Финансы Формулы-1: бюджеты команд, зарплаты пилотов.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Сколько стоит победа?

Сколько стоит победа?

Жаркое пиренейское солнце нещадно палило над Харамой. Но как только тихая испанская провинция огласилась ревом гоночных моторов, ручейки болельщиков начали затапливать раскаленные трибуны. Прошло несколько минут тренировки, и из боксов выпорхнул необычный красно-белый с золотом автомобиль, за рулем которого сидел чемпион мира 1962 года Грэм Хилл. «Да ведь это же Lotus! - воскликнули изумленные болельщики. - Но куда же, черт побери, подевались его фирменные желто-зеленые цвета?» Вряд ли кто-нибудь из зрителей испанского Гран При в тот майский уик-энд 1968 года отдавал себе отчет в том, что присутствует при начале новой эры в истории Формулы-1.
За четыре месяца, что минули с первой гонки сезона в Южной Африке, Колин Чэпмен сумел уговорить своего давнего приятеля, «табачного короля» Джеффа Кента разместить на гоночных машинах рекламу продукции Imperial Tobacco. В Испании Джефф уже входил в совет директоров команды, а автомобили Lotus оделись в цвета сигарет Gold Leaf. И это событие навсегда изменило лицо «королевских гонок». В Большие Призы пришли Большие Деньги.

Спорт и бизнес

Так что же такое Формула-1 сегодня: спорт или бизнес? «Королева автоспорта» слишком дорога и несправедлива, чтобы называться спортом, но она слишком непредсказуема, чтобы быть тривиальным бизнесом. Между тем достаточно заменить «или» на «и», и вместо вопроса вы получите самый исчерпывающий ответ. Формула-1 - спорт, но чтобы победить здесь, нужно быть хорошим бизнесменом. Сегодня в Формулу-1 со всего мира стекаются сотни финансовых ручейков, самыми полноводными из которых остаются доходы от телетрансляций, продажи сувениров и деньги спонсоров.
С телевидением, благодаря заботливому покровительству Берни Экклстоуна, все просто: начиная с 1990 года, когда за каждой гонкой наблюдали в среднем по 50 млн человек, телеаудитория Формулы-1 увеличилась в семь раз. Доходы же от трансляций выросли раз в десять, и сегодня на долю команд «большого цирка» приходится около $180 млн в год. Эти деньги делятся между «конюшнями» по принципу «кто как работает, тот так и ест». Так, обладательница Кубка конструкторов Ferrari получила от прошлогоднего TV-пирога около $23 млн, а не набравшая ни одного очка BAR довольствовалась «жалкими» $6 млн. Все справедливо, в соответствии со спортивными результатами. Но что касается спонсоров, здесь все далеко не так просто.


Дело - табак

С тех пор как 32 года назад чэпменовский Lotus оделся в цвета Gold Leaf, табачные компании стали главными действующими лицами на финансовом рынке Формулы-1. С 1968 года они выиграли 21 чемпионат мира: 9 побед у Marlboro и по 2 на счету Gold Leaf, John Player Special, Camel, Mild Seven, Rothmans и West. Но сейчас, после объявления о запрете с 2006 года рекламы табака в Европе, становится ясно, что «королеву» ждут большие перемены. Кто же заполнит деньгами нишу, которая освободится после возможного ухода табачных гигантов? Ведь даже в этом году, несмотря на то, что 5 из 11 команд «большого цирка» уже отказались от рекламы табака, общая доля «дымных» денег в бюджетах всех «конюшен» Ф-1 составляет 25%, а это ни много ни мало - $245 млн. Возможно, их место займут дети новой компьютерной эпохи вроде Compaq, Yahoo! и т.д., или коммерческие структуры, наподобие HSBC. Но не исключено, что Ф-1 ждет кардинальная реорганизация, в результате которой через несколько лет Гран При превратятся в гонки заводских команд автомобильных концернов. Уже сейчас ведущие заводы-моторостроители ежегодно тратят на постройку двигателей для Формулы-1 до $90 млн в год и за свои деньги хотят получить нечто большее, чем статус поставщика. 40% акций McLaren уже принадлежит DaimlerChrysler, в марте Renault не пожалела $120 млн и на корню скупила Benetton, Ford приобрела Stewart, Williams постепенно превращается в заводскую команду BMW, a Honda со все большим энтузиазмом участвует в делах BAR. Прибавьте сюда «фиатовскую» Ferrari и рвущуюся в Формулу-1 Toyota, и вы поймете, что ждет «большой цирк» через год-другой. Ведь уже в этом сезоне автомобильные компании вложили в Формулу-1 около $500 млн, т.е. половину ее бюджета. Очень похоже, через несколько лет немногие оставшиеся частные «конюшни» вынуждены будут покориться концернам или навсегда исчезнуть из Формулы-1, повторив путь, который в начале 90-х проделали Lotus, Brabham, March и еще десяток менее известных команд.

