Свой среди чужих: автомобиль безопасности
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Свой среди чужих

Свой среди чужих

Какому любителю Формулы-1 не хотелось бы погоняться по трассам чемпионата мира бок о бок с его участниками пусть не на Ferrari, и даже не на Minardi, а хотя бы на обычной дорожной машине? Ну, или почти обычной. По крайней мере одному человеку в мире это удается проделывать весьма регулярно, хотя и не столько удовольствия ради, сколько безопасности для. Поскольку машина эта - автомобиль безопасности.

Согласно мудреной формулировке ст. 154с Спортивного регламента FIA, автомобиль безопасности (Safety Саг) используется «для нейтрализации гонки по решению директора гонки. Применяется только в том случае, если гонщикам или обслуживающему гонку персоналу грозит физическая опасность, но в то же время обстоятельства не требуют остановки гонки». В прикладном смысле в подавляющем большинстве случаев это означает следующее: произошла некая авария, из-за которой совсем останавливать гонку не требуется, но и продолжать без «зачистки» трассы опасно; тогда-то перед лидером гонки и появляется автомобиль безопасности для того, чтобы до определенной степени «притормозить» машины гонщиков и «заморозить» порядок их следования, тем самым снижая риск новых аварий и создавая относительно безопасные условия для того, чтобы судьи могли очистить трассу от обломков, а спасатели, если есть такая необходимость, могли эвакуировать с нее пострадавших.







С другой стороны, автомобиль безопасности должен быть достаточно быстрым, чтобы не слишком замедлять поток следующих за ним гоночных машин, ибо это тоже увеличивает риск аварии - во время рестарта. Дело в том, что, если автомобиль Ф-1 едет слишком медленно, то в поворотах шины не разогреваются за счет трения и деформации до требуемой температуры, в свою очередь достаточной да поддержания идеального давления воздуха в них. В результате уменьшается дорожный просвет, машина может начать ударяться об асфальт днищем, становится менее устойчивой, да и остывшие тормоза к тому же теряют свою эффективность. Характерное следствие всего этого - авария, подобная той, участниками которой стали Ник Хайдфельд и Такума Сато в прошлогодней гонке на Гран При Австрии.
Другая распространенная причина вывода на трассу автомобиля безопасности - сильный дождь во время гонки или незадолго перед ее началом. Именно из-за этого, между прочим, автомобиль безопасности дважды - в 1997 и 2000 годах, оба раза в Спа - возглавлял гонку прямо со старта. И в том же 1997 году единственный раз за всю историю Ф-1 автомобиль безопасности «выиграл» гонку: именно так завершился Гран При Канады, когда из-за серьезной аварии, в которую попал Оливье Панис, гонка была сначала «нейтрализована», а потом и вовсе остановлена. А в том же 2000 году в Хоккенхайме появление автомобиля безопасности на трассе ГП Германии было вызвано откровенным курьезом - бывает и такое: буквально наперерез несущимся машинам выскочил человек, протестующий против увольнения из компании DaimlerChrysler, производящей автомобили марки Mercedes-Benz. По иронии судьбы «противоядием» ему стал заводской пилот этой компании Бернд Майландер, выехавший на трассу как раз на автомобиле упомянутой марки.
Впервые же автомобиль безопасности был задействован на трассе Ф-1 в ходе ГП Канады 1973 года, но до 1992 года появлялся в чемпионате мира лишь эпизодически - только на гонках, проходящих в Северной Америке. Постоянную же «прописку» на всех трассах Гран При Формулы-1 он получил не так уж и давно - в 1992 году.
В первое время в качестве автомобиля безопасности пробовались разные модели - от «заряженного» Renault Clio до суперкара Lamborghini Countach, но все они, равно как и их пилоты, по тем или иным причинам не вполне устраивали организаторов гонок.
В 1996 году эту своеобразную эстафету приняла всего пару лет назад вернувшаяся после многолетнего отсутствия в мире Больших Призов прославленная марка Mercedes- Benz. Автомобилем безопасности стал практически серийный CLK 230 Kompressor. Но это весьма резвое для обычных дорог спорт-купе, увы, оказалось недостаточно быстрым для гоночной трассы, и тогда производители поручили доводку машины своему специализирующемуся на спортивных автомобилях тюнинговому ателье AMG, а тамошние спецы предложили «воткнуть» под капот мощный мотор объемом 5,5 л. Эта машина - CLK 55 AMG - уже всецело устроила FIA (и не только - та же идея затем была воплощена и в «гражданских» машинах с индексом AMG), и с тех пор Mercedes-Benz является бессменным официальным автомобилем безопасности ЧМ Формулы-1. Меняются лишь модели: с 2000 года это CL 55 AMG, а с прошлого сезона, с появлением в производстве новой спортивной версии S-класса - SL 55 AMG.
При этом производитель довел эту модель в ее обычном, серийном исполнении до столь высокого спортивно-технического уровня, что для превращения ее в автомобиль безопасности потребовалось совсем немного: сигнальная рампа на крыше, усиленные тормоза и еще кое-какие мелочи для полного соответствия требованиям безопасности на трассе. В остальном машина выглядит совершенно такой же, как и серийная. И столь же комфортабельна: в ее салоне нет и намека на спартанскую «убогость» спорт-каров на базе этой же модели: тут все, чему положено быть в автомобиле класса «люкс». Словом, не машина - песня!
Столь выдающимися характеристиками Mercedes-Benz SL55 AMG обязан не только мощному мотору, но и таким техническим инновациям, как тормозная система Sensotronic и система активной подвески ABC - Active Body Control (обеспечивающая курсовую устойчивость на извилистой дороге). Благодаря этим системам достигнута практически максимальная на сегодняшний день для дорожного автомобиля устойчивость при скоростном прохождении поворотов и наивысший уровень безопасности в целом. «Когда после автомобиля образца 1999 года я пересел в новый, оснащенный системой ABC, - делится впечатлениями Бернд Майландер, - то после пары первых пробных кругов заехал к боксам, чтобы механики проверили подвеску: этот автомобиль настолько уверенно «брал» повороты, что мне казалось, что я просто недостаточно быстро их прохожу. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что я проехал круг на целых две секунды быстрее, чем на прошлогодней машине! Да что я тебе рассказываю - сейчас сам во всем убедишься».
Сказав это, пилот автомобиля безопасности гостеприимно распахивает дверь в свои «владения», приглашая занять место наблюдателя FIA и спустя несколько секунд мы трогаемся в путь от центра управления гонкой автодрома «Спа-Франкоршам». Сначала - медленно. Но потом…

Борис Мурадов

Журнал "Формула-1", февраль 2003г.



Знаете ли Вы что...