Руль Формулы-1: Компьютер вместо «баранки»
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Руль Формулы-1

Руль Формулы-1

Рули болидов Формулы-1 уже давно перестали быть просто устройствами для поворота передних колес и превратились в сложнейшие приборные щитки. Максимальной полифункциональности экс-«баранки» добились инженеры Ferrari.
В нынешнем сезоне на F1-2000 установлен тот же руль, что был опробован год назад во время Гран При Монте-Карло.

На нем сгруппированы: >1) два рычажка КПП. При помощи правого пилот переключает передачи вверх, левым - вниз; 2) кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн; 3) регулятор тормозного усилия на задней оси; 4) два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга; 5) индикаторы, указывающие оптимальный момент смены передачи; 6) регулятор тормозного усилия на передней оси; 7) кнопка включения нейтральной передачи; 8) основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла; 9) тумблер электросистемы и выключения двигателя; 10) кнопка подачи питья для пилота; 11) переключатель, позволяющий выбирать различные программы распределения тормозного усилия между осями; 12) кнопка ручного управления защитной крышкой горловины бензобака, которая обычно поднимается автоматически при включении ограничителя скорости на пит-лейн, 13) регулятор состава бензино-воздушной смеси; 14) переключатель, позволяющий установить базовые регулировки различных систем автомобиля; 15) регулятор гидроусилителя руля с электронным управлением; 16) рычажок программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных правилами); 17) тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее; 18) рычажок выбора различных программ функционирования электронного акселератора; 19) два рычажка для управления электронным сцеплением; 20) переключатель выбора меню на основном дисплее: 21) тумблер включения радиосвязи с боксами.




Рули McLaren МР4/15 попроще (на них отсутствуют дисплеи) и к тому же различаются между собой. Хаккинен по-прежнему пользуется Х-образным штурвалом (на рисунке), напоминающим тот, что устанавливался во время Второй мировой войны на знаменитом американском тяжелом истребителе Lockheed Р-38 Lightning. Култхард отдает предпочтение более традиционной «баранке» с позволяющей точнее контролировать траекторию движения машины на прямых верхней горизонтальной перемычкой и округлым ободом в нижней части. Кроме того, Хаккинен даже после прошлогоднего конфуза в Монце, когда он по неосторожности заглушил двигатель, не отказался от использования укороченных рычажков включения сцепления. Как бы то ни было, и маклареновские штурвалы бесконечно далеки от первозданной «чистоты» рулей гоночных машин 60-х, 70-х годов. На них нашлось место для: 1) кнопки подачи питья для пилота: 2) кнопки включения нейтральной передачи; 3) индикатора, извещающего пилота о переходе на «нейтраль»; 4) кнопки включения радио и соответствующего индикатора (6); 5) тумблера включения ограничителя скорости при выезде на пит-лейн и еще четырех переключателей: 7), 8), 10) отвечают за выбор различных программ функционирования электронного акселератора и сцепления, а 9) - за регулировку состава бензино-воздушной смеси.

Но всех перещеголяла команда Minardi. На руле болидов Жене и Маццакане имеются индикаторы, извещающие пилотов о том, какими флагами размахивают комиссары гонки. Аналогичные системы установлены и на машинах других команд, но в Minardi нашли место для дополнительных индикаторов прямо на руле.

Руль Формулы-1 в разные времена







Текст: Джорджо Пиола

Журнал "Формула-1" май, 2000



Знаете ли Вы что...