Так что спешите купить фирменную кепку Minardi или Arrows! Возможно, через пару лет и они станут раритетом. Некоторым утешением поклонникам этих команд может послужить тот факт, что часть их денег обязательно попадет в бюджет любимой команды и позволит ей продержаться па плаву хоть немного дольше.


«Сувенирные» деньги

Продажа продукции с командной символикой является третьим по значимости источником доходов «конюшен». Правда, подсчитать точную сумму этих поступлений довольно сложно. Команда и гонщик получают определенный процент с продаж, но проценты эти индивидуальны и порой отличаются на целый порядок. Так, в 1999 году на долю Ferrari, Jordan (только эти команды могут свободно использовать в коммерческих целях логотипы своих спонсоров), Дэмона Хилла и Михаэля Шумахера пришлось 82% всех «сувенирных» денег Ф-1. Williams и Benetton на двоих выручили на продаже одежды и атрибутики всего около 5,5%, а Хаккинен, Вильнев, Ирвайн, Култхард, Алези, Вурц и Херберт вместе собрали меньше 7%.


От каждого - и по возможности побольше

Но сколько же всего денег собирает каждая команда «большого цирка»? Перед началом нынешнего сезона наши коллеги из журнала EuroBusiness провели собственное исследование этого вопроса и обнародовали ряд любопытных цифр, которые позволят в несколько ином свете взглянуть на соперничество команд Ф-1.


Ferrari

Ferrari впечатляет. Почти четверть миллиарда долларов! Но в команде считают, что это не так уж много. «Не забывайте, нам ведь приходится самим разрабатывать двигатель, электронику, коробку передач, шасси, все! - говорит Лука ди Монтеземоло. - А это требует огромных расходов. Впрочем, все, что мы инвестируем в Формулу-1, потом возвращается сторицей». Действительно, многое из того, что разрабатывается для Ф-1, вскоре перекочевывает на спортивные машины Ferrari, так что команда служит не только рекламой, но и испытательным полигоном для Ferrari SpA, бюджет которой, включая субсидии на программу Ф-1 (около $50 млн), в прошлом году составил $600 млн.
FIAT, которому принадлежит 88% акций Ferrari, вкладывает в команду всего $15 млн в год. За рекламу Marlboro Ferrari получает от Philip Morris $65 млн, но половина этой гигантской суммы уходит на зарплату Михаэля Шумахера. «Хвала богу, что у нас такой спонсор», - считает ди Монтеземоло. Ведь держать на протяжении пяти лет такого дорогостоящего гонщика, как Михаэль, может себе позволить еще разве что McLaren. Впрочем, на зарплату в Scuderia традиционно тратятся огромные суммы. В команде работает около пятисот человек, а оклады механиков в Ferrari всегда были одними из самых высоких в Формуле-1.
Но люди работают в Ferrari не только из-за денег. По слухам, в межсезонье Jaguar предлагала Россу Брауну контракт на $1,5 млн, но Росс, чья зарплата «всего» $1 млн, предпочел остаться в Ferrari. Как и Рори Бирн, которому победы итальянской команды приносят ежегодно около $400 тыс.

