04-1954 г. Гран-При Франции
По результатам тренировки всем участником стало ясно, что 41 французский Гран-при станет борьбой не на жизнь, а на смерть. А решающим стал вопрос - должны ли будут машины Mercedes-Benz заправляться? Во время предыдущих тестовых заездов в Хоккенхайме определился расход топлива для моторов с впрыском в 35 литров на 100 километров. С баком объемом 195 литров оставался еще хороший резерв. Но в Реймсе выяснилось, что на мокрой трассе расход больше, вероятно, из-за пробуксовки и более частого (и раннего) переключения передач. Главным вопросом, поэтому, оставалось - смогут ли гонщики Mercedes создать достаточное преимущество, чтобы уровнять возможную остановку на заправку?
Но в первой половине дня ветер унёс дождевые облака, даже выглянуло такое редкое в этом году солнце и высушило трассу. Отдельные кратковременные дожди во время гонки не оказали влияния на расход топлива, а если бы даже и повлияли, то на течении гонки это никоим образом не отразилось. Ибо всю гонку суверенно контролировали оба лидирующих гонщика великой немецкой марки.
Незадолго после назначенного времени в 14:45, дряхлый Шарль Фаруа опустил флаг и этим дал старт гонки. Клинг и Фанхио, стоящие вместе с Аскари в первом ряду, немедленно переняли лидерство пелетона, состоящего из 22 машин и сохранили его за собой на протяжении всей 500-километровой дистанции до финишной линии, которую пересекли шесть оставшихся в гонке машин. Но в течение этого времени произошла великая драма Ferrari, Maserati и Gordini.
Она началась с Аскари. Двукратный чемпион мира уже во время тренировок при попытке достигнуть времен, показанных Mercedes, в течении двух дней отправил на тот свет два мотора. В гонке же он не проехал и одного круга. Таким образом, позади Фанхио и Клинга оказались гонщики Ferrari Гонзалес и Хоторн, которые вначале добились довольно значительного отрыва от Херрманна и остального пелетона. Но наш молодой гонщик не захотел оставаться пятым: он обогнал Хоторна и ввязался в жесткую дуэль с флегматичным Гонзалесом, приближался к нему все ближе… и обошел на 11-м круге, установив при этом рекорд круга (195,5 км/ч). Три гоночные машины Mercedes-Benz впереди! К тому времени Фанхио обошел Клинга после трех лидирующих кругов, но тот продолжал преследовать его по пятам. И тут - на следующем круге Гонзалес еще раз крепко вдавил узкую педаль газа Ferrari: под ликование зрителей он на 12-м круге пересёк финишную линию четвертым, перед Херрманном. Но, уйдя на 13-й круг, он не вернулся. «Давление» на педаль газа оказалось все-таки слишком большим. И Ferrari Хоторна тоже отказалась дальше участвовать в гонке. Со сходом этих двоих и Аскари из игры вышли самые опасные противники Mercedes. Позади трех серебристых немецких машин, возглавлявших пелетон с непоколебимым спокойствием, теперь находились Маримон (Maserati), Тринтиньян (Ferrari) и отлично управляющий своей новой Maserati маленький сиамец Бира, который все больше приближался к Тринтиньяну и, в конце концов, его обошел.
А когда Маримону пришлось заехать в боксы, принц с дальнего востока оказался на третьей позиции - на месте Херрманна, который выбыл на 17 круге с повреждением двигателя. В боксах итальянцев и французов воспрянули духом: возможно, это только начало? Может, и Mercedes тоже наконец-то начнут поддаваться? У Ferrari, Maserati, а также у Gordini еще находился в гонке целый ряд частных гонщиков, кроме того, еще и Виллорези, Манзон, Тринтиньян, Бера. Пока еще не все потеряно...
Но от судьбы не уйдешь. Пока Фанхио и Клинг гонялись друг за другом и сменяли друг друга в лидерах (но, как показывали их времена круга, они могли себе позволить ехать в щадящем режиме), их отрыв от остального пелетона увеличился до 1:40 минуты. А позади них продолжалось «умирание» моторов: машина Виллорези не в порядке, Розье откатил свою в сторону, Maserati Маримона испустила дух, Ferrari Тринтиньяна не выдержала темпа и скончалась... и так - одна за другой.
К 38 кругу, на котором мимо трибун первым проехал Клинг - с большим отрывом от Фанхио (которого развернуло из-за начавшегося дождя), в гонке осталось только семь машин. Позади полностью контролирующих гонку Mercedes-Benz - единственная оставшаяся Maserati Биры, потом Манзон (Ferrari), Фрие, Бера (Gordini) и Виллорези. Еще кругом позже Фанхио снова оказался впереди Клинга (как он только это делает?). Манзон гнался за Бирой, Виллорези вновь остановился в боксах, Клинг потерял время, так как перед ним развернуло одного из соперников, но смог нагонять по 3 секунды на круге и вскоре снова оказался непосредственно на хвосте у Фанхио - но гонка, конечно, потеряла свое напряжение. Можно обратить свое внимание и на другие вещи, кроме позиций обоих лидеров. Происходило кое-что необычное: наш сотрудник, бельгийский журналист Поль Фрие, принимающий здесь участие на заводской Gordini, будучи обойдённым на круг, присоединился к обоим Mercedes и круг за кругом держал их темп, почти не отставая. Это сенсация! Из этого спокойного, светловолосого бельгийца вырос гоночный талант, которым в будущем вряд ли смогут пренебречь значительные команды. Но к сожалению, и ему пришлось незадолго до конца, находясь на пятом месте, сдаться, когда у его Gordini сгорел мотор.
