Ferrari 375: Судьба подружки Гонзалеса
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Судьба подружки Гонзалеса

Судьба подружки Гонзалеса

Пути Господни неисповедимы. Это касается и людей, и автомобилей. В пятидесятые годы Хосе Фройлан Гонзалес считался одним из самых талантливых пилотов Формулы-1, но его карьера прервалась внезапно. Ferrari 375, на которой он принес команде из Маранелло первую победу в гонках чемпионатов мира, стала легендарной и, по идее, должна была занять почетное место в заводском музее Ferrari. Но вышло по-иному.
Автомобиль, на котором Пампасский Бык выиграл британский Гран При, был одним из шести 4,5-литровых Ferrari 375, построенных в Маранелло к мировому первенству 1951 года. Но по завершении сезона он стал не нужен команде, поскольку в 1952-1953 годах чемпионат мира проводился для автомобилей Формулы-2. В итоге машина Гонзалеса была продана французскому гонщику Луи Розье для его команды Scuderia Auvergne. Летой 1952 года Луи наконец-то установил на ее двигатель головку с двумя свечами на цилиндр (у Гонзалеса была далеко не самая последняя модификация) и перекрасил в синие французские цвета. В 1952-1953 годах Розье выступал на этом автомобиле в уже не входивших в зачет чемпионата гонках Формулы-1 (Ф-Libre), дважды подряд выигрывал Гран При Альби*, в 1952 году финишировал четвертым в "Ольстер Трофи” и пятым в гудвуде. Правда, после 1953 года, когда вступил в силу новый 2.5-литровый регламент Формулы-1,4,5-литровая Ferrari превратилась в бесполезного гоночного динозавра. Однако Розье не расстался с машиной, а, упаковав ее в широкий кузов, превратил в спортивный автомобиль, на котором в начале 1954 года вместе с Морисом Тринтиньяном без особого успеха (7-е место) стартовал в Буэнос-Айресе.

Поняв, что в Европе старая Ferrari более неконкурентоспособна, Розье продал ее австралийскому предпринимателю Ройкрофту, купившему ее для своего сына. Однако пока машину перегоняли от дома Розье в порт Марселя, водитель перепутал передачи и перекрутил мотор. Из Марселя на Зеленый континент Ferrari прибыла без приключений, и в 1956 году ее заявили на национальное первенство спортивных машин. Но в первой же гонке Ferrari подвела Рона Ройкрофта: двигатель стал стремительно терять мощность и в конце концов австралийцу пришлось совсем сойти с трассы из-за поломки подвески. При осмотре двигателя обнаружились большие проблемы в системе распределения, и мотор пришлось перебирать. Одновременно машине вернули и кузов с открытыми колесами, правда, несколько отличный от родного.
Ройкрофт продолжал выступать на автомобиле Гонзалеса вплоть до I960 года, но особого успеха не добился. Высшими его достижениями были два поула и десять кругов лидирования на новозеландском Гран При 1957 года в Эрдмуре, который он так и не закончил из-за перегрева выхлопной системы.
Когда же Ferrari не смогла достойно конкурировать уже даже на национальном уровне, Ройкрофт продал ее за 1100 фунтов австралийскому гонщику на спортивных катерах Эрни Нанну, польстившемуся на ее 4,5-литровый мотор. Сняв с Ferrari двигатель, Нанн поставил его на свой катер Squalo, на котором вскоре установил новый австралийский рекорд скорости на воде: 214 км/ч. Шасси же 375-й Нанн перепродал новозеландскому умельцу-конструктору Феррису де Джоксу, который немного изменил базу и установил на него мотор Jaguar и спортивный шов из стекловолокна. Так легендарная Ferrari Гонзалеса превратилась, по сути, в обычный дорожный автомобиль.
К счастью, в 1968 году новозеландский энтузиаст Гевин Байн, узнав, что на автомобиле Ферриса стоит шасси от знаменитой Ferrari, выкупил у Джокса его машину и принялся по крупицам собирать разлетевшиеся по всей Австралии и Новой Зеландии ее родные запчасти. Байну повезло: большая часть железок, снятых с машины в первые пять лет, все еще пылилась в гараже у Ройк-форта. Сложнее всего оказалось выкупить у Нанна двигатель. Эрни продал его Гевину лишь 12 лет спустя в 1980 году. "За эти годы я провел немало бессонных ночей, волнуясь, как бы его катер не утонул вместе с мотором. Хорошо, что этого не случилось", - признается Байн. Однако когда Гевин наконец получил вожделенный двигатель, оказалось, что он в отвратительном состояний. Пришлось вытачивать новый коленвал, менять шатуны, втулки, клапаны, поршни, пружины, подшипники, а также сделать новый алюминиевый бак. На это ушло почти семь лет. И лишь в 1987 году злоключения Ferrari закончились. В январе Байн наконец вывел помолодевшую и сменившую красное платье на голубое (в цветах Scuderia Auvergne) "самую красивую подружку” Гонзалеса из своего гаража. Хочется надеяться, что теперь ее красота будет жить вечно.


Владимир Маккавеев

Журнал Формула-1 12/2001



Знаете ли Вы что...