Раскраска шлемов пилотов Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Основные цвета

Основные цвета

Формула-1 - это территория технического творчества и инженерного искусства. Однако и в этом царстве практичности и целесообразности есть место для искусства изобразительного. Это место на поверхности гоночного шлема. Именно здесь должна отражаться индивидуальность гонщика.

Защищая себя от угроз окружающего мира, человек прячет свое лицо. Средневековый рыцарь перед сражением надевал тяжеленный стальной шлем. Современный автогонщик обходится шлемом из сверхпрочных материалов, который весит менее полутора килограммов. Но в обоих случаях человек теряет свою индивидуальность. В древних армиях лучшие бойцы украшали свои «головные уборы» разными знаками отличия, чтобы выделяться из общей массы сражающихся. Пилот команды Формулы-1 - тот же боец, узнавать которого зрители и соперники должны даже в пылу «битвы» на трассе. Поэтому шлем каждого гонщика имеет свою неповторимую раскраску.





Не будет преувеличением сказать, что профессиональный гонщик немыслим без индивидуального шлема. Ведь карьера в автоспорте начинается с картинга, где все машинки выглядят одинаково, а различать участников соревнований легче всего именно по «каске». Шагая вверх по спортивной лестнице, меняя команды, спонсоров и гоночные серии, пилот хранит верность боевой раскраске своего шлема. Для суеверного пилота Формулы-1 индивидуальный шлем - это настоящий талисман, который он пронес с собой до вершины автоспорта. Хотя не стесненные в средствах гонщики «королевы автоспорта» меняют за сезон более десяти шлемов, не оставляя без работы мастеров по оформлению гоночных «куполов».
В подавляющем большинстве случаев в раскраске шлема так или иначе обыгрывается тема национального флага страны, которую представляет пилот. Некоторые команды Формулы-1 предъявляют особые требования к рисунку на шлеме гонщика. Например, у пилотов Ferrari и McLaren бросается в глаза опоясывающий верхнюю часть шлема «нимб», на котором расположены логотипы табачных спонсоров. «Макушку» обычно украшают звезды, моду на которые ввел Михаэль Шумахер. Кстати, в шлеме немца на Гран При Монако ’96 выступал... Дэвид Култхард, одолживший шлем у сопеника, так как его собственный запотевал в дождливую погоду. В последнее время среди гонщиков стал популярен зеркальный фон шлема с летящими «каплями». Сочетая стандартные элементы и необычные решения, дизайнеры (нередко ими бывают сами пилоты) создают непохожие друг на друга раскраски шлемов.
«Полуфабрикаты» шлемов, как правило, поступают к художникам девственно чистыми. Подготовка к окраске начинается с зачистки углепластиковой поверхности для лучшего впитывания грунтовки, поверх которой из пульверизатора наносится краска. В Формуле-1 каждый грамм на счету, и даже шлемы не являются исключением из этого правила; поэтому различные элементы оформления наносятся не поверх друг друга, а при помощи трафаретов, которые наклеиваются на размеченный карандашом шлем и закрывают соседние зоны. Благодаря такой технологии после окраски вес шлема увеличивается всего на 25 граммов. И никаких наклеек! Лишь рекламная «полоска» на верхней кромке забрала приклеивается, а все остальное, включая логотипы спонсоров, рисуется вручную при помощи миниатюрных пульверизаторов со строжайшим соблюдением фирменных цветов и шрифтов. Поверх краски наносится несколько слоев лака, который полируется до глянцевого блеска. На все про все уходит от 20 до 30 часов работы художника, который берет за свой труд от 200 до 1000 долларов.
Телевизионная «картинка» и даже хорошая фотография не способны передать всю красоту современного гоночного шлема. Использование особых флуоресцентных красок делает шлем светящимся и обеспечивает эффект трехмерного рисунка, а безупречная лакировка создает впечатление, будто бы краска столь свежа, что еще даже не высохла. Такой шлем - это подлинное произведение искусства, и потому не удивительно, что среди поклонников Формулы-1 копии шлемов любимых пилотов считаются самыми ценными «предметами культа».

      

Максим Бордунов

Журнал "Формула-1", апрель 2004г.



Знаете ли Вы что...