02-2001г. Гран-При Малазии
«ЧТО? Скучная гонка? Я такого не говорил, это вам послышалось! — заявлял Михаэль Шумахер на пресс-конференции. — Я говорил Россу Брауну по радио, что таких легких побед у нас больше не будет. А гонка была потрясающей! Когда я вылетел на гравий и увидел перед собой стену из покрышек, то подумал, что все, приехал. Но мне повезло...»
Гонка действительно была для Михаэля потрясающей — он выиграл ее в таких обстоятельствах, в которых, казалось бы, должен был расстаться с любыми надеждами на победу. А вот насчет того, что таких легких побед у Ferrari больше не будет, с Михаэлем трудно согласиться. На старте чемпионата Ferrari имеет подавляющее преимущество над соперниками. McLaren сейчас явно в нокдауне. Если после Австралии Рон Деннис обещал, что в следующей гонке его подопечные дадут Скудерии бой, то теперь он был гораздо скромнее: «Неплохо и то, что оба гонщика нашей команды закончили гонку с очками, приходится довольствоваться этим...»
Кто еще бросит вызов Ferrari? На ум пока приходит только Williams. Вряд ли Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя способны уже в Бразилии спорить за победу в гонке, однако темпы прогресса команды Фрэнка Уильямса впечатляют. В квалификации Гран При Малайзии Шумми-младший и Монтойя стали самыми настоящими героями!
Те, кто не видел эту квалификацию, могли подумать, что занявший в ней третье место Ральф Шумахер оказался впереди Мики Хаккинена по какой-то случайности. Но нет! Это в прошлом сезоне Williams держался от «серебристых» на почтительном расстоянии. Сегодня, по-видимому, нужно привыкать к другой расстановке сил. На самом деле это Хаккинен в последний момент выскочил на четвертое место. А Ральф Шумахер всерьез боролся за поул-позицию, дважды отобрав ее у гонщиков Ferrari!
Шестое место Хуана-Пабло Монтойи выглядело, конечно, скромнее. Но ведь колумбиец никогда в своей жизни не стартовал на сложной малайзийской трассе! Да к тому же пропустил практически все заезды в пятницу, не проехав из-за технических проблем ни единого круга в гоночном темпе! Получалось, что потренироваться Монтойе удалось только в субботу утром — на этом фоне его шестое место выглядит уже по-другому. Впрочем, колумбийскому гонщику не удалось извлечь выгоду из своего положения на старте — ему пришлось воспользоваться запасной машиной, стартуя из боксов.
Утром в воскресенье субботние квалификационные баталии забываются. В гонке каждый предъявляет свои аргументы заново. Но Ральф Шумахер, видимо, никак не мог забыть свое героическое сражение с Ferrari и очень хотел так же блеснуть в дебюте гонки. Тем более что Рубенс Баррикелло сначала замешкался на старте, а затем потратил еще некоторое время на «нейтрализацию» Мики Хаккинена... Ральф смело ринулся в первый поворот, не уступая Баррикелло траектории, да еще и дернулся в сторону бразильца, пытаясь его припугнуть. Но разве в Ferrari берут пугливых?
Все происходило почти как в Австралии две недели назад (только на этот раз на месте Френтцена был младший Шумахер): Ральф оказывается впереди, Рубенс ударяет машину немца по заднему колесу, и Шумахера-младшего разворачивает... Разница только в том, что на этот раз развернувшийся поперек трассы Williams Ральфа предстояло объезжать всем остальным гонщикам! По счастью, в него никто не врезался, и немец смог продолжить гонку последним.
Разбирая этот эпизод, нужно подчеркнуть, что у Баррикелло просто не было возможности избежать столкновения. Слева его оттеснял к обочине Ральф Шумахер, справа накатывал Ярно Трулли. Правда, Трулли тут же понял, что это опасное место лучше покинуть, но тут уж Шумахер-младший постарался «захлопнуть калитку» перед носом у Баррикелло. И сам себя наказал!
В итоге впереди оказались гонщики Ferrari, и именно они первыми влетели в полосу дождя, начавшегося на третьем круге гонки. Да еще как неудачно влетели — именно на том месте, где несколько минут назад взорвался мотор у болида BAR Оливье Паниса. Далеко не все моторное масло сгорело в том эффектном пожаре, довольно много его осталось на трассе. Адская водно-масляная смесь сделала асфальт не просто гладким, а безупречно гладким...
Шумахер влетел в поворот на полной скорости и отправился прямиком на обочину. Пересек гравийную полосу, изумрудный газон и восстановил контроль над машиной только в считанных метрах от защитного барьера из покрышек! Баррикелло успел среагировать на необычное поведение машины лидера и притормозил — но и он не смог удержаться на трассе. Правда, «экскурсия» на обочину у Рубенса была короче, и в гонку он вернулся раньше Михаэля.
