04-2001г. Гран-При Сан-Марино
В гонке победил Шумахер. Последние восемь лет эта фраза не требовала никаких пояснений. Теперь придется дополнительно сообщать, кто именно оказался сильнее. На Гран При Сан-Марино свою первую победу одержал младший из братьев Шумахеров — Ральф.
Фортуна словно ошиблась адресом. Все в Имоле предвещало триумф Михаэля. Оптимистичные заявления руководства Ferrari. Само место проведения Гран При (автодром имени Энцо и Дино Феррари!). Традиционно горячая поддержка итальянских болельщиков. Преимущество гонщиков Скудерии на тренировках в пятницу. Наконец, высказывания самого чемпиона мира, безоговорочно уверенного в том, что его бразильская осечка не повторится. Но Михаэль прекратил гонку на двадцать пятом круге, а Ральф лидировал с первого круга до последнего.
Повод задуматься о том, имеет ли сегодня Скудерия преимущество над своими главными соперниками, дала квалификация. Первую линию стартового поля заняли Дэвид Култхард и Мика Хаккинен. Отчаянная попытка Михаэля Шумахера на последнем зачетном круге превзойти их результат окончилась неудачей. Более того, обидный удар по самолюбию трехкратного чемпиона нанес его младший брат, оттеснивший Михаэля с третьего места на четвертое. Что же, стартовый запал Ferrari иссяк, а McLaren вновь на коне?
СУББОТНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Не все так просто. Внимательно наблюдая за квалификационными заездами Гран При Сан-Марино, можно было сделать интересные выводы по поводу причин неуверенного выступления Ferrari, а заодно и по поводу тактики Скудерии на будущую гонку.
Как известно, гонщику Формулы-1 разрешается за квалификационный час сделать 12 кругов по трассе. Обычно это количество делится на четыре серии по три круга — стартовый, зачетный и круг возвращения в боксы. Михаэль Шумахер в эту субботу выезжал трижды, делая каждый раз по два зачетных круга. Рубенс Баррикелло и того хлеще — в один из выездов попытался проехать три быстрых круга подряд! Казалось бы, подобная тактика невыгодна. Рассчитывая на большее количество кругов по трассе, инженеры заправляют машину большим количеством топлива. А в квалификации, где счет идет на тысячные доли секунды, каждый лишний грамм на борту негативно влияет на результат!
Но инженеры Ferrari не дилетанты. Значит, такую тактику они предложили Михаэлю и Рубенсу неспроста. Почему? В Имоле было холодно, десять градусов, перед началом квалификации даже накрапывал дождь. Потом, когда тучи и облака рассеялись, асфальт начал прогреваться (поэтому результаты всех гонщиков по ходу квалификации росли). Но на протяжении первой половины квалификационного часа полотно все-таки оставалось достаточно холодным. Может быть, два быстрых круга подряд понадобились гонщикам Ferrari для того, чтобы как следует разогреть шины на холодном асфальте? Безусловно, доля истины в таком предположении есть. Красные машины проходили свой второй зачетный круг намного быстрее, чем первый. Однако все остальные почему-то не воспользовались этой вроде бы правильной в тех условиях тактикой.
Все это наводило на мысль, что Ferrari выбрала для своих гонщиков покрышки более жесткого типа. Как впоследствии оказалось, это было действительно так. Стартуя на жестких шинах, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло получали возможность проехать гонку с одной остановкой, в то время как большинство команд избрало тактику двух пит-стопов. Но главная причина выбора твердой смеси заключалась не в этом. На тренировочных заездах в пятницу и субботу утром (когда асфальт был холодным) инженерам Ferrari не понравилось поведение машины на мягких шинах. А на жестких вроде бы все было нормально, да и скорости красным машинам хватало...
О РОЛИ ПОГОДЫ
Хватало, впрочем, до того самого момента, пока солнце во время квалификации не начало прогревать асфальт. Конкуренты Ferrari ехали все быстрее и быстрее. Гонщики Скудерии тоже, конечно, улучшали свои результаты, но их прогресс был не столь очевиден. В середине квалификации Михаэль показал очень хорошее время, которое, казалось, обеспечит ему поул-позицию. Но, когда асфальт прогрелся окончательно, этот результат был перекрыт — и не единожды.
Таким образом, простая перемена погоды превратила выбор шин, сделанный Ferrari, в фатальную ошибку. Гонка была проиграна еще до квалификации, и шансов на победу в Имоле у Скудерии уже не было.
