Весенняя сессия: переезды команд Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Весенняя сессия

Весенняя сессия

Весна для Формулы-1 - время больших заморских гастролей. Вот уже 37 лет в эту пору «большой цирк» отправляется в теплые страны. Для логистиков - людей, отвечающих за перевозку и размещение команды со всем ее скарбом, - эти три весенние гонки являются суровым испытанием. Это своего рода ежегодные экзамены на профпригодность.

Особенно нелегко приходится логистикам больших и «самодостаточных» команд, вроде Renault, которая самостоятельно производит и двигатели, и шасси и имеет сразу две базы: в Англии и Франции. Однако даже в ней за транспортировку отвечают всего два человека: Стив Нильсен в Энстоуне и Жан-Пьер Раймон в Вири-Шатийоне.
«При всей своей незаметности, работа у нас не из легких, - считает Стив, - ведь мы с Жан-Пьером отвечаем за весь процесс перемещения команды с одного Гран При на другой: от оформления виз, бронирования гостиниц и покупки авиабилетов до упаковки, отправки и размещения на трассе всего оборудования вплоть до кухонной утвари. И в этом отношении три первых заокеанских этапа, конечно, стоят особняком».


Действительно, если в Европе, где команды путешествуют на собственном автотранспорте, все относительно просто, то трансконтинентальные гонки, безусловно, добавляют Стиву немало проблем. Ведь ему нужно упаковать в авиационные контейнеры и отправить за океан не только три автомобиля, но и 34 тонны запчастей и сопутствующего оборудования, включая, к примеру, четыре холодильника для кухни, десятки компьютеров, четыре факса и три копировальных машины для командного офиса на автодроме.
У маленьких команд, вроде Minardi, где логистикой, кстати, занимается сын Джанкарло Минарди, Джованни, багаж, конечно, поменьше. Им приходится экономить на всем. Ведь Берни Экклстоун оплачивает каждой «конюшне» лишь перевозку двух автомобилей и десяти тонн оборудования, все остальное - за свой счет. Правда, доплата производится по льготным ценам на счета FOM (Formula One Management - управляющей структуры Ф-1), арендующей для путешествия за океан три Boeing 747, которые для удобства вылетают в Австралию с аэродромов трех стран: Англии, Германии и Италии.
Исключения составляют лишь топливо и смазочные материалы, которые в целях безопасности отправляются на Зеленый континент морским транспортом. И все-таки не отправку оборудования Стив считает самой сложной частью своей работы во время заокеанских Гран При.
«Куда тяжелее бывает разобраться с визами - ведь в Renault F1 работают представители разных стран. И особенно трудно проследить, чтобы всем сотрудникам команды были сделаны все необходимые прививки, иначе в Малайзии или Бразилии они легко могут подцепить какой-нибудь тропический вирус», - признается Стив.
За год каждый член команды Ф-1, путешествуя по миру, наматывает около 120 000 км, и, чтобы не увеличивать эту цифру в полтора раза и не мучить персонал бессмысленными многочасовыми перелетами в перерывах между первыми Гран При, механики получают краткосрочные отпуска, которые, пользуясь случаем, они с удовольствием проводят на австралийских, малайзийских или бразильских пляжах. Словом, для одних - курорты, для других - труд в поте лица.
Поскольку в промежутках между тремя первыми гонками сезона команды не возвращаются на базы, объем отправляемого в Австралию багажа достигает огромных размеров. Всего - запчастей, униформы и даже продуктов для кухни - должно хватить на пять недель, до возвращения в Европу. Срочные комплектующие - к примеру, антикрыло специальной конфигурации, - при необходимости в любой день можно отправить самолетом в багаже или ручной клади механика-курьера (поэтому Стив должен знать расписание рейсов всех авиакомпаний в Австралию, Азию и Южную Америку). Отдельная статья - двигатели. За перевозку последних отвечает французский коллега Нильсена из Вири-Шатийона - Жан-Пьер Раймон.
На первый этап мирового первенства на Зеленый континент отправляется 12 двигателей. «Поскольку самолеты FOM не летают из Франции, нам приходится перевозить двигатели в Германию или Великобританию, - объясняет Жан-Пьер. - Германия, конечно, удобнее, но зато из Англии моторы можно отправить в одном самолете с остальным оборудованием команды».

После каждой гонки все двигатели, использовавшиеся во время гоночного уик-энда, вместе с отслужившими свое запчастями возвращаются в Вири-Шатийон, а им на смену в Куала-Лумпур и, позднее, в Сан-Паулу отправляются новые моторы. «В эти дни я кручусь как белка в колесе», - вздыхает Раймон. Однако в отличие от Стива ему не нужно заботиться о размещении на Гран При тех 22 членов гоночной бригады, что трудятся в Вири-Шатийоне. Мотористы перемещаются в составе основной «делегации» (хотя и улетают за океан на пару дней позже).
Лишь после возвращения с бразильского Гран При Жан-Пьер, Стив и их коллеги из других команд могут наконец вздохнуть спокойно: их очередной весенний экзамен подходит к концу и теперь до «осенней сессии» в виде следующих друг за другом гонок в Индианаполисе и Сузуке они могут жить более или менее спокойно. За это время стройную череду европейских этапов нарушит лишь один заокеанский Гран При в Монреале. Но по сравнению с весенними скитаниями по южным странам канадский вояж кажется им легкой прогулкой.

Владимир Маккавеев
По материалам Renault

Журнал "Формула-1", май 2003г.



Знаете ли Вы что...