Лидером гонки стал Ярно Трулли. Остальные, увидев, что происходит с двумя Ferrari, снизили скорость и проехали опасное место более удачно. Но вскоре грянул такой ливень, что все участки трассы стали опасными! Несколько гонщиков не сумели добраться даже до боксов, где их тщетно ждали механики с дождевыми шинами.
Михаэль Шумахер до боксов добрался. Добрался, чтобы встать в очередь — механики занимались Рубенсом Баррикелло! Они ждали, что первым в боксы заедет Шумахер, и приготовили комплект шин именно для него! В Формуле-1 покрышки, маркированные для одного гонщика, нельзя использовать другому. Прошло больше минуты до того момента, когда механики смогли заняться «переобувкой» Шумахера.
Но далеко не все для «красного барона» было потеряно. На трассу выехал пейс-кар, и догнать пелотон не представляло особых сложностей. К тому же тропический ливень был локальным — он накрыл лишь часть трассы. На некоторых участках еще оставался почти абсолютно сухой асфальт, и Шумахер с Баррикелло, предпочтя «промежуточные» покрышки, не прогадали.
Заметим, что окончательное право на выбор покрышек в Скудерии (и Шумахер подтвердил это на пресс-конференции) оставили за гонщиками. А вот McLaren, судя по всему, не дал своим пилотам возможности решать — во всяком случае, по поводу одетых Хаккиненом и Култхардом покрышек для сильного дождя Рон Деннис сказал: «Мы приняли решение, и мы вынуждены мириться с его последствиями. По крайней мере, мы позаботились о безопасности наших пилотов!»
Гонщики Денниса завершили Гран При академично, не рискуя. Особенно это было заметно по поведению Хаккинена, ехавшего без всякого вдохновения. Но без риска сейчас Ferrari не догнать! Именно дождь мог стать той самой палочкой-выручалочкой, которая помогла бы спасти гонку провалившему старт Хаккинену или неудачно квалифицировавшемуся Култхарду. Но все получилось наоборот — неприятности Ferrari обернулись триумфом. Стоило пейс-кару покинуть трассу, как Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло прошли сквозь пелотон, как нож сквозь масло. Нельзя сказать, что никто им не сопротивлялся, — но сопротивление было бессмысленным!
За спиной лидеров кипели страсти, шли фантастические дуэли. Взять хотя бы поединок Френтцена, Хаккинена, Ральфа Шумахера и Ферстаппена, в котором все четыре гонщика пытались обогнать друг друга и одновременно отражали атаки соперников! Но это все были бои местного значения. Гонщиков Ferrari, без проблем приближавшихся к финишу, они не касались. Скудерия вновь доказала, что сильнее всех соперников. Более того — сильнее обстоятельств. Ни малайзийская жара, ни тропический ливень, ни экскурсия в гравий не смогли остановить алые машины и их гонщиков.
Итак, чемпионат начинается по прошлогоднему сценарию — с убедительных побед Михаэля Шумахера. Интересно, кто же в итоге бросит ему вызов — снова McLaren или все-таки Williams?
1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 55 | 1:47'34.801 | Разворот на масле Паниса | |
2 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 55 | 1:47'58.461 | Разворот на масле Паниса / столкновение с Р.Шумахером | |
3 | Дэвид Култард | McLaren | 55 | 1:48'03.356 | Разворот | |
4 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 55 | 1:48'21.344 | ||
5 | Ральф Шумахер | Williams | 55 | 1:48'23.034 | Столкновение с Баррикелло / разворот | |
6 | Мика Хаккинен | McLaren | 55 | 1:48'23.407 | ||
7 | Йос Ферстаппен | Arrows | 55 | 1:48'56.361 | Столкновение с Эрвайном | |
8 | Ярно Трулли | Jordan | 54 | 1:47'38.792 | Разворот | |
9 | Жан Алези | Prost | 54 | 1:48'39.431 | ||
10 | Лучано Бурти | Jaguar | 54 | 1:48'58.369 | ||
11 | Дженсон Баттон | Benetton | 53 | 1:47'44.939 | Разворот | |
12 | Гастон Маццакане | Prost | 53 | 1:48'32.080 | Разворот | |
13 | Фернандо Алонсо | Minardi | 52 | 1:47'40.354 | Разворот | |
14 | Тарсо Маркес | Minardi | 51 | 1:47'39.484 | ||
нф | Джанкарло Физикелла | Benetton | 31 | 1:07'30.182 | Давление топлива | |
нф | Жак Вильнёв | BAR | 3 | 5'25.307 | Разворот на масле Паниса | |
нф | Ник Хайдфельд | Sauber | 3 | 5'28.850 | Разворот на масле Паниса | |
нф | Энрике Бернольди | Arrows | 3 | 5'34.479 | Разворот на масле Паниса | |
нф | Хуан-Пабло Монтойя | Williams | 3 | 5'45.110 | Разворот | |
нф | Эдди Эрвайн | Jaguar | 3 | 5'48.836 | Столкновение с Ферстаппеном / разворот | |
нф | Оливье Панис | BAR | 1 | 1'54.538 | Утечка масла / пожар | |
нф | Кими Райкконен | Sauber | 0 | Трансмиссия на стартовом поле |
Ха-Ха и Шумми снова поссорились
Сколько уже сказано о сложных отношениях между Хайнцем-Харальдом Френтценом и Михаэлем Шумахером! Может быть, и не стоило ворошить давние эпизоды их личных взаимоотношений, но по разным поводам недовольство двух немецких гонщиков друг другом вспыхивает снова и снова.