Та же самая перемена погоды спасла репутацию фирмы Michelin. Пока было холодно, результаты гонщиков, использовавших французские шины, выглядели просто жалко! Как потом признался глава спортивной программы Michelin Пьер Дюпаскье, с холодным асфальтом его продукция вступила в явный антагонизм. Да и под дождем (который шел во время некоторых тренировок) французские шины чувствовали себя неуверенно. Именно потепление позволило гонщикам команды Williams не ударить в грязь лицом на квалификации и предопределило сенсационный успех Ральфа Шумахера в гонке.
Впрочем, в субботу о грядущем триумфе Ральфа никто не догадывался. Главными героями квалификации были гонщики Рона Денниса. На пресс-конференции они дурачились, подшучивали друг над другом и явно ощущали себя комфортно, вновь оказавшись в положении лидеров. Серьезный же Ральф Шумахер подробно рассказал журналистам о проблемах, решенных его командой на тренировках, а потом произнес примечательную фразу: «Покрышки Michelin лучше едут в жаркую погоду, когда на трассе много резины». Вовсю веселившимся обладателям мест на первой линии стартового поля стоило бы прислушаться к этим словам...
В воскресенье было жарко — асфальт нагрелся до почти тропической температуры. Довольно скоро идеальная траектория на трассе покрылась кусочками резины с быстро разрушавшихся шин. Жара губительно действовала не только на покрышки, но и на технику, в частности, на моторы. Раскаленные тормозные диски машин работали в предельном режиме — Имола с ее многочисленными поворотами очень требовательна к тормозной системе.
Повороты, повороты, повороты — это сегодняшняя Имола. Трасса, которую не любят многие гонщики, считающие, что реконструкция, предпринятая после трагических событий 1994 года, убила ее своеобразие. Трасса, где аэродинамика уже не играет, как прежде, главной роли — гораздо важнее идеальная работа тормозов и подвески. Но ведь повороты — это не только торможения, но и разгоны. Поэтому лишний вес машины в Имоле вдвойне невыгоден. Поэтому и тактика одного пит-стопа с солидным запасом топлива на борту здесь почти губительна.
Но что оставалось делать Ferrari? Команда не имеет права использовать в квалификации одни покрышки, а в гонке другие. Избрав с самого начала неверный путь, Скудерия была вынуждена идти по нему до конца. На старте Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло имели запас горючего, достаточный для того, чтобы проехать половину дистанции. Твердые шины должны были обеспечить им ту же возможность. Славящийся своей тактической интуицией Росс Браун мог извлечь выгоду и из этой ситуации. Дополнительный короткий пит-стоп мог-таки склонить Фортуну на сторону гонщиков в алых комбинезонах. В конце концов, Михаэлю Шумахеру (имевшему в чемпионате шесть очков преимущества над Култхардом) вовсе не обязательно было побеждать в этой гонке — важно было финишировать впереди Дэвида или хотя бы сразу за ним...
ВСЕ РЕШИЛОСЬ НА СТАРТЕ
Но старт окончательно спутал карты Ferrari. Тяжелые машины разгонялись плохо. Что, впрочем, не удивительно. Удивительно другое: почему плохо стартовали Култхард и Хаккинен, не обремененные «лишним весом»? Думается, дело не только в пробуксовке ведущих колес. А еще и в том, что стратегия для гонщиков МакЛарена была важнее тактики. Надо ли рисковать на старте гонки, когда почти весь чемпионат впереди? Ведь риск столкновения весьма велик, а это — гарантированно потерянные очки. И Мика, и Дэвид думают о чемпионском титуле и о Кубке конструкторов. Поэтому они осторожничали на старте (как, впрочем, и Михаэль Шумахер).
В стартовой борьбе преуспели те, кто о стратегии пока не очень заботится, зато совсем не прочь рискнуть и устроить яркий спектакль в отдельной гонке, — Ральф Шумахер и Ярно Трулли. Им терять нечего, в случае неудачи ругать не будут, в случае успеха — похвалят. Ральф вышел на первое место, Ярно — на третье.
Рискнуть-то они рискнули и на первых секундах гонки сорвали банк. Но в дальнейшем их участь оказалась разной. Williams Шумахера-младшего начал помаленьку отрываться от единственного преследователя — Дэвида Култхарда. А Jordan Трулли лишь превратился в досадную помеху на пути Мики Хаккинена, Михаэля Шумахера, Хуана-Пабло Монтойи, Оливье Паниса и Рубенса Баррикелло. Тут-то и стало ясно, что, застряв за спиной Трулли, гонщики Ferrari попали в неоднозначную ситуацию.
