01-2001г. Гран-При Австралии
Формула-1, проснувшись после зимней спячки, встала не с той ноги. Праздника из открытия сезона в Мельбурне не вышло. Призеры, получив заслуженные награды, обошлись без обливания шампанским. Перед тем, как подняться на подиум, они узнали, что в результате столкновения Ральфа Шумахера и Жака Вильнева погиб человек, 51-летний маршал Грэм Беверидж. Как и в прошлом году в Монце, отлетевшее колесо стало причиной смерти работника трассы. Неудивительно, что главной темой после гонки в Мельбурне вновь оказалась безопасность. Спортивные события уик-энда отошли на задний план. Да и не блистала гонка в Альберт-парке захватывающими обгонами и острой борьбой за лидерство. Радоваться итогам первой гонки сезона могли бы разве что поклонники Михаэля Шумахера — трехкратный чемпион мира продолжил свою победную серию, доведя ее до пяти гонок подряд. Однако сам Михаэль, повторивший достижение Джима Кларка, Джека Брэбхема и Найджела Мэнселла, вряд ли будет с удовольствием вспоминать Гран При Австралии. И дело не только в погибшем австралийце...
МИХАЭЛЬ Шумахер и команда Minardi находятся на разных полюсах Формулы-1. Сверхпопулярный лидер Ferrari — действующий чемпион, которому большинство экспертов предсказывают очередной титул в нынешнем сезоне. Minardi — команда, годовой бюджет которой меньше зарплаты Шумахера, пилоты которой не набрали в прошлом году ни единого очка, да и в нынешнем им надеяться особо не на что. Однако и для Шумахера, и для Minardi последние дни перед стартом чемпионата выдались особенно нервными...
«Вторая Скудерия» запросто могла вообще не приехать в Мельбурн. Или приехать с одной машиной. Ведь за месяц до первого Гран При у Minardi не было готовых автомобилей для участия в сезоне, моторов для них и денег, чтобы эти моторы приобрести! Но владельцем команды стал Пол Стоддард, и лихорадочная работа закипела сразу в двух местах — на базе Minardi в Фаэнце и на принадлежащей Стоддарду фабрике European в Ледбери (укомплектованной оборудованием ныне не существующей команды Tyrrell). Самолеты принадлежавшей Стоддарду авиакомпании сновали из Англии в Италию и обратно. Одну машину успели не только собрать, но и испытать.
Шасси прошло на тестах всего около 100 километров. На пресс-конференции Стоддард даже пошутил: «Надеюсь, вам не придет в голову спрашивать у меня, смогли ли мы провести имитацию Гран При?» Второе шасси вообще не успели опробовать. Запасной машины у Фернандо Алонсо и Тарсо Маркеша не было... Но тем не менее команда Minardi прилетела в Австралию, где ее встретили с энтузиазмом (ведь Стоддард по национальности — австралиец).
Появился в Мельбурне и Михаэль Шумахер. А что, спросите вы, разве у кого-то был повод сомневаться в этом? Был. Бельгийское правосудие считало, что Михаэль должен сначала разобраться с вопросом о своей экипировке. Мы уже писали о том, что перед началом сезона чемпион мира решил пользоваться шлемом немецкой фирмы Schuberth (см. АР № 3, 2001). Так вот, американская фирма Bell Helmets, от услуг которой он отказался, через своего представителя, фирму Sports Europe, подала на Михаэля иск в бельгийский суд! Причем сторона истца категорически потребовала личного присутствия Шумахера на суде.
Однако законопослушность чемпиона мира так далеко не простиралась, и в четверг он уже отвечал на вопросы журналистов в Австралии. Разбираться же с судьями в Бельгии пришлось его адвокатам. Шлемы Bell считаются одними из лучших в мире, но юристы Шумахера поработали здорово. Они предъявили в качестве аргумента лабораторные анализы воздуха, проходящего через фильтры шлема Bell. Оказалось, что вредные вещества свободно проникают в легкие гонщика! К тому же Schuberth прочнее. «Гонщик на трассе рискует жизнью. Как можно заставить человека надеть шлем одной фирмы, если другой шлем безопаснее?» — патетически вопрошала судей адвокат Шумахера.
Пятница. Авария.
«Только чудом чемпион мира Михаэль Шумахер остался жив!» — так прокомментировала кульбиты алого болида ведущая новостей НТВ Татьяна Миткова. Картина и верно была ужасающей. Однако любители автогонок со стажем знают, что подобные эффектные перевороты машины в воздухе редко угрожают жизни сидящего в ней гонщика. Тем не менее можно считать, что на тренировке Гран При Австралии шлем Schuberth уже начал выполнять свои функции.
