05-1954г. Гран-При Великобритании
Количество проглоченных нами за дни, проведённые в Сильверстоуне, осадков намного превышало количество поглощенного чая, который даже на трассе стоит только 20 пфеннигов за чашку. Дождь обошёлся дороже.
Циклон отозвался не только на погоде, «барометр настроений» тоже колебался между «солнечно» и «буря» и описывал свои круги и в гоночном лагере. Чувствительные к климату люди предпочитали обходить стороной центры непогоды, которые образовывались под влиянием более или менее хороших результатов тренировки. Единственной постоянной величиной оставался дождь.
Сильверстоун - оставшийся со времён войны и более не использующийся аэродром - теперь служит ареной для мирных схваток, но легче он от этого не стал. Нация мореплавателей не могла не обозначить «фарватер» трассы «буями». Автогонщики к такому не привычны, даже если они прибыли из-за моря. Волнение усилилось и после того как Фанхио завоевал «голубую ленту» быстрейшего круга тренировки - с абсолютно рекордным временем в 161,56 км/ч, он первым столкнулся с одним таким буем. Что-то хрустнуло, левое переднее крыло окрасилось в жёлтый цвет буя и некоему механику из Штутгарда выпало задание выправить его за ночь обратно. Немцев можно обвинять в чрезмерном рвении, но зато они всегда все успевают.
Сильверстоун - это плоская кольцевая трасса, на которой нет ни одной прямой длиннее, чем 500 метров, ни одной, на которой можно по-настоящему разогнаться. Один круг имеет длину 4,8 километра и состоит из восьми поворотов, некоторые из которых неприятно опускаются на внешнюю сторону, и очень важно взять их точнейшим образом, размеренно выйти из поворота и без потери времени войти в следующий: это дело для отъявленных жонглёров. Трасса для мастеров торможения.
Два раза по одному часу тренировки это слишком мало для этой трассы, особенно для тех гонщиков, которые - как Клинг - стартовали в Сильверстоуне впервые.
Когда этот репортаж будет опубликован, у Mercedes будет уже два типа гоночных машин вместо одного: «аэродинамический» (как в Реймсе) и «монопосто» (для Гран При Европы на Нюрбургринге). В принципе все гоночные машины являются «monoposti». Но новое значение термина «монопосто» должно - в отличие от полностью обтекаемого - подчеркнуть стройную, маневренную, с лучшим обзором форму кузова и меньший вес.
Вероятно, в Mercedes пожалели уже на тренировке Сильверстоуна, что «монопосто» был еще не готов. Возможно, тогда бы не поднялись такие высокие «волны» и буй остался на своем месте. Но, в конце концов, гонки хороши не только для побед, но и для набирания опыта. Часто бывает так, что только тысячи километров самых тяжёлых нагрузок подтверждают старое правило, что ни одна цепь не крепче, чем ее самое слабое звено. После того как машина Фанхио оставила позади эти тысячи километров тренировок и гонок, в самый неподходящий момент, время наступления которого находится исключительно во власти богов, появились проблемы с переключением передач, одна из скоростей (мне кажется, четвертая в пятискоростной коробки передач) постоянно выпадала. Фанхио проходилось рукой застопорить рычаг и для последних кругов этой дьявольской трассы в его распоряжении осталась только левая. Думаю, не требует объяснений, почему его скорость упала - однако результат показывает, что упала она немного - и тем выше нужно оценить мастерство Фанхио.
Святой Петр подарил британскому Гран-при тридцать солнечных квалификационных минут, из которых Фанхио использовал 1:45, чтобы, во-первых, установить с 161,56 км/ч новый абсолютный рекорд квалификации, а во-вторых, поставить свой Mercedes и себя самого на первое стартовое место. Тот самый знаменитый циклон как раз прошёл мимо.
Для сравнения: предыдущий рекорд круга «свободной формулы»: 161,2 км/ч (Фарина/Ferrari), рекорд 2,5-литровой формулы: 154,22 км/ч (Гонзалес/Ferrari). Для сравнения подходит только эта последняя цифра.
В самой гонке Фанхио на Mercedes и гнавшийся за ним Гонзалес на Ferrari почти одновременно показали лучшее время круга - 154,29 км/ч, таким образом, несмотря на дождливую погоду немного превысив старый формульный рекорд.
Двум аргентинским радиокомментаторам, которые уже все лето колесят по гоночным трассам Европы, выпал удачный день: Гонзалес, Фанхио и Мирес, три аргентинских «corredores», предложили их слушателям дома «автомобильный бой быков».
31 стартующий - это достаточно плотный пелетон для 4,8-километровой трассы. В конце - заводская команда Maserati, так как она не появилась на тренировке. Поэтому обгоны начались уже с первой секунды.
Примернo через две минуты первый пассаж: Гонзалес (Ferrari), Хоторн (Ferrari), Мосс (Maserati), Фанхио (Mеrcedes), Бера (Gordini), Маримон (Maserati) - стартовавший из последнего ряда (!!) - Клинг (Mercedes), Тринтиньян (Ferrari) и остