Гоночная история резины Pirelli в Формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Гоночная история Pirelli

Гоночная история Pirelli

1913 Начало Жорж Буалло

12 июля 1913 года французский гонщик Жорж Буало одержал победу в Гран При Франции , на трассе Пикарди в Амьене на автомобиле Peugeot с 5,6-литровым двигателем. Второе место занял Жуль Гу также на автомобиле Peugeot. Автомобили обоих гонщиков были оснащены шинами Pirelli.
Компания Pirelli уже несколько лет поставляла автопроизводителям гоночные шины, но победа Буало стала первой для Pirelli в международном Гран При — соревнований, из которых впоследствии родилась Formula 1™.
Директор Пьер Пирелли выразил уверенность, что "сотрудники компании, особенно руководители и рабочие четвертого подразделения порадуются новости о первой важной победе компании за рубежом, которая дарит надежду и обещает новые большие достижения в будущем".



1921 Первые достижения Pirelli


Достижения не заставили себя ждать: в 1921 году Жуль Гу выиграл Гран При Италии в Брешии на автомобиле Ballot 3L, а через год Феличе Наццаро одержал победу в Гран При Франции в Страсбурге, управляя гоночным автомобилем Fiat 804.
В сентябре 1922 года состоялось официальное открытие гоночной трассы в Монце — там состоялся Гран При под эгидой Итальянского автомобильного клуба. Пьетро Бордино опередил Феличе Наццаро. Обо гонщика управляли автомобилями, оснащенными шинами Pirelli, - Fiat 804 с 6-цилиндровыми двигателями.
Это были золотые годы сотрудничества компаний Fiat и Pirelli, но в то же время мы работали с другими автопроизводителями, например, с исторической компанией Itala и американской компанией Miller, и принимали участие в гонках, которым предначертано было стать классикой в мире автогонок: "Targa Florio" и "Mille Miglia".


1924 Эра четырехлистника

17 августа 1924 года журнал "Domenica del Corriere" посвятил свою обложку "триумфу итальянского автомобилестроения": победы на трассе в Лионе (Франция) добился Джузеппе Кампари, гонщик из Милана.
На рисунке Белтрама гонщик Кампари изображен за рулевым колесом Alfa Romeo под номером "10«, оснащенным шинами Pirelli, которые уже в то время производились с применением кордовой технологии — нетканого кордового каркаса, улучшающего характеристики резиновой смеси и повышающего надежность.
Сочетание эмблемы четырехлистника и классических шин P2 и P Lunga ознаменовало собой начало череды гоночных побед, растянувшихся более чем на 30 лет.
В 1920-х гг. Джузеппе Кампари, Антонио Аскари и Гастон Брилли Пери придали известность сотрудничеству компаний Alfa Romeo и Pirelli на трассах Франции, Италии и Бельгии.
В 1925 году Брилли Пери победил в Гран При Италии в Монце и первым завоевал титул чемпиона мира.


1930/1939 Команда победитель

В 1930-х гг. гоночная команда Pirelli-Alfa под управлением команды Ferrari продолжала вырывать победу за победой не только на гоночных трассах, но и в классических дорожных гонках.
В это время была основана гонка "Mille Miglia", и в 1930 году Кампари на гоночном автомобиле Alfa 6C 1750 прервал историю доминирования команды Bugatti. Благодаря Варци, Нуволари, Бривио и Таруффи шины Pirelli Stella Bianca окрестили "шинами победы".
В результате участия компании в автомобильных гонках конструкция протектора шины Stella Bianca начала претерпевать существенные изменения. В 1932 году для гоночных автомобилей начали предлагать "сверхмягкую" версию, а затем появился протектор "Pescara" для гоночных трасс.
Через год используя другую модель шины, которой суждено было начать долгую историю побед Pirelli, Джузеппе Кампари на автомобиле Maserati 8C одержал победу в Гран При Франции.
В конце 1930-х гг. доминирование Alfa 8C было все еще очевидным. Автомобили с четырехлистником, оснащенные шинами Pirelli, побеждали в гонке "Mille Miglia" в 1937 и 1938 гг.
В 1939 году команда Trident вновь добилась успеха: на этот раз победу в Гран При Южной Африки праздновал Виллорези. Он же победил во Франции в 1946 году, а затем и в 1948 году, когда его напарником был Джузеппе Фарина.


1948 Нуволари - отшельник скорости

На обложке первого выпуска журнала Pirelli Magazine, появившегося в 1948 году, был изображен Тацио Нуволари. В 1930-х гг. с помощью этого человека из Мантуа компании Alfa Romeo и Pirelli сформировали значительную часть истории Formula 1™, которая в тот момент еще не была известна под этим названием. "В каждом веке есть свои отшельники и религии.
На мой взгляд, Нуволари является отшельником скорости..." — говорит Верджани в статье "Жизнь Нуволари", специально написанной для журнала.
В том же самом выпуске за ноябрь 1948 года была опубликована статья "Трасса в Монце и проблемы скорости", посвященная открытию трассы после войны. Эта статья - первый шаг в прекрасные годы возрождения автомобильной промышленности.
Была официально создана Formula 1™ и таким же непобедимым продолжал оставаться автомобиль Alfa Romeo 158, оснащенный шинами Pirelli и управляемый Жан-Пьером Вимиль.


1952/56 Pirelli и команда Trident

Компания Alfa Romeo прекратила участвовать в соревнованиях в 1952 году, открыв путь восходящей звезде — компании Maserati. Болиды команды Trident, оснащенные шинами Pirelli, добились величайших побед под управлением аргентинца Хуана Мануэля Фанхио: на автомобиле Maserati 250F он завоевал чемпионский титул в 1954 и 1957 годах.
Последняя победа была одержана на шинах Pirelli из складских запасов уже после того, как шинный производитель из Милана покинул соревнования.
а небосклоне начала восходить новая звезда — Ferrari. Энцо Феррари, основатель компании, изначально был гонщиком знаменитой команды Alfa-Pirelli, а в 1949 году именно на шинах миланской компании болид Ferrari 125 помог Альберто Аскари одержать победу.
В 1952 и 1953 годах новое невероятное трио Аскари-Ferrari-Pirelli выиграло все, что только можно было выиграть. На внутренней стороне задней обложки выпуска журнала Pirelli Magazine за октябрь 1953 года чемпион мира назвал новую "шину победы" - Pirelli Stelvio.
В декабре 1956 года эра побед закончилась следующим заявлением: "...после долгого и активного участия в автомобильных и мотоциклетных гонках компания Pirelli решила прекратить производство гоночных шин".
Технологический опыт компании был направлен на разработку новой революционной шины — Cinturato.


1981 Возвращение с Toleman

Компания Pirelli вернулась в Формулу 1 в 1981 году, предлагая шины для гоночного болида Toleman-Hart TG 181 под управлением Брайана Хентона и Дерека Уорвика. Спонсором команды была компания Candy.
В то время в Pirelli директором по продукции был Пьер Сиерра. "После многих лет успешного участия в гонках на выносливость и дорожных раллийных гонках, Formula 1™ представляется естественным продолжением наших планов в автоспорте [...]"
Шины Pirelli P7 для болида Toleman F1 относились к радиальному типу шин с асимметричным рисунком протектора. Это означает, что внутреннее плечо является более округлым, чем наружное.
За счет компенсации отрицательного угла развала, необходимого для радиальных шин, такое решение улучшает управляемость автомобиля и повышает сцепление шин с асфальтом.
В июле того же года, помимо команды Toleman, шины начали предлагаться и другим командам: Arrows-Beta (гонщики Риккардо Патрезе и Зигфрид Штор, а затем Жак Вильнев) и на Гран При в Монце Fittipaldi (Росберг и Серра).
Сотрудничество с Toleman-Candy продолжалось до сезона 1982 года, когда места в кокпитах были доверены Дереку Уорвику и Тео Фаби. Также не прекращалось сотрудничество с командой Arrows-Beta, гонщиками которой являлись Хентон и Бальди. Кроме того, клиентами стали новые команды: Osella (Жарье и Палетти), Fittipaldi (Серра) и March (Масс и Бойзель).


1983/84 Появление Lotus

В ноябре 1982 года компания Pirelli заявила, что в сезоне 1983 года она будет оснащать шинами болиды Lotus JPS под управлением Де Анджелиса и Мэнселла, а также болиды Уорвика и Джакомелли из команды Toleman-Candy.
В сезоне 1984 года шины Pirelli устанавливались на болиды Toleman.
В то время за рулем английского болида находился "превосходный тест-пилот, который несмотря на свой юный возраст предоставляет множество полезной информации о поведении болида и шин", как говорили механики компании Pirelli.
Тем юным тест-пилотом был Айртон Сенна.


1985/1986 Год команды Brabham

В октябре 1984 года Берни Экклстоун заявил: "...мы заключили трехлетнее соглашение с компанией Pirelli, согласно которому шинный производитель будет сотрудничать с командой Brabham-BMW для разработки и поставки (на сезон 1985 года) шин для болидов Formula 1™.
Мы с интересом следили за прогрессом Pirelli в сезоне 1983 и 1984 годов и пришли к мнению, что в сотрудничестве с конкурентоспособной командой компания Pirelli продемонстрируют такие же результаты, какие она показывает при участии в гонках других классов".
В сезоне 1985 года Пике выиграл Гран При Франции в Ле Кастелле.
Сотрудничество с Toleman, которую переименовали в Benetton, и гонщиком Фаби продолжалось, а затем шины начали поставляться командам Ligier (Де Чезарис и Лаффит) и Osella (Джинцани).
В 1986 году компания работала с такими командами, как Brabham (Де Анджелис и Патрезе), Benetton (Фаби и Бергер), Ligier (Лаффит и Арну), Osella (Капелли) и Minardi (Де Чезарис и Джинцани). В Гран При Мексики победил Бергер.
Тем не менее, в конце сезона 1986 года компания Pirelli заявила о своем уходе из Formula 1™.


1989 Возвращение на трассу

Компания Pirelli вернулась в гонки Formula 1™ в сезоне 1989 года, поставляя шины командам Brabham (Модена), Minardi (Мартини), Dallara (Де Чезарис) и Zakspeed.
После года экспериментов, в 1990 году, Pirelli начала сотрудничать с командой Tyrrel и гонщиком Алези.
Benetton и Pirelli вновь объединились. Нельсон Пике, через шесть лет вновь начавший сотрудничество с Pirelli, прокомментировал ситуацию следующим образом: "На протяжении сезона наше сотрудничество крепло.
Когда мы осознали преимущества шин Pirelli, которые сделали наши болиды конкурентоспособными, особенно на некоторых трассах, мы, гонщики и технические руководители команды Benetton, остановились и задумались".


1991 Эра Beneton

В 1991 году компания Pirelli поставляла шины не только команде Benetton, вторым пилотом которой был Михаэль Шумахер, но и команде Brabham, Scuderia Italia и Tyrrell.
2 июня Пике выиграл еще один Гран При, но на этот раз в Канаде. Стефано Модена на болиде Tyrrell-Honda финишировал вторым.
Дарио Кальцавара, директор по гоночным мероприятиям, сказал следующее: "Этот успех служит подтверждением того, что было принято верное решение о принятии участия в автомобильных гонках, являющихся важным аспектом при разработке наших шин.
Систематический обмен технологиями между различными секторами позволяет нам экспериментировать с инновационными решениями на гоночных трассах в суровых условиях. Затем эти решения могут быть использованы при разработке шин для серийных автомобилей".

По информации www.pirelli.com



Знаете ли Вы что...