm.

С 1950-го по конец 1960-х годов призёры довольствовались бокалом шампанского, но в 1967 году талантливый и веселый американец Дэн Герни навсегда оборвал эту традицию. Выиграв «24 часа Ле-Мана», он захотел привлечь к себе больше внимания и на финише встряхнул бутылку, которую традиционно дарили победителям. Вылетевшая пробка гарантировала ему отменный душ из пенного напитка и эффектное зрелище.

На каждую гонку Moet должна была выделять 8 больших бутылок шампанского (4 из них как запасные), которые затем ставили за подиумом. Но, как показывает опыт, пилоты Формулы 1, как бы напористы и смелы они ни были за рулем болида, совершенно беспомощны, когда необходимо открыть бутылку, а поэтому перед самым началом торжественной церемонии эти бутылки предусмотрительно откупоривают.

Интересно отметить, что в давние времена пилотам больше нравилось выпивать шампанское, нежели им поливаться. Особым пристрастием к марочному продукту Moet славился довоенный гонщик Тацио Нуволари. Роб Уолкер также заявляет, что в 1939 году шампанское помогло ему занять восьмое место на своем автомобиле Delahaye в гонках в Ле-Мане. Ни с того, ни с сего ему было сказано заехать в боксы за два часа до финиша. Насколько же был удивлен пилот, когда механики обдали его освежающим стаканом шампанского! "Думаю, истинной причиной такой щедрости стало то, что они опустошили практически все бутылки, и тут им стало стыдно, что мне ничего не останется", - вспоминал он.

Разные марки шампанского старались превзойти друг друга в гостеприимстве к пилотам до Гран При Франции 1966 года - последней гонки, проводимой в Реймсе - столице провинции Шампань. Возможно, это парадокс, однако традиция поливания на подиуме зародилась в том же году, но не в Реймсе, а в Ле-Мане."Первая сцена с поливанием случилась исключительно случайно", - вспоминает Маркус Вестерби, приветливый англичанин, бывший директором по продажам Moet в Великобритании. "В той гонке первыми финишировали два Ford и сам Генри Форд был тогда на подиуме. Ему дали две большие бутылки, чтобы он наполнил кубки победителей. Но одна из них нагрелась, и пробка выстрелила. Вино стало разбрызгиваться во все стороны огромной дугой, и когда лучи солнца захватили ее, появилась небольшая радуга, - продолжает Вестерби. - Казалось, что на наших глазах начинает происходить нечто значительное".

Вместе с французскими коллегами, используя свои связи в мире спорта, Вестерби удалось привлечь внимание к Moet со стороны боссов Формулы 1. Он всегда был поклонником гольфа, но первый его визит на гонку в Сильверстоун в 1967 году сделал его также фанатом автогонок. Потом, познакомившись с Нейлом Исоном-Гибсоном из RAC (Королевского Автомобильного Клуба), он получил возможность вручить шампанское победителю Гран При Великобритании 1969 года Джеки Стюарту. Шотландец, конечно, не пил, но позже эта небольшая связь сыграла свою роль, когда после ухода ему предложили работать на группу Moet-Hehnessy в своеобразной роли посла.

Впервые шампанское Moet приобрело официальный статус в 1972 году на Гран При Италии. Благодаря вмешательству Колина Чепмена, владельца Lotus, на котором побеждал Эмерсон Фиттипальди, Вестерби наконец получил дорогу на подиум."В те времена мы договаривались с организаторами отдельных гонок, и очень хорошо с ними ладили, - продолжает он. - Тогда проведением этапов в Великобритании занимался RАС, и целых 11 лет c ними легко договаривался, что и они ценили".

Первые серьезные, возражения появились, когда в Goodyear обнаружили, что мы ничего не платили за сделку, в то время как им приходилось платить за свое вовлечение десятки миллионов. Но я сразу попытался сделать акцент на том, что сцены поливания на подиуме привлекают ТВ после того, как гонка завершилась. И, как следствие, спонсорам от этого есть определенная выгода..."Эту проблему решили довольно необычно. По новому соглашению Moet должна была помогать в финансировании медслужбы на большинстве гонок. Деньги шли на проверку состояния медицинских приборов на зарубежных трассах, а также на разведку маршрутов скорой помощи. Кстати, все это впоследствии связало профессора Сида Уоткинса со спортом.

К середине 70-х имя Moet уже автоматически ассоциировалось у болельщиков с автоспортом. Во Франции менеджер по рекламе компании Жан-Мари Дюбуа стал олицетворять Moet и пользовался большим спросом из-за своего умения открывать шампанское за одно мгновение. Дюбуа, однако, практически не говорил по-английски. Поэтому, когда появилась возможность поехать на Гран При Японии 1976 года, послали не его, а Вестерби, в сопровождении двенадцати дюжин бутылок шампанского и трех бутылок бренди "Хенесси", так как во Франции кто-то посчитал это необходимым для празднования после гонки. Вестерби подумал, что у них могут быть проблемы на таможне, и попросил всех членов британской делегации, летящих этим рейсом, подписать таможенные декларации по три бутылки на человека (это позволенный максимум). Они прилетели после некоторых задержек в Японию в 1 час 30 минут по местному времени и удивили таможенников, однако им было позволено пройти с нетронутым грузом алкоголя.В 1977 году, уже на следующем Гран При Японии, случилось небольшое - комичное приключение. Джеймс Хант, действующий чемпион мира, заранее попросил для себя автоэскорт до аэропорта после гонки, в чем ему было отказано. После того, как Хант выиграл ее, организаторам пришлось пожалеть о своей упрямости, так как брюзгливый англичанин сразу же отправился в Токио. Событие также было подпорчено одним фатальным инцидентом, вовлекшим двух зрителей. Они стояли в запретной зоне, и их зацепил Жиль Вильнев на Ferrari.Тем не менее, церемония награждения должна была состояться, не важно - с Хантом и Карлосом Ройтманном, товарищем Вильнева по команде, или без них. Выход был найден: третий призер Патрик Депайер стоял на нижней ступеньке, на двух первых были Gauloise и бутылка шампанского Moet - а в это время играли победные гимны. На некоторых снимках можно также лицезреть Вестерби и бодрого итальянца в комбинезоне, представителя Magneti Marelli.Теперь церемония награждения стала обязательным мероприятием.

С тех пор часть содержимого бутылки оказывается на комбинезонах призеров, но есть и исключения. В мусульманских странах гонщикам приходится поливать друг друга лимонадом, чтобы не нарушать местные традиции...






По информации "F1-news.ru"



Знаете ли Вы что...