С одной стороны, неспешное продвижение к финишу было им даже на руку. Ведь в одной «упряжке» с ними оказались и те, кто, в принципе (имея меньший запас топлива в баках), мог ехать и быстрее. Самого Трулли и всех, кто был за его спиной, гонщики Скудерии могли бы обойти за счет более позднего пит-стопа (что и сделал в дальнейшем Баррикелло). Но Ральф Шумахер с Култхардом тем временем уходили все дальше и дальше, и догнать их не было уже никакой возможности. Даже если бы старшего Шумахера не постигли технические проблемы, гонка все равно завершилась бы для него бесславно. Фортуна сегодня отвернулась от чемпиона.
Зато его брату она улыбалась вовсю. Мотор BMW работал как часы, шины Michelin прекрасно чувствовали себя на горячем асфальте, в машине ничего не ломалось... К тому же единственный гонщик, который мог преследовать Ральфа и бороться с ним за победу, по-видимому, в этом совершенно не нуждался. Дэвид Култхард предпочел гарантированные шесть очков, которые выводили его в лидеры чемпионата вместе с Михаэлем Шумахером. Так что все сложилось одно к одному, и Ральф доехал до финиша без особых проблем.
Впрочем, стоп! Почему мы решили, что Фортуна слепа и совершенно случайно остановила свой выбор на скромном юноше? Шумахер-младший сам обратил на себя ее внимание! Ведь тот же Култхард, вполне возможно, просто поостерегся его преследовать после того, как на первых же метрах дистанции Ральф жестко обошел его, показав, что в своем стремлении победить пойдет до конца.
Так что каждый получил то, чего хотел. Култхард — очки, нужные для борьбы за чемпионский титул, а младший Шумахер — первую победу. Первую для себя, первую для альянса Williams-BMW и первую для фирмы Michelin после ее возвращения в Формулу-1.
1 | Ральф Шумахер | Williams | 62 | 1:30'44.817 | 202.062 | ||
2 | Дэвид Култард | McLaren | 62 | 1:30'49.169 | 201.901 | ||
3 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 62 | 1:31'19.583 | 200.780 | ||
4 | Мика Хаккинен | McLaren | 62 | 1:31'21.132 | 200.724 | ||
5 | Ярно Трулли | Jordan | 62 | 1:32'10.375 | 198.936 | ||
6 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 61 | 1:30'49.780 | 198.620 | ||
7 | Ник Хайдфельд | Sauber | 61 | 1:31'00.302 | 198.237 | ||
8 | Оливье Панис | BAR | 61 | 1:31'43.589 | 196.678 | ||
9 | Жан Алези | Prost | 61 | 1:31'58.806 | 196.135 | ||
10 | Энрике Бернольди | Arrows | 60 | 1:30'57.738 | 195.076 | ||
11 | Лучано Бурти | Jaguar | 60 | 1:31'11.040 | 194.602 | ||
12 | Дженсон Баттон | Benetton | 60 | 1:31'44.611 | 193.415 | Пит-стоп / топливо | |
нф | Тарсо Маркес | Minardi | 50 | 1:19'37.852 | 185.666 | Двигатель | |
нф | Хуан-Пабло Монтойя | Williams | 48 | 1:13'07.134 | 194.106 | Сцепление / заклинило 1-ю передачу | |
нф | Эдди Эрвайн | Jaguar | 42 | 1:03'02.747 | 196.951 | Двигатель | |
нф | Джанкарло Физикелла | Benetton | 31 | 47'20.883 | 193.485 | Потеря искры / двигатель | |
нф | Жак Вильнёв | BAR | 30 | 44'57.145 | 197.213 | Двигатель | |
нф | Гастон Маццакане | Prost | 28 | 42'56.733 | 192.644 | Двигатель | |
нф | Михаэль Шумахер | Ferrari | 24 | 36'52.806 | 192.226 | Колесный диск / передняя левая подвеска | |
нф | Кими Райкконен | Sauber | 17 | 25'27.782 | 197.048 | Рулевая колонка / разворот | |
нф | Йос Ферстаппен | Arrows | 6 | 9'13.643 | 190.917 | Выхлоп | |
нф | Фернандо Алонсо | Minardi | 5 | 7'48.710 | 187.623 | Разворот |
Когда повезет Монтойе?
В который раз гонку Хуану-Пабло Монтойе испортила роковая случайность. На этот раз неудача подстерегала колумбийца на втором пит-стопе. До этого он ехал отлично, радуя своих болельщиков не только высокой скоростью, но и обгонами. Один был особенно хорош. После первой дозаправки, на еще недостаточно прикатанных шинах, Монтойя сумел обойти Ярно Трулли в повороте Тамбурелло по внешнему радиусу!