Почему же Ferrari чемпиона мира отправилась в полет? В подобных случаях вердикт экспертов чаще всего гласит: «Не справился с управлением». Машину занесло, она на большой скорости вылетела на гравийную полосу безопасности и подскочила в воздух. Шумахер впоследствии пояснил, что причиной полета стала ложбинка в гравийной «ловушке» Альберт-парка, которую он заметил, еще когда обходил трассу в четверг.
Тем временем напарник Шумахера Рубенс Баррикелло показал лучшее время дня. Чемпион же потребовал от организаторов немедленно исправить замеченный им недостаток трассы. По словам Михаэля, неправильно засыпанный гравий лежал в нескольких поворотах. Но разве никто из официальных лиц FIA не инспектировал Альберт-парк до гонки? Такое невозможно, перед Гран При каждая трасса обязательно принимается уполномоченной комиссией. Видно, комиссия была не очень внимательна...
Между тем президент FIA Макс Мосли за несколько недель до старта чемпионата по старой доброй традиции вновь обратился к теме безопасности, объявив, что монококи машин четырех команд не прошли краш-тесты. При этом сами команды Мосли не назвал... Вот где почва для слухов и предположений! Benetton был вынужден выпустить отдельный пресс-релиз, поясняющий, что его машины прошли испытание с честью. Но что же будет с командами-неудачницами? Неужели на старт выйдет 14 гонщиков вместо двадцати двух?
В последние годы Мосли постоянно говорит о проваленных краш-тестах. Тем не менее не было случая, чтобы какую-то команду из-за этого не допустили к чемпионату. Повторный краш-тест почему-то все проходят успешно. Так было и на этот раз. Переделка монокока — дело дорогое и долгое. Неужели все успевают внести в его конструкцию принципиальные изменения, повышающие прочность? Или все-таки FIA, не желая раздувать скандал, идет на уступки командам, чьи машины имеют «определенные недостатки» в плане безопасности?
Суббота.
Квалификация
Тем временем по личной безопасности Михаэля Шумахера был нанесен существенный удар. В моторхоум Ferrari доставили известие о том, что суд признал чемпиона виновным в нарушении контрактных обязательств (контракт с Bell Helmets действует до конца 2001 года) и оштрафовал на... миллион долларов! Впрочем, суд предоставил Михаэлю и другую возможность — снять Schuberth и надеть Bell! Казалось бы, небедному Шумахеру стоит проявить принципиальность в борьбе за свою безопасность и комфорт. Но чемпион мира решил не транжирить свои деньги и надеть американский шлем...
Неизвестно, какого рекламного эффекта добьется истец в результате этого процесса (представляете себе слоган: «Шлемы Bell — только по решению суда!»). Но ясно, что ответчику пришлось немало понервничать, хоть он и находился в далекой Австралии. Не скажется ли это на его спортивных результатах? Однако для такого суперпрофессионала, как Шумми, судебные волнения, похоже, — ничто. Квалификацию он выиграл убедительно. Баррикелло по ходу дела пытался отобрать у него поул-позицию, но Михаэль восстановил статус-кво. McLaren не смог претендовать на первую линию стартового поля. Более того, Дэвид Култхард не попал и на вторую, уступив четвертое место Хайнцу-Харальду Френтцену. Заметим, что все четыре машины, на которых стояли двигатели Honda (Jordan и BAR), выглядели очень солидно.
Воскресенье.
Катастрофа и победа
Стартовал Михаэль идеально, несмотря на то, что разрешенная в этом году система traction control на его машине еще не стояла (ее можно будет ставить начиная с Гран При Испании). Сказались зимние тренировки, на которых чемпион мира специально отрабатывал процедуру старта. Мика Хаккинен, хоть и вышел на второе место, довольно быстро начал от Шумахера отставать. За третье место развернулась настоящая схватка, в которой соперники не останавливались и перед контактной борьбой. Заметим, что жесткие единоборства возникали по ходу Гран При Австралии постоянно. Может быть, гонщики просто соскучились по очной борьбе за время зимних тестов?
Как бы то ни было, самый упорный, Хайнц-Харальд Френтцен, пробился на третье место. А через несколько кругов поплатился за свое упорство. Не хотел пропускать Рубенса Баррикелло, который явно был быстрее, захлопнул перед ним калитку и... в результате оказался на обочине! Правда, удар, направивший Френтцена в «нокдаун», не прошел бесследно и для машины Баррикелло. После него она стала хуже слушаться руля, и в конце гонки бразилец не смог отстоять вторую позицию, на которой оказался к тому времени...