После Австралии (где Френтцен так и не смог догнать Sauber Ника Хайдфельда) Хайнц-Харальд разместил на своем сайте в Интернете интересное мнение по поводу мотора Petronas (прошлогодней модификации двигателя Ferrari). По словам Френтцена, инженерам Скудерии удалось найти какой-то способ избегать пробуксовки ведущих колес, и клиенты Ferrari (Sauber и Prost) вместе с мотором и трансмиссией получают эту секретную электронную систему.
Михаэль Шумахер не только защитил Ника Хайдфельда от нападок Френтцена, но и сообщил, что ожидает от Ника в этом сезоне финишей в тройке призеров |
Френтцен не утверждал прямо, что Ferrari и ее клиенты используют traction control, но как еще назвать систему, помогающую избежать пробуксовки? Между тем, ее использование будет разрешено только начиная с Гран При Испании. Высказывания Ха-Ха косвенно ударяли и по Михаэлю Шумахеру — многие по-иному оценили его отличный старт в Альберт-Парке. А ведь именно старт прежде был для чемпиона мира серьезной проблемой... Не помог ли ему traction control?
На пресс-конференции в Малайзии Михаэль обрушился на оппонента: «Наши машины проверены FIA, все их системы признаны легальными. Если есть какие-то сомнения, стоит идти нормальным, цивилизованным путем — подавать протест. Но нет, кое-кому выгоднее распускать слухи, создавать атмосферу подозрительности разными глупостями! — негодовал Михаэль. — Я бы посоветовал таким гонщикам больше работать над своим мастерством, а не высматривать, что у кого не так».
А что же Френтцен? Он остался невозмутимым и на следующий день дал свой комментарий. «Я что, прямо говорил про traction control? Нет. Я обвинял Ferrari в незаконном использовании электронных систем? Нет. Я сказал, что какая-то система есть, а законная она или нет — разбираться должны технические комиссары».
Бернольди переставили
Гонщики команды Arrows провели квалификацию весьма неубедительно; Йос Ферстаппен был восемнадцатым, Энрике Бернольди — девятнадцатым. К тому же Бернольди дисквалифицировали. Судьи сочли переднее антикрыло его болида и некоторые другие аэродинамические элементы не соответствующими регламенту. Было решено допустить бразильца к гонке, переставив его на последнюю линию стартового поля. Впрочем, Бернольди в гонке себя никак не показал, проехав лишь три круга.
Роковой пит-стоп Ферстаппена
А вот Йос Ферстаппен, в отличие от своего партнера, стал одним из главных героев Гран При Малайзии. Именно Ферстаппена отметил после гонки Михаэль Шумахер как гонщика, оказавшего ему на трассе наиболее ожесточенное сопротивление. Некоторое время голландец находился на втором месте, да и в дальнейшем реально претендовал на очки. Подвела Йоса его же собственная команда, запланировавшая для него поздний пит-стоп. Тактика двух пит-стопов позволяла ехать быстрее. Но, дозаправившись за 12 кругов до финиша, Ферстаппен появился на трассе лишь седьмым. И шансов догнать шедшего шестым Мику Хаккинена у него не осталось никаких — McLaren экс-чемпиона мира ближе к финишу разогнался, раз за разом показывая лучшее время круга.
Физикелла спас Френтцена
Перед стартом гонки на машине Михаэля Шумахера обнаружились неполадки с маслосистемой. Чемпион мира успел сесть в запасной болид и выехать на нем из боксов до того, как закрыли выезд с пит-лейна (за 15 минут до старта). А вот Хайнцу-Харальду Френтцену повезло меньше — выехать на формировочный круг он не успел, и теперь ему полагалось стартовать на запасном болиде из боксов. Френтцена спас Джанкарло Физикелла, проскочивший мимо своего стартового места! Старт пришлось отложить, Физикеллу наказали перемещением на последнее место, на повторном старте Френтцен занял полагавшуюся ему по результатам квалификации позицию. Когда машины тронулись на второй прогревочный круг, отказал Williams Хуана-Пабло Монтойи, и теперь уже колумбийцу пришлось начинать гонку из боксов. Стартовые неприятности не миновали и восходящую звезду команды Sauber Кими Райкконена — из-за поломки трансмиссии он проехал в гонке всего лишь несколько метров.
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю № 6 2001г.