Но стоило ему заехать на вторую смену шин, как посыпались неприятности. Сначала заправщики никак не могли отсоединить шланг от горловины. Тем временем двигатель болида Монтойи заглох. Попытка «прикурить» его оказалась безуспешной, и механикам пришлось проводить экспресс-ремонт электросистемы. При этом во время стоянки раскаленные тормозные диски, естественно, не вентилировались, и в результате в одном из них карбоновая пыль воспламенилась!
На трассу Монтойя все-таки выбрался, однако проехал по ней лишь один круг, закончив гонку из-за отказа сцепления. Казалось, все неудачи, которых вполне хватило бы на две машины, достались одному Монтойе, дав возможность его партнеру Ральфу Шумахеру без проблем финишировать в гонке. Полоса невезения Хуана-Пабло Монтойи продолжается.
Дым над асфальтом
Трасса в Имоле с ее многочисленными разгонами — серьезное испытание для моторов. Особенно в такую жаркую погоду, какая стояла в воскресенье. На протяжении гонки моторы неоднократно горели, заволакивая небо над Имолой дымом. Первым сгорел двигатель Ferrari (скрывающийся под псевдонимом Acer) на машине Гастона Маццакане. Затем дымовую завесу устроил Жак Вильнев. Мотор на его болиде взорвался с таким количеством дыма, что следовавший в фарватере Вильнева Хайнц-Харальд Френтцен чуть было не вылетел с трассы из-за потери ориентации!
Затем настал черед Эдди Ирвайна экстренно покидать свой Jaguar, моторное отделение которого охватило пламя. Менее эффектно вышел из строя экспериментальный двигатель Renault на машине Джанкарло Физикеллы. Но напоследок охочих до острых ощущений итальянских зрителей порадовал дымом и пламенем мотор Minardi Тарсо Маркеша.
Баррикелло доволен
Рубенс Баррикелло, занявший в Имоле третье место, совершенно справедливо считает, что добился максимально возможного при таких обстоятельствах. На старте он потерял несколько мест, застряв за спиной Паниса и Монтойи. Бразильцу даже пришлось отстаивать эту не очень комфортную позицию, отбивая атаки настойчивого новичка Кими Райкконена. Но потом ситуация для Баррикелло улучшилась. Первого номера своей команды Михаэля Шумахера он опередил в тот момент, когда у трехкратного чемпиона мира на разгоне не включилась очередная передача. Оливье Паниса Баррикелло тоже обогнал, а потом француз и вовсе выпал из числа претендентов на призовое место, заехав в боксы на ремонт (ему поменяли рулевое колесо и перезагрузили бортовой компьютер). Наконец, Хуана-Пабло Монтойю и Мику Хаккинена Баррикелло опередил благодаря своему позднему пит-стопу, попросту «пересидев» их на трассе. Таким образом, бразилец вышел на третье место и не упустил его. Вторую часть дистанции его машина была достаточно быстрой из-за малого запаса бензина — по ходу гонки команда решила провести дополнительный пит-стоп незадолго до финиша. Подводя итоги Гран При Сан-Марино, Баррикелло поблагодарил Росса Брауна за великолепную тактику. Однако, выбери руководство Ferrari в субботу правильный тип резины, Рубенс, возможно, замахнулся бы и на большее. Рубенс Баррикелло, занявший в Имоле третье место, совершенно справедливо считает, что добился максимально возможного при таких обстоятельствах. На старте он потерял несколько мест, застряв за спиной Паниса и Монтойи. Бразильцу даже пришлось отстаивать эту не очень комфортную позицию, отбивая атаки настойчивого новичка Кими Райкконена. Но потом ситуация для Баррикелло улучшилась. Первого номера своей команды Михаэля Шумахера он опередил в тот момент, когда у трехкратного чемпиона мира на разгоне не включилась очередная передача. Оливье Паниса Баррикелло тоже обогнал, а потом француз и вовсе выпал из числа претендентов на призовое место, заехав в боксы на ремонт (ему поменяли рулевое колесо и перезагрузили бортовой компьютер). Наконец, Хуана-Пабло Монтойю и Мику Хаккинена Баррикелло опередил благодаря своему позднему пит-стопу, попросту «пересидев» их на трассе. Таким образом, бразилец вышел на третье место и не упустил его. Вторую часть дистанции его машина была достаточно быстрой из-за малого запаса бензина — по ходу гонки команда решила провести дополнительный пит-стоп незадолго до финиша. Подводя итоги Гран При Сан-Марино, Баррикелло поблагодарил Росса Брауна за великолепную тактику. Однако, выбери руководство Ferrari в субботу правильный тип резины, Рубенс, возможно, замахнулся бы и на большее.
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю № 8 2001г.