На пятом круге случилось то, что напрочь перечеркнуло праздничное настроение, присущее старту сезона. Столкнулись Ральф Шумахер и Жак Вильнев. Машина Вильнева, подскочив в воздух, ударилась о барьер и, разбрасывая вокруг обломки, рухнула на землю. При таких жестких авариях тросики, прикрепляющие колеса к автомобилю и проходящие внутри рычагов подвески, зачастую рвутся. Предполагается, что именно отлетевшим от машины канадца колесом был смертельно ранен 51-летний работник австралийской трассы. Другие обломки попали в зрителей — всего за медицинской помощью обратилось 10 человек.
Кто виноват в аварии? Ральф Шумахер возлагает всю вину на Вильнева, который атаковал его, не имея шансов обойти, и напоминает, что в прошлом году в Канаде Жак так же наскочил на него. Команда BAR выразила соболезнования родственникам погибшего и воздержалась от комментариев до окончания официального расследования FIA. Жаку Вильневу тоже пришлось прибегать к медицинской помощи: его беспокоила ушибленная во время аварии спина.
Несколько кругов после аварии гонщиков водил по трассе пейс-кар, но никто не пытался дозаправиться — прошло слишком мало времени после старта. Лишь Йос Ферстаппен заехал в боксы, но это решение было ошибкой. Потеряв свое высокое седьмое место, в дальнейшем он не смог воспользоваться преимуществами ранней заправки — все равно пришлось дозаправляться еще раз.
После возобновления гонки Михаэль Шумахер вновь не позволил Мике Хаккинену приблизиться к себе на дистанцию атаки. Гонка в Австралии была сотой для альянса McLaren—Mercedes, но подарка к юбилею не получилось. Серебристая машина с мотором Mercedes возглавляла гонку лишь дважды. Первый раз это был пейс-кар, второй — болид Дэвида Култхарда в тот момент, когда Шумахер заезжал на дозаправку. Что же касается Мики Хаккинена, то для него гонка закончилась на 26-м круге. В повороте у машины Мики сломался правый рычаг передней подвески, болид тут же сошел с траектории и врезался в барьер из шин. Потом финский гонщик жаловался, что какая-то деталь попала ему в голову, оставив на память головную боль и вмятину на шлеме. А шлем-то у Мики — фирмы Bell...
Как, впрочем, и у Михаэля Шумахера. Во время гонки был такой момент — проезжая по стартовой прямой, Шумахер долго хлопал себя рукой по шлему. Многие восприняли этот жест как своеобразную демонстрацию: «Я подчинился решению суда!» Хотя потом Михаэль пояснил, что заклеил на шлеме вентиляционные отверстия и пытался таким образом сорвать наклейки... Гонку он завершил спокойно, не дав повода сомневаться в своей победе.
Дэвид Култхард извлек из ситуации все, что мог. После вылета Хаккинена он сумел настичь Баррикелло и выйти на второе место (обогнав его в повороте по внешнему радиусу!). Но приблизиться к Шумахеру Култхарду удалось лишь потому, что Михаэль ближе к финишу сам сбросил темп.
А потом был подиум без шампанского. Горький подиум, вроде того, что был в Монако 1994 года — через две недели после гибели Сенны и Ратценбергера. Тогда Михаэль тоже стоял на первой ступени...
Легкая победа Шумахера, победа, к которой не пришлось прикладывать усилий? Может быть, со стороны казалось и так. Но, извините за банальность, в Формуле-1 легких побед не бывает. Каждый гоночный уик-энд, выигранный или проигранный, — это риск, труд, нервы. Никто из пилотов не получает свои деньги просто так.
А гонщик Minardi Фернандо Алонсо сумел добраться до финиша двенадцатым. Учитывая обстоятельства, в которых приняла старт итальянская команда, это достижение тоже может считаться победой.