Фанхио и Клинг на великолепных машинах Mercedes превратили ожидаемую с таким напряжением и беспокойством гонку в личное развлечение. Не имея больше ни одного конкурента, они ехали то позади, то рядом друг с другом: никто не знал, кто окажется у цели первым. Из последнего поворота перед финишем, виража «де Тиллуа», Фанхио появился первым с минимальным преимуществом в две длины машины, не более. Клинг сделал все, чтобы еще нагнать своего товарища по команде на 2-километровой прямой, приблизился к нему, оказался рядом - но Фанхио тоже знал, что означает победа в Гран-при Франции – выжал педаль газа до пола и закончил гонку длиной 506 километров в нескольких метрах впереди.
Вот таким был первый бой гоночных машин из Унтетюркхайма и одновременно их первая убедительная победа. Daimler-Benz дал автоспорту решающий импульс и его влияние еще невозможно полностью оценить. Так как эти машины абсолютно новые: конструкторы не стали использовать опыт знаменитых Ferrari и Maserati, чтобы составить конгломерат из их конструкторских решений, а с экономической основательностью устремились в неисследованную область, многообещающую в теории. Машина с полностью обтекаемым кузовом, с почти лежащим 8-цилиндровым рядным мотором (76х68,8 мм) и непосредственным впрыском в камеры сгорания… - такого еще не было. Если заглянуть под капот этих машин, то кажется, что перед вами техническое чудо. Непосредственно перед мотором находятся гигантские тормозные барабаны, перенесённые от колес в середину машины, чтобы уменьшить неподресоренные массы и иметь больше свободы в выборе размеров и охлаждении барабанов. Разработанная самим Daimler-Benz система вспрыскивания - с ее воздушными каналами и проводами - сама по себе как маленькая фабрика. И все это не только работает, но еще и быстрее, чем у соперников - что уже чудо. Но еще большее - что оно держится тогда, когда все остальное вокруг разлетается на куски. Гонка показала, что Ferrari, Maserati и Gordini вынуждены были выжимать из моторов последние резервы, если они хотели держать скорость Mercedes-Benz. А если пустить в дело эти резервы, то надёжности уже не остаётся.
Остаётся только подождать, как быстро инженерам Daimler-Benz удастся сделать свой 8-цилиндровый мотор еще и превосходящим Ferrari и Maserati по мощности. Пока что 4-цилиндровые Ferrari могут предъявить примерно на 10 л.с. больше - но, как мы видели, их нельзя использовать безнаказанно. Однако там, где полностью обтекаемый кузов не даст преимуществ, например, на Нюрбургринге, понадобятся дополнительные 20 л.с., чтобы уравновесить мощность и меньший вес соперников. Инженерам Daimler-Benz сделать это будет с течением времени несложно, ведь в новой конструкции кроются еще много возможностей. Пока что для всех участников остаётся загадкой, как изящно простые и работающие на грани своих возможностей машины соперников смогут не отстать от этого увеличения мощности.
Необходимо констатировать еще один факт, особенно радостный для нас, немцев. Он касается нашего Карла Клинга, о котором нам всем известно, что он -несомненно лучший немецкий гонщик, но, с другой стороны, уже не молод и только несколько лет назад получил в свои руки действительно быстрые гоночные машины. В Реймсе он впервые получил шанс показать общественности, на что он действительно способен. И мы, видевшие его за рулем, можем теперь подтвердить: Клинг - гонщик абсолютно мирового класса.
Во время Гран-при, длиной более чем в 500 км, замена шин не производилась. Немецкие Continental имели наименьший износ - в 1 мм на 100 км, что в немалой степени способствовало чудесному успеху немецких машин в их первом гонке после 15-летнего перерыва - и как раз в тот же самый день, когда наша футбольная сборная привела в восторг миллионы (прим., - имеется в виду победа сборной Германии в чемпионате мира по футболу). Это был великий день - 4 июля 1954 года.
1 | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | 61 | 2:42'47.9 | ||
2 | Карл Клинг | Mercedes | 61 | 2:42'48.0 | ||
3 | Робер Манзон | Ferrari | 60 | 2:43'36.5 | ||
4 | Принц Бира | Maserati | 60 | 2:43'37.5 | Нехватка топлива | |
5 | Луиджи Виллорези | Maserati | 58 | 2:43'37.9 | ||
6 | Жан Бера | Gordini | 56 | 2:44'21.3 | ||
нф | Поль Фрер | Gordini | 50 | Задний мост | ||
нф | Морис Тринтиньян | Ferrari | 36 | Двигатель / поршень | ||
нф | Луи Розье | Ferrari | 27 | Двигатель | ||
нф | Онофре Маримон | Maserati | 27 | Пит-стоп / свечи зажигания / коробка передач | ||
нф | Роберто Мьерес | Maserati | 24 | Двигатель / поршень | ||
нф | Кен Уортон | Maserati | 19 | Карданный вал | ||
нф | Харри Шелл | Maserati | 19 | Топливный насос | ||
нф | Ханс Херрманн | Mercedes | 16 | Двигатель | ||
нф | Рой Сальвадори | Maserati | 15 | Ведущий вал | ||
нф | Хосе-Фройлан Гонзалес | Ferrari | 13 | Двигатель | ||
нф | Лэнс Маклин | HWM | 10 | Двигатель | ||
нф | Жорж Бержер | Gordini | 9 | Двигатель / клапан | ||
нф | Майк Хоторн | Ferrari | 9 | Двигатель | ||
нф | Жак Полле | Gordini | 8 | Двигатель | ||
нф | Альберто Аскари | Maserati | 1 | Трансмиссия | ||
нс | Серджо Мантовани | Maserati |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1954 г.