Акционеры: FIAT - 88%, Piero Lardi Ferrari - 10%, Assorted Italian banks - 2%
Штат: около 500 чел. Бюджет на 2000 год: $239,6 млн
Инвестиции спонсоров: $130,1 млн
Marlboro………………....65      Arexons…………..0,5        Valleverde…………….0,6
FIAT……………..............15      Brembo…………...0,5        Cevolini………………0,7
Shell……………………..18      Mahle…………….0,3         Cima………………….0,6
Telecom Italia Mobile…....5      General Electric….1,5          Fimmeccanica………..0,4
FedEx…………………...6,5     SKF………………0,25       VeCa…………………0,3
Magneti Marelli…………..5      Tommy Hilfiger….1,5         Officine Meccaniche….0,5
Bridgestone……………....2       Momo…………….0,8         Parametic……………..0,7
Tic Tac………………….4,5      Technogym………0,25
Поставки партнеров: $86,5 млн
FIAT……………...........5          General Electric……...2,5      Valleverde…………….0,3
Shell…………………….2          SKF…………………1,5      Valleverde ..…………..0,3
Telecom Italia Mobile…..1          Tommy Hilfiger……...0,3      Cima ……….………...0,4
FedEx…………………..3          Momo……………….0,2      Fimmeccanica ….…….0,4
Magneti Marelli…………5          TRW Sabelt …..…….1         VeCa …………………0,4
Bridgestone…………….3,6        Mannesmann Sachs …1,5     Officine Meccaniche .…0,3
Arexons ….……………0,25       Europcar ……………1        Parametic……………...0,3
Brembo ………………..0,75      Technogym………….0,2      Ferrari SpA…………….55
Другие источники: $23 млн (ТВ/призовые/собств. инвестиции - 23)

McLaren

McLaren - единственная команда, которая может потягаться с Ferrari в толщине кошелька, и главная заслуга в этом принадлежит концерну DaimierChrysler, который не только увеличил до рекордных $88 млн (в 1998 году - $74,2 млн) расходы на разработку мотора, но и оказывает команде посильную материальную помощь в $14 млн. В то же время, в отличие от Philip Morris, табачная компания Reemtsma платит за рекламу своих сигарет «всего» $37 млн, а это даже меньше, чем McLaren получала от Marlboro в 1997 году (по слухам - около $55 млн).
Но в McLaren нет такого пожирателя денег, как Михаэль Шумахер, а затраты на оплату услуг двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена ($10 млн) и Дэвида Култхарда ($2,75 млн), относительно скромны. Это даже меньше, чем платили семь лет назад Айртону Сенне и Майклу Андретти. Так что если вычесть расходы на гонщиков, бюджет «серебряных» окажется даже побольше, чем у Scuderia, хотя механики и инженеры получают в Уокинге не меньше, чем в Маранелло. А зарплата Эдриана Ньюи вообще самая высокая среди конструкторов Ф-1 ($3,5 млн) и равна окладу Хайнца-Харальда Френтцена в Jordan. Марио Иллиен зарабатывает примерно $1,5 млн, а Рону Деннису каждый сезон приносит около $2,5 млн.

Акционеры: DaimlerChrysler - 40%, Рон Деннис - 30%, Мансур и Абдулазиз Ойехи - 30%
Штат: 334 чел. Бюджет на 2000 год: $224,75 млн
Инвестиции спонсоров: $102,45 млн
West ……………….......65         Fujitsu Siemens ….....0,5        Catia Solutions ………0,6
Mercedes ……...............15         Schuco …………......0,5        Bridgestone ………….0,7
ExxonMobil …………....18         Kenwood …………...0,3        Finlandia Vodka …….0,6
Computer Associates …..5          Loctite ……………...1,5        Hugo Boss …………..0,4
Warsteiner ………….......6,5       Sun Microsystems …..0,25     Schweppes …………..0,3
Siemens …..………….....5          BAE Systems ….…...1,5       Tag Heuer ……………0,5
Поставки партнеров: $101,3 млн
Mercedes ……………..88         Loctite ……………..0,25       Advanced Composites ….2
ExxonMobil …..............3          Sun Microsystems ....0,25       Enkei ……….…………...0,5
Computer Associates….0,5        BAE Systems ..…….0,25       Garnett Dickinson ……....0,25
Warsteiner ………..…...0,1        Bridgestone ………..3,6         GS Battery ……………...0,1
Siemens ….…………....0,35      Finlandia Vodka .…..0,1         Sports Marketing
Fujitsu Siemens ……….0,1        Hugo Boss …….…..0,25       Surveys ….……………...0,1
Schuco ……….……….0,25      Schweppes …….…..0,2        Targetti Lighting ………...0,15
Kenwood …….……….0,2        Tag Heuer …..….…..0,1        T - D1/T - Mobil ………..0,2
Другие доходы: $21,5 млн (Charmilles Technologies – 0,5; ТВ/призовые/собств. инвестиции - 21)