1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 58 | 1:38'26.533 | ||
2 | Дэвид Култард | McLaren | 58 | 1:38'28.251 | ||
3 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 58 | 1:39'00.024 | Столкновение с Френтценом | |
4 | Ник Хайдфельд | Sauber | 58 | 1:39'38.012 | ||
5 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 58 | 1:39'39.340 | Столкновение с Баррикелло / разворот | |
6 | Кими Райкконен | Sauber | 58 | 1:39'50.676 | ||
7 | Оливье Панис | BAR | 58 | 1:39'53.583 | ||
8 | Лучано Бурти | Jaguar | 57 | 1:39'12.394 | ||
9 | Жан Алези | Prost | 57 | 1:39'26.894 | ||
10 | Йос Ферстаппен | Arrows | 57 | 1:39'51.255 | ||
11 | Эдди Эрвайн | Jaguar | 57 | 1:39'56.858 | Разворот | |
12 | Фернандо Алонсо | Minardi | 56 | 1:38'52.111 | ||
13 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 55 | 1:38'50.501 | ||
14 | нф | Дженсон Баттон | Benetton | 52 | 1:33'33.401 | Электрика / выхлоп |
нф | Хуан-Пабло Монтойя | Williams | 40 | 1:11'37.866 | Двигатель | |
нф | Ярно Трулли | Jordan | 38 | 1:09'52.926 | Двигатель | |
нф | Мика Хаккинен | McLaren | 25 | 48'34.904 | Левая передняя подвеска / авария | |
нф | Ральф Шумахер | Williams | 4 | 6'28.461 | Столкновение с Вильнёвым | |
нф | Жак Вильнёв | BAR | 4 | 6'28.774 | Столкновение с Р.Шумахером / колесом убит маршал, обломками ранены 11 зрителей | |
нф | Тарсо Маркес | Minardi | 3 | 5'14.964 | Аккумулятор | |
нф | Энрике Бернольди | Arrows | 2 | 3'28.963 | Разворот / авария | |
нф | Гастон Маццакане | Prost | 0 | Тормоза / разворот |
Дебютанты в деле
В этом году в Формуле-1 необычно много дебютантов — четверо (даже если не считать Лючано Бурти, который в прошлом году провел лишь одну гонку). Естественно, в своем первом Гран При Хуан-Пабло Монтойя, Кими Райкконен, Фернандо Алонсо и Энрике Бернольди хотели показать себя с лучшей стороны. Первым трем это удалось.
Экс-чемпион CART Хуан-Пабло Монтойя понимал, что с него спрос несколько выше, чем с других дебютантов. Ведь в Williams Монтойю приглашали не как зеленого новичка, а как вполне сформировавшегося гонщика! Видимо, из-за волнения он несколько неуверенно стартовал, вылетел на обочину, но потом начал проходить одного соперника за другим. В итоге колумбиец вполне мог бы рассчитывать на очки, если бы его не подвел мотор BMW.
Кими Райкконен приехал в Австралию с временной суперлицензией FIA, дающей ему право выступать только в первых четырех гонках сезона. Однако на трассе он был хладнокровен, словно умудренный опытом ветеран. Отлично выступив в квалификации (13-е место), он не растерялся и после старта гонки, пробившись на несколько мест вперед. А затем Кими уверенно отбивал атаки желавших его обогнать. Финиш на седьмом месте был бы достаточной наградой финскому дебютанту, в способностях которого сомневались чиновники FIA. Однако после того, как Панису добавили 25 штрафных секунд, Райкконену досталось еще и очко за шестое место!
А вот Энрике Бернольди выбыл из гонки в самом начале. Потеряв хладнокровие, он атаковал Райкконена, не справился с управлением, и его Arrows вылетел с трассы. Можно понять энтузиазм Бернольди — ведь именно Райкконену Петер Заубер отдал место в команде, на которое рассчитывал Энрике. Однако эмоции — плохой помощник в таком тонком деле, как управление гоночным болидом!
Безусловно, самых теплых слов заслуживает Фернандо Алонсо. Дебютант Minardi стартовал на машине, которая в предсезонный период была едва-едва обкатана, ни разу не прошла полной дистанции гонки. Моторы Minardi, по признанию владельца команды Пола Стоддарда, крайне ненадежны, и технический персонал команды ничего не может с этим поделать. И все-таки Алонсо доехал до финиша, причем не последним — опередил Benetton Джанкарло Физикеллы!
Маркеша простили
Второй пилот Minardi, Тарсо Маркеш, получил место в команде в самый последний момент. Бразилец — не дебютант, он уже выступал в команде Minardi, потом попытал счастья в CART и сейчас вернулся в Формулу-1. Возвращение никак не могло быть триумфальным — Маркешу достался второй болид Minardi, который собрали перед самым стартом чемпионата и вообще ни разу не опробовали на ходу!
Естественно, тренировочных заездов в пятницу и субботу Тарсо не хватило для приведения машины в боевое состояние. На квалификации он испытывал проблемы с тормозным балансом, что было видно невооруженным глазом — его болид то и дело заносило в поворотах. В конце концов из-за утечки жидкости в системе охлаждения Маркеш был вынужден покинуть машину и вернуться в боксы своей команды пешком. К этому моменту его результат выходил за пределы 107% квалификационного барьера, дающего право выйти на старт. А запасного болида у команды Minardi не было...
Тарсо дождался, пока его партнер Фернандо Алонсо закончил две свои попытки, и выехал на его машине. Удивительно, но на настроенном под другого гонщика болиде Маркеш сумел улучшить свой результат почти на 0,7 секунды. Однако в заветные 107% от времени обладателя поул-позиции он все равно не попадал.
В заявлении команды Minardi были перечислены все проблемы, с которыми пришлось столкнуться Маркешу. По мнению Джанкарло Минарди, их можно было приравнять к «непредвиденным обстоятельствам», которые могут послужить основанием для допуска к старту пилота, не выполнившего квалификационный норматив. Судьи вошли в положение и удовлетворили просьбу команды.
Маркеш вышел на старт. Но проехать хотя бы несколько кругов ему не удалось — машина «умерла» окончательно.
Австралийские наказания
Дженсон Баттон во время Гран При Австралии заработал первую в сезоне 10-секундную штрафную остановку. Во время прогревочного круга его машина отказала, и гонщик команды Benetton не нашел ничего лучшего, как припарковать ее непосредственно в окрестностях стартовой прямой. Гонку Баттон начал на запасном болиде, но был остановлен судьями и приглашен для отбывания штрафа. Впрочем, Дженсон (как и его партнер Физикелла) выступил в квалификации столь неубедительно, что никаких шансов на очки у него все равно не было.
А вот Оливье Панис, занявший четвертое место, мог бы принести своей команде BAR три очка. Однако он имел неосторожность обогнать гонщика команды Sauber Ника Хайдфельда под желтыми флагами (после аварии Ральфа Шумахера и Жака Вильнева). То же самое сделал пилот Arrows Йос Ферстаппен. Естественно, Sauber подал протест на действия Паниса и Ферстаппена. Судьи протест удовлетворили и прибавили к итоговому времени обоих гонщиков-нарушителей по 25 секунд. В итоге Панис переместился с четвертого места на седьмое и очков не получил. Финишировавшему же за его спиной Хайдфельду в итоге досталось четвертое место, а другой пилот Петера Заубера, Кими Райкконен, переместился с седьмого места на шестое.
Как вас теперь называть?
Общеизвестно, что под псевдонимом Petronas скрывается установленный на машинах Sauber прошлогодний мотор Ferrari. Такой же двигатель, который в этом году будет использовать команда Prost, тоже получил «рекламное» название. Конюшня Алена Проста подписала спонсорское соглашение с фирмой Acer (известным производителем компьютерной техники), и теперь мотор машины носит название Acer.
Переименовать двигатель машины Minardi никто из рекламодателей не захотел, поэтому новый владелец команды Пол Стоддард назвал этот Ford Zetec образца 1998 года в честь своей авиакомпании — European.
Скандал в Jaguar
Странные вопросы сыпались во время пресс-конференции на руководителя команды Jaguar Бобби Рэйхола. Что входит в обязанности Ники Лауды? Должен ли он присутствовать на каждой гонке? Чем занимается на Гран При Джекки Стюарт? Имеет ли он право носить форму команды? Может ли он присутствовать на стенде Jaguar во время Гран При?
Рэйхол, как мог, старался сохранить корректность — ведь и Стюарт (член совета директоров Jaguar Racing), и Лауда (глава координационного совета Jaguar) формально являются его начальниками. Вопросы же были вызваны скандалом, который затеял Лауда в самом начале гоночного уик-энда.
Известному своим сложным характером австрийцу не понравилось, что на стенде команды появился Джекки Стюарт, и он предложил шотландцу... удалиться. Стюарт уйти отказался. Лауду, очевидно, задело еще и то, что Стюарт был в форме Ягуара, в то время как сам Ники — в цивильном пиджаке и традиционной красной бейсболке. В общем, дорвавшийся до власти Лауда не нашел ничего лучшего, как наводить порядок путем попытки изгнания из команды ее основателя, до сих пор играющего важную роль в коммерческих делах Ягуара. Остается только посочувствовать Бобби Рэйхолу, который сам был высоким начальником (он возглавлял CART), но променял теплое место на такую хлопотную работу в Jaguar!
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю № 5 2001г.