Стряпуха
Полчаса спустя вся компания выгружается в паддоке. Темно и холодно. Но у моторхоума West McLaren Mercedes свет и божественный запах. Аромат кофе и свежей сдобы. Внутри не протолкнуться, еще больше народу снаружи. И со всей этой оравой голодных мужчин управляется голубоглазая блондинка Линди Вудкок – Главный Повар Команды. Увидев вновь прибывших, она приходит в некоторое замешательство. Оказывается, мы поторопились: "Ребята, вам придется подождать. Сейчас завтракает только первая смена механиков, а всего смен три. Не думаю, что для вас найдется место. Все занято, извините”.
Времена, когда "конюшня” Формулы-1 в полном составе переезжала с трассы на трассу в единственном микроавтобусе, давно прошли. Сегодня трудно подобрать фотокамеру, объектив которой смог бы не обидеть кого-нибудь из персонала на общей командной фотографии. При этом вакансии есть всегда. В том числе и на ключевые посты. Бесспорно, основные фигуры в этом бизнесе – мужчины. Но есть должности, требующие женских рук, без которых, как говорится, никто никуда не уедет. И примеров тому тысячи.
Линди пришла в Формулу-1 по объявлению. Двадцатилетняя девушка стала поваром в моторхоуме Ford, а уже к концу сезона перебралась в Leyton House March. Шел 1989-й. Дела в команде шли, мягко говоря, не блестяще, но в этом мире не принято обсуждать прежних работодателей. Это правило соблюдается неукоснительно всеми. И Линди не вспоминает о тех временах. Ровно десять лет назад Рон Деннис предложил мисс Вудкок взять на себя заботу о его команде и ее гостях. И вряд ли жалеет.
Работа спорилась в руках Линди, и в 1997-м она стала основателем, владелицей и управляющей собственной фирмы "Абсолютный вкус”. Вместе с тремя своими помощницами и несколькими официантами хозяйка фирмы кормит посетителей паддок-клуба и моторхоумов West McLaren Mercedes. У нее питаются все члены команды от Фила Уильямса – механика, снимающего на пит-стопе переднее правое колесо, до Рона Денниса, наблюдающего за действиями Фила с первого места на командном мостике команды. Радушием маленькой хозяйки большого передвижного дома пользуются и все гости West McLaren Mercedes. Такие, как Майкл Дуглас и Джордж Харрисон, например. А их набирается до 150 человек в день, и все они одинаково важны.
Для одних людей поваренная книга – справочник, для других – каталог произведений искусства. Но наверняка в ней есть страницы, давно и с нетерпением ожидающие пера госпожи Вудкок. Вот что предлагает, например, меню командной кухни на ленч в один из четырех гоночных дней:
Канапе из перепелиных яиц с подсоленным сельдереем, кусочком сыра стильтон и карамелизированным луком.
Спинка копченой семги с авокадо под соусом сальса и длинными гренками.
Жареная дикая утка в сладком соусе и маринаде hoi sin с молодым луком, огурцом и орехом кешью.
Карамелизированный горький испанский лук с "реактивным” сыром пармезан, запеченная в духовке панчетта и зеленый салат.
Изготовленные вручную макароны карганелли с ростком спаржи под масляным соусом с хреном и зеленым салатом.
Все это на фарфоре, с "настоящими” ножами и вилками для каждого блюда. В общем, постоянных посетителей McDonald’s и любителей прочей еды на скорую руку просят не беспокоиться.
По сравнению с этим изобилием рацион механиков скуп до аскетичности. "Стандартный английский завтрак”, состоящий из апельсинового сока, яиц (вареных или жареных), жареного бекона и сосисок. Кофе или чай со сливками и фрукты. И никакой овсянки, сэр! На ленч в полдень пара дежурных по столовой механиков уносит в боксы около сотни всевозможных горячих сэндвичей и громадные термосы. А когда случается ночная работа – около семи вечера для них готов горячий ужин.
Поскольку весь технический персонал – британцы, готовить для них просто. Только "стандартные английские” продукты приходится возить с собой по всему миру. Так что среди грузов черно-серебряных трейлеров, перевозящих все хозяйство West McLaren Mercedes по миру, есть и холодильник с сосисками и беконом для механиков.
Меню Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда выглядит несколько иначе. То есть для них нужно готовить отдельно. По словам Линди, оба помешаны на итальянской кухне, и чтобы доставить им удовольствие, достаточно моццареллы или чего-нибудь из помидоров.
Но за питанием гонщиков строго следят личные физиотерапевты и тренеры, так что об итальянской кухне на каждый день они только мечтают. Правда, и обделенными себя не чувствуют. Их "спартанское” меню может лишить сна не одного студента или даже директора отечественного предприятия общепита: жареное филе свинины с яблочным пюре и жареным картофелем, свежие рыночные овощи с различными сортами хлеба. Либо поджаренный цыпленок с макаронами и зеленым салатом. Яблочный пирог и мороженое на десерт.
Чтобы получить эти самые свежие овощи, уже в пять утра нужно возвращаться с рынка. С этого начинается утро рабочего дня. Кстати, у первого попавшегося продавца Линди ничего не покупает. В каждой стране, где проходит этап чемпионата мира, у нее собственные, проверенные годами поставщики. Так что новая трасса в календаре – для повара лишняя головная боль. Правда, замена австралийской Аделаиды на Мельбурн с ее точки зрения блестящее решение. Во-первых, там живет старый друг-пекарь, а потому горячий хлеб, булочки и печенье теперь в изобилии. А во-вторых, здешний "базар” богаче всех рынков Аделаиды вместе взятых.
Отдельная история – Гран При Бразилии. Для вышеописанных гурманских штучек здешние продукты не годятся: "Единственное, что меня там спасает, – изобилие фруктов и овощей”. Ну а проще всего, конечно, дома, в Сильверстоуне. Здесь все рядом и хорошо знакомо. Все покупки – в Таучестере или Бэкингеме, а если чего-нибудь не хватит, можно быстро докупить недостающее.
Как же проходит самый легкий домашний гоночный уик-энд Линди? После уже описанного завтрака механиков с 5.30 до 7.00 легкий завтрак для пилотов и полноценный для гостей, которые прибывают около половины девятого. Потом ленч для боксов – те самые горячие сэндвичи с чаем и кофе. Параллельно ленч предлагают и гостям, то есть все эти жареные утки с копчеными семгами уже готовы к употреблению.
В субботу, ближе к вечеру, обычно проходит дегустация вин для гостей команды и журналистов. Здесь все просто: канапе, сыры и печенья. Гости не должны перебить аппетит перед ужином. Иногда вечером приходится повозиться с барбекю. Хотя бифштекс на открытом огне – это уже не работа, а развлечение.
Где-то к часу ночи можно ехать домой в Лондон. Но на двухчасовую поездку уже не хватает сил, да и бессмысленно ехать домой в три, чтобы в пять снова быть на трассе.
Тяжелая работа? Нет. Тяжело было в Донингтоне в 93-м, когда начался настоящий вселенский потоп и паддок превратился в мелкое озеро. "У меня прекрасная работа и великолепные помощники. Если бы еще в моторхоуме был водопровод… Но об этом я пока даже не мечтаю”!
Станислав Ломан
Журнал "Формула-1" октябрь, 2001