Реинкарнация
Если переселение душ и впрямь существует, то дух великого Коммендаторе спустя полтора десятка лет после его смерти переселился в машину, носящую его имя - Enzo. Именно так названа новейшая модель Ferrari, выпущенная в ознаменование четвертой подряд победы «Скудерии» в Кубке конструкторов Формулы-1 и пятого чемпионского титула Михаэля Шумахера. Люди, создававшие этот автомобиль, вложили в свое творение все свое умение и талант. В этом смысле Ferrari Enzo и в самом деле - переселение душ.
Это отнюдь не первая попытка в максимально возможном объеме воплотить технологии Формулы-1 в дорожном (пусть и весьма специфическом) автомобиле. Достаточно вспомнить знаменитый McLaren F1, увидевший свет еще восемь лет назад и до сих пор остающийся самой быстрой в мире серийной машиной: максимальная скорость 395 км/час, разгон до 100 км/час за 3,2 с против соответственно «всего лишь» 350 км/час и 3,65 с, на которые способен Enzo. Да и предшественники новейшего Ferrari - модели 250 LM, GTO, F40 и F50 также вобрали в себя многие достижения Ф-1, что позволяло с успехом использовать их в гонках соответствующих классов. Но техника, как и время, не стоит на месте, и Enzo Ferrari действительно представляет собой самый «формульный» на сегодняшний день дорожный автомобиль. «Я хотел пойти чуть дальше в конструкции каждого элемента, чтобы построить сверхэкстремальный автомобиль», - поясняет президент Ferrari Лука ди Монтеземоло.
То, что перед тобой «почти» автомобиль Ф-1, видишь при первом же взгляде на Enzo: тот же хищный нос и геометрия нижней кромки фронтальных воздухозаборников, напоминающая «формульное» переднее антикрыло, тот же узнаваемый «профиль», схожие контуры задних воздухозаборников, те же «кормовые» диффузоры... Погружаешься в по-гоночному спартанский салон, садишься на водительское кресло, и сразу обращает на себя внимание рулевое колесо, усеянное кнопками и сигнальными лампами, и подрулевые клавиши переключения передач. Материал кузова - углепластик с наполнителем из сотового алюминия. Открываешь капот - и тут бросается в глаза типичное «формульное» решение: коробка передач выполняет функцию несущего элемента. Все это автору этих строк довелось увидеть и пощупать лично во время официальной презентации суперновинки на Парижском автосалоне 2002 года.
Стоит, кстати, заметить, что непосредственно на стенде Ferrari Enzo выставили на довольно высоком постаменте, позволяя созерцать ее лишь снаружи и на почтительном расстоянии. Однако представители ателье Pininfarina, которому принадлежит авторство дизайна кузова Enzo и экспозиция которого также включала новинку Ferrari, оказались более приветливы и открыли для спортивного журналиста салон и моторный отсек машины.
Автомобиль Ф-1 - это прежде всего аэродинамика. Не последнее место этот аспект занимает и в концепции Enzo. Интересная особенность: привычное для такого рода экстремальных автомобилей заднее антикрыло отсутствует (что делает машину компактнее и изящнее) - его роль выполняет интегрированный в «корму» и управляемый автоматикой подвижный аэродинамический элемент. Должную загрузку передней оси обеспечивают автоматически регулируемые плоскости, скрытые за передними воздухозаборниками и направляющие поток воздуха за передние колеса. Воздух же, проходящий под носом и днищем нового Ferrari, попадает в задние диффузоры, обеспечивая необходимую прижимную силу и ее оптимальное распределение. Автоматическая система аэродинамического контроля обеспечивает постоянное поддержание оптимальной величины прижимной силы в зависимости от скорости. А прижимная сила Enzo крайне необходима, поскольку его 12-цилиндровое V-образное «сердце» развивает сумасшедшую для дорожного автомобиля мощность 660 л.с. и соответствующий максимальный крутящий момент 657 Нм при 5500 об/мин!
Водитель посредством кнопочного переключателя на руле может задать два режима движения - «спортивный» и... нет, не «нормальный», а «гоночный», соответствующий условиям движения на максимальной скорости по гоночной трассе. Другими словами, «экстремальный» и «сверхэкстремальный».