Jordan

Продать под рекламу место на обтекателях болида Формулы-1 несложно. Сложно продать его подороже, и здесь равных Эдди Джордану не найти. Может быть, бюджет его команды не столь велик, как у Ferrari или McLaren. Он гораздо меньше, чем даже у Jaguar, Williams, Prost и BAR. Но не забывайте, что Jordan сегодня единственная частная команда, которая без поддержки автомобильных концернов борется за места на подиуме.
В отличие от остальных лидеров Jordan, хоть и получает моторы Mugen-Honda бесплатно, вынуждена вкладывать еще $8 млн из своих $103,55 млн в их доводку.
Но хотя успехи Jordan пока сравнительно скромны, титульный спонсор Benson&Hedges платит ирландской «конюшне» всего на $7 млн меньше, чем West - чемпионскому McLaren. Кроме того, если бы в Формуле-1 вручали экономические «Оскары», именно Джордан получил бы приз за самого дорогого спонсора второго плана. В этом году хитрый Эдди раскрутил немцев из Deutsche Post аж на $12,5 млн.

Акционеры: Эдди Джордан - 60%, Warburg Pincus - 40%
Штат: 200 чел. Бюджет на 2000 год: $103,55 млн
Инвестиции спонсоров: $57,5 млн
Benson&Hedges ……..30        Sony Playstation …….1,75      Imation ……………...1
Deutsche Post …..........12,5     Lucent Technologies....2          Hewlett Packard …….1
Mastercard ………..….4          Brother………..……...1,5       Zepter ………….……1
Pearl Assurance …..….1,25      Intercond ….………...1          Pilsner Urquell ………0,25
EMC……………..…..0,25        
Поставки партнеров: $28,55 млн
Mugen Honda ………..22        Bridgestone ………...3            Scania Trucks ………..0,5
Brother …….…...........0,1       NGK Spark Plugs......0,25        MiTech ……….……...0,25
Intercond ………….…0,25     Powermarque..……...0,2          Keihin …………..……0,1
EMC ……………..…..0,25    EsatDigifone ………..0,1          OMP ……..…………..0,2
Imation ….…………...0,25     Beta……………...….0,1          OS Integration………..0,1
Hewlett Packard ……..0,5       Honda Direct                            Grundig ….…………..0,2
Pilsner Urquell .………0,1       Marketing .…….…....0,1
Другие доходы: $17,5 млн (ТВ/призовые/собств.инвестиции -17,5)

Jaguar

После дебюта Stewart в Ф-1 бюджет команды рос год от года. Если в 1997 году Джеки Стюарт начинал, имея в кармане помимо контрактов на бартерные поставки всего $30 млн, то к 1999 году спонсорская часть бюджета возросла до $50 млн, а в этом сезоне, после того как вместе с хозяевами «конюшня» сменила и имя, достигла уже $65 млн. Общий же бюджет команды, включая доходы от телетрансляций и расходы поставщиков, составил $168,23, а это как-никак - четвертый показатель среди всех команд «большого цирка». Однако львиная доля этих денег имеет чисто корпоративные корни: только в этом году Ford вложила в команду около 105 млн долларов. Надо полагать, еще несколько миллионов Ford потратит на маркетинговую раскрутку «конюшни».

Акционеры: Ford Motor Company - 100%
Штат: 275 чел. Бюджет на 2000 год: $168,23 млн
Инвестиции спонсоров: $65,35 млн
Ford ………….………25      Hewlett Packard …..2,5        S Oliver ……..………0,25
HSBC …….…............20       DHL…………….....3          Grant’s ……….……..0,1
MCI WorldCom ….….3        Lear………....……..2          Bridgestone ……..…..1
Beck’s …………….....5       Texaco…… ………..1          Volvo ……..………...1
Visteon ………...….1,5
Поставки партнеров: $88,88 млн
Ford ………….………..80       Texaco ………….0,98      Grant’s …………….0,1
MCI WorldCom ............0,25    Visteon…………..0,25      Bridgestone ….……..3
Hewlett Packard ….…....1,5      Unigraphics…..….1           Corporate Jets …..…0,75
DHL ……………..….....0,1      Rolex……..……..0,1        AG Barr …..………..0,1
Lear …….…………......0,25     S Oliver ………....0,25      Sodick ……..………0,25
Другие доходы: $14 млн (ТВ -14)

Williams

Williams стала первой действующей топ-командой, отказавшейся от табачной рекламы. В этом году вместо $45 млн, которые платил Winfield, в кассе команды появились $49 млн, полученные от BMW и Compaq. Еще $80 млн BMW собирается вложить в доводку своего двигателя.
Помимо разработки шасси, самой большой статьей расходов дня Williams пока остается неустойка в $7 млн, которую пришлось уплатить Алессандро Занарди за разрыв его трехлетнего контракта. Эта цифра превышает даже суммарную зарплату Шумахера ($6 млн) и Баттона ($300 тыс.). После Сандро и Ральфа самым высокооплачиваемым человеком в Williams является Патрик Хед. Его зарплата равна заработку Ньюи в McLaren (S3,5 млн), а 30% акций Williams должны принести еще $1,5 млн. Ожидается, что Фрэнк Уильямс, который зарплаты не получает, но владеет 70% акций, к концу года получит $3,5 млн.

Акционеры: Фрэнк Уильямс - 70%, Патрик Хед - 30%
Штат: 370 чел. Бюджет на 2000 год: $143,05 млн
Инвестиции спонсоров: $71,25 млн
Compaq/Intel .………..35       Nortel Networks ….......3,25      АР Lockheed ..………..0,25
Castrol …….…............5         Petrobras ……….........3          Universal …….………..1
BMW ………….….….14       Reuters ……....…….....2,25      Komatsu ………..…….1
Veltins ……………..…6        Andersen Consulting .....0,5
Поставки партнеров: $53,8 млн
Compaq …….………..1          АР Lockheed ……...0,25       Entranet ……………..0,1
Castrol……….............0,25      Komatsu ………......0,1          Matsura ….….………0,1
BMW …………….…..46        Bridgestone ..……....3,6         OZ Racing ….…..…..0,1
Petrobras ………..…...0,95      MAN Trucks ……...0,5         QAD Europe ………..0,1
Andersen Consulting ...0,25      Du Pont ………...…0,25        Willy Bogner .……….0,25
Другие доходы: $18 млн (ТВ/призовые/собств. инвестиции -18)

Benetton

За последние два года бюджет Benetton вырос всего на $579 тыс., и команда откровенно топталась на месте. Но за те несколько месяцев, что прошли со старта чемпионата мира в Австралии, судьба «конюшни» изменилась самым кардинальным образом. Отдав «королевским гонкам» полтора десятка лет и несчетные миллионы долларов, Лучано Бенеттон продал команду концерну Renault, и его сына Рокко на посту руководителя тут же сменил вернувшийся после двух с половиной лет изгнания Флавио Бриаторе.
Какую зарплату будет получать в Benetton Флавио - пока неизвестно. Неясна и ситуация с оплатой моторов Supertec, за которые по контракту на этот сезон Benetton должна заплатить все тому же вездесущему Бриаторе приблизительно $20 млн.

Акционеры: Renault (главный акционер)
Штат: 320 чел. Бюджет на 2000 год: $92,25 млн
Инвестиции спонсоров: $67,9 млн
Mild Seven …….……30       OMB ……….…….0,5         Bridgestone ………0,5
Benetton/PIaylife ........16       Strabilta ………......1            Novell ..….….……0,25
Marconi ……………..6         Magneti Marelli…....1            Imasaf ….….….....0,15
Agip ………………....4        Charmilles ………..0,25        Cybex …….……...0,1
D2 Mannesmann……..4        Rauch ...………......0,25       Sparco……….……0,15
Korean Air …………..3,5      Action Models ...…0,25       
Поставки партнеров: $8,1 млн
Marconi ……….……0,25        Bridgestone .……...3           Arun ………………..0,2
Agip…………….......0,25        Novell .………......0,1          Lectra Systems……..0,2
D2 Mannesmann …....0,1         Imasaf ………..….0,1          PPG ….….…..……..0,15
Korean Air ……….....0,1         Cybex …..……….0,1          Hitachi Seiki ………..0,25
OMB ………………..0,1         Sparco...………....0,25        LogiCad ….………...0,5
Magneti Marelli ……...0,25       Fluent...…………..0,5         TLT…………………0,25
Charmilles …………..0,25        Komet...………….0,25       Bosi ………………...0,25
Rauch ………..……...0,05       Informix……….....0,25       AEA Technology ..….0,15
Action Models .……...0,05       Lifter ………….....0,1         PSINet…………...….0,1
Другие доходы: $16,25 млн (ТВ - 16,25)