Конечно же, при такой мощи и скорости не обошлось и без применения противобуксовочной и стартовой систем, аналогичных тем, что используются в машинах Ф-1. Трогаясь с места, водителю достаточно отпустить педаль тормоза, после чего сцепление включается автоматически и двигатель раскручивается настолько, чтобы обеспечить максимально быстрое ускорение без пробуксовки. Наконец, «за дорогой» следит автоматическая система адаптивной подвески, поддерживая на должном уровне и управляемость, и комфорт. В целом же Enzo Ferrari - первый в мире пример полной интеграции автоматических управляющих систем в дорожном автомобиле: двигатель, трансмиссия, подвеска, АБС/ПБС и аэродинамический «пакет» работают в полном взаимодействии, обеспечивая оптимальное поведение автомобиля и максимальную безопасность.
А вот что рассказал английский коллега, которому уже довелось прокатиться на новейшей Ferrari, за рулем которой был заводской водитель-испытатель Дарио Бенуцци: «Когда двигатель раскручивается до предельных 8200 об/мин, он воет точь-в-точь, как «формульный». Поворот мы прошли на пятой передаче со скоростью около 250 км/час, а потом Дарио нажал на тормоз, сбрасывая левой клавишей передачи, которые переключаются с интервалом всего 0,15 с - при этом обороты двигателя всякий раз автоматически подскакивали. Я и опомниться не успел, как эта машина, словно вцепившись шинами в асфальт, почти мгновенно остановилась как вкопанная, будто под действием мощнейших невидимых магнитов. При этом отрицательное ускорение настолько велико и ощутимо, что глаза буквально заливает влага, а тело, кажется, норовят разорвать четырехточечные ремни безопасности. Так что динамика торможения Enzo произвела на меня даже большее впечатление, чем динамика разгона и максимальная скорость. Причем тормозные диски, по словам Бенуцци, прошли к тому времени уже более 40 тыс. км, включая серию испытаний на торможение с 320 до 0 км/час!»
|
Впервые на дорожной машине установлены уникальные тормозные углеродно-керамические диски Brembo диаметром 14,9 дюймов (около 38 см). «Обувка» у «малыша» Enzo тоже изготовлена по спецзаказу - Potenza RE050A Scuderia, конечно же, от Bridgestone.
Рассказанное выше, собственно, лишь малая часть того, что можно поведать о новом суперкаре Ferrari. Но для полноты картины стоит, пожалуй, в заключение упомянуть о нюансах несколько иного рода. Мало того, например, что углепластиковые гоночные сиденья снабжены уникальной для машин подобного рода системой регулировок, так они еще и предлагаются в шестнадцати вариантах сочетания подушки и спинки и четырех размерах (S, М, L, XL). И для оптимального выбора (равно как и выбора одного из шестнадцати вариантов расположения педалей) посредством тестов будущего владельца каждого Enzo специально пригласят на завод в Маранелло!
Владельцев, кстати, будет немного. Первоначально эксклюзивный Enzo Ferrari планировалось изготовить очень ограниченным тиражом - всего 249 экземпляров. Но спрос еще до начала продаж уже превысил предложение, и руководство Ferrari приняло решение увеличить это число до 299. «Многие коллекционеры очень огорчились, узнав, что не смогут приобрести автомобиль, так что я вынужден был принять решение о производстве дополнительно 50 машин, но не больше, - пояснил в этой связи Лука ди Монтеземоло. - В отличие от F40, каждый экземпляр Enzo будет на счету».
Что ж, тех, кто может позволить себе выложить за чудо-автомобиль от 600 тыс. до 1,5 млн долларов (в зависимости от комплектации), можно понять: иметь «штучный» суперкар, к созданию и доводке которого непосредственно был причастен сам Михаэль Шумахер, дорогого стоит. Ожидается, кстати, что одну из первых Enzo получит в подарок от Ferrari свежеиспеченный пятикратный чемпион мира. Ведь он тоже вложил в этот автомобиль частицу своей души.
Максим Бордунов
Журнал "Формула-1", Декабрь 2002г.