Prost

В межсезонье Prost лишилась сразу двух спонсоров: Alcatel и Canal Plus, но зато приобрела покровительство поисковой компьютерной системы Yahoo!, и теперь вместе с Galoises у команды есть два, по сути, равноценных и очень щедрых спонсора. Алену Просту удалось собрать к началу этого сезона около $132 млн. Для команды-середнячка бюджет огромный, но пока эти деньги не работают и многие наблюдатели уже начинают сомневаться в организаторских способностях четырехкратного чемпиона мира.
Примечательно, например, что, заключив контракт с не слишком удачно выступающим в последнее время Жаном Алези, Профессор заплатил французу $3 млн - на треть больше, чем тот получал в прошлом году у Петера Заубера.

Акционеры: Prost Developments - 90%, LVMH-10%
Штат: 200 чел. Бюджет на 2000 год: $132,18 млн
Инвестиции спонсоров: $56 млн
Gauloises …….……….22       Bic…………...…….2          Altran ..……………..0,25
Yahoo!………..............20       Sodexho.……….....1,5        New Man …..………0,25
Sony Playstation ….….4         Total …………..….0,5         3M ..….….…..……..0,25
Agfa …….………..…..4         Catia Solutions …...0,25       Bridgestone ……………1
Поставки партнеров: $60,18 млн
Peugeot ……….……..48         Bridgestone .…….....3,6         JM Weston …………......0,1
Sony Playstation .........0,5        Dilipack.………........0,2         Charmilles Technology …0,2
Sodexho ………..…...0,5        Facom ………..…....0,35        Desk ….….…..…….......0,1
Total …….………......0,98      Unika …..………......0,15        Disa …..…………......…0,1
Cegetel ………………0,35      Volvo Trucks...….....0,5          DMG ..….……….....…..0,2
Catia Solutions ……....1,5        Silicon Graphics…...0,25        Superior ……………......0,1
Altran …………..........0,5        Sescoi...……………0,2         Europcar …………….....0,1
New Man …..……......0,25      TBF …………...…...0,1        The SAN………...….......0,5
3M…………..…….....0,5        Sparco ………….....0,25       BSV ……………...…......0,1
Другие доходы: $16 млн (ТВ/призовые/собств. инвестиции - 16)

Sauber

В отличие от Prost, бюджет швейцарской команды, которая в этом году отпразднует свое тридцатилетие в автогонках, весьма скромен - всего $71,78 млн. «В сезоне-2000 мы могли бы прибавить, но все упирается в деньги», - уверен Петер Заубер. К сожалению, в этом году Sauber поставила личный антирекорд по числу своих спонсоров. Реальные деньги в кассу команды, а это всего $29,5 млн, приносят всего четыре компании, причем одна из них - Parmalat - является персональным спонсором Педро Паоло Диница, который до сих пор, несмотря на вполне приличные результаты, выступает в команде на правах «арендатора» автомобиля.

Акционеры: Дитрих Маттешутц (Red Bull) - 62,5%, Петер Заубер - 37,5%
Штат: 210 чел. Бюджет на 2000 год: $71,78 млн
Инвестиции спонсоров: $29,5 млн
Petronas Malaysia …….16      Parmalat……..…….8
Red Bull………............5        Magneti Marelli.....0,5
Поставки партнеров: $26,78 млн
Petronas Malaysia …..16,98      Compao……...…….0,2        Man Trucks …………..0,5
Red Bull………..........0,05       Emil Frey.………......0,3        Microsoft ……………0,1
Parmalat ………..…...0,05        Fritz Kaiser Group ...0,2        ModellBau Bubeck ......0,3
Magneti Marelli …..….0,5         Giroflex …..………..0,1        MSC Software ..……...0,2
Astarte ………………0,15       ItalDesignGiugiaro….0,4         OZSpA..….………….0,5
Catia Solutions ……...0,5         Lista …………….….0,3         Servotest ……………0,4
Cemt ………………..0,5         Mannesmann Sachs…0,4       Sparco ..……………....0,3
Comdisco …..……....0,25       Bridgestone ……...…3,6
Другие доходы: $15,5 млн (ТВ/призовые/собств. инвестиции - 15,5)

Arrows

Еще за неделю до начала чемпионата Тому Уокиншоу впору было молиться, чтобы FIA не подняла вопрос о финансовой несостоятельности его команды, как это случилось со Stewart в 1998 году. Неприятности сыпались на голову Тома одна за другой. И главной стал неожиданный финансовый кризис, в который попала голландская компьютерная корпорация Baan. Предполагалось, что именно Baan станет титульным спонсором команды на сезон-2000 и заплатит за это $20 млн. Лишь в последний момент Тому удалось привлечь в команду деньги английской компании сотовой связи Orange (около $110,5 млн на три года) и еще нескольких фирм, что спасло команду от неминуемой гибели. Зато теперь общий бюджет Arrows приближается к $100 млн.

Акционеры: Morgan Grenfell - 50%, Том Уокиншоу - 25%, Малик Адо Ибрагим - 25%
Штат: 200 чел.  Бюджет на 2000 год: $80,53? млн
Инвестиции спонсоров: $53,5? Млн
Orange …………………36    Chello ..……...……....1         Coral …..…………....?
Repsol YPF ….................8    Baan…….……….......1,5      Lost Boys ……………?
Безымянный спонсор …6     Bridgestone………….1       UDC/Shello……….....?
Eurobet …..………..?
Поставки партнеров: $12,03? Млн
Repsol YPF …………0,98       Lost Boys..……...…..0,15     SGi ……..………….1
Baan …………...........0,3         European Aviation ......0,5      Morgan Grenfell ……2,5
Bridgestone ………….3,6        Catia ……….………...1         TWR ………………2
Другие доходы: $15 млн (TB/призовые/собств. инвестиции -15)

Minardi

Скорее всего, Minardi доживает в Италии свой последний сезон. Близкий друг Берни Экклстоуна, глава испанской компании Telefonica Хуан Вильялонга, похоже, всерьез вознамерился в 2001 году перевезти маленькую Scuderia на Пиренеи. По слухам, Telefonica уже в ближайшем будущем выкупит у Руми 70% акций команды за $25 млн. Косвенным подтверждением готовящейся сделки могут служить выросшие до $20 млн (против $8,5 млн в 1999 году) спонсорские инвестиции в бюджет Minardi. Однако даже при удвоившейся финансовой активности Telefonica остается пока самым скромным титульным спонсором «большого цирка».

Акционеры: Габриэле Руми (главный акционер)
Штат: 110 чел.   Бюджет на 2000 год: $55,2 млн
Инвестиции спонсоров: $25,55 млн
Telefonica …………..20         Doimo .……...……0,4       Bruno Magli ………..0,05
Fondmetal ……..........2           Frezza…..………..1          Musashi …………….0,1
Magneti Marelli ..….…0,25      Car Group………..0,1       Cocif………………..0,2
Pan Am Sports                        Allegrini …..……...0,2       Ei Dia..……………...?
Network …………….0,75       IAN ……………...0,1       CRP Technoiogy……?
BoxDoccia ………….0,25       Brembo ..………...0,05     Lifter ………………..?
Lois ……………...0,1
Поставки партнеров: $14,65 млн
Telefonica …………..0,2       Brembo.……...….0,3        Cimatron ..…………...0,2
Fondmetal …….........6          Lois ……..………0,15      LG Electronics ………0,1
Magneti Marelli ..…....0,5       Bruno Magli ……..0,05      Beta ……………….....0,1
Doimo……………….0,2      Bridgestone .……..3,6        Sparco..………………0,2
Car Group ………….0,05     Ciet ……………...0,25       Sabelt ………….…….0,15
Allegrini …………….0,05     Novatec..………....0,25      Cantine Soldo ..………0,1
IAN ………………...0,1       Tele System……....0,1        спонсоры гонщиков …2
Другие доходы: $15 млн (ТВ/призовые/собств. инвестиции - 15)

B.A.R.

В прошлом году Крейг Поллок швырял деньги направо и налево. Только на поиск оптимальной цветовой гаммы для раскраски автомобилей он истратил $297 тыс. (было предложено 27 вариантов, на разработку каждого ушло по $11 тыс.). Но несмотря на огромный - $137 млн - бюджет, BAR так и не набрала за сезон ни одного очка. В этом году бюджет вырос уже до $191 млн, и к команде пришли первые успехи. И в том, и в другом не последнюю роль сыграла Honda. Прикрыв свою $350(!)-миллионную программу по вхождению в Ф-1 собственной командой, японцы не колеблясь вложили $80 млн в разработку мотора для BAR. И хотя Поллоку пришлось в итоге заплатить Флавио Бриаторе около $10 млн неустойки за досрочный разрыв контракта с Supertec, сегодня кошелек British American Racing лишь немного не дотягивает до сундуков Ferrari и McLaren.

Акционеры: ВАТ - 50%, Поллок, Вильнев, Рейнард и др. - 35%, Reynard Racing - 15%
Штат: 290 чел.  Бюджет на 2000 год: $191 млн
Инвестиции спонсоров: $100,5 млн
ВАТ …….……………..75     Sonax….……...….3,5
Teleglobe ..…….............12     К-Way …..……....2
Motorola………...….….8
Поставки партнеров: $84,5 млн
Honda ….……………..80          Lincoln Electric ...……...0,1
К-Way…..…….............0,25       Spire Telecom .………...0,2
Bridgestone……............3,6        Technogym …..………...0,1
Koni……..…….............0,25
Другие доходы: $6 млн (ТВ- 6)

Гонорары гонщиков Формулы-1

             Гонщик                       В сезоне-2000             Всего за карьеру в Ф-1
1.      М. Шумахер……………$ 30 млн*……………. $ 135 млн
2.      Ж. Вильнев……………..$ 10 млн……………..  $32 млн
3.      М. Хаккинен……………$ 10 млн……………... $ 30 млн
4.      Э. Ирвайн………………$ 10 млн……………..  $ 28 млн
5.      Р. Шумахер…………….$ 6 млн………………  $ 14 млн
6.      Р. Баррикелло………….$ 5,5 млн…………….  $17,5 млн
7.      Д. Физикелла…………..$ 4 млн………………. $ 14 млн
8.      Х.-Х. Френтцен………...$ 3,5 млн…………….. $19 млн
9.      Я. Трулли……………….$ 3,25 млн…………… $ 6,5 млн
10.    Ж. Алези………………..$ 3 млн………………. $ 43 млн
11.    Д. Култхард…………….$ 2,75 млн…………… $ 9 млн
12.    Р. Зонта…………………$ 2,75 млн…………… $5,5 млн
13.    М. Сало…………………$2,5 млн……………... $6 млн
14.    А. Вурц…………………$1,5 млн……………... $4,5 млн
15.    Д. Херберт……………...$ 1,25 млн…………… $ 12,5 млн
16.    Н. Хайдфельд…………. $ 1 млн……………….$1,1 млн
17.    Д. Баттон……………….$ 0,3 млн…………….. $ 0,3 млн
18.    Й. Ферстаппен………….$ 0,25 млн…………….$ 3 млн
19.    М. Жене………………...0…………………….....0
20.    Г. Маццакане…………...0 (- $ 2 млн)**………...0
21.    П.П. Диниц……………..0 (- $ 8 млн)**………...0
22.    П. де ла Роса……………0 (- $ 8 млн)**………...0

* - по оценкам специалистов общий доход М. Шумахера, включая поступления от личных спонсоров и продажи сувениров, составляет около $80 млн в год
** - платят за гонщика его личные спонсоры


Материал подготовил Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" июль, 2000



Знаете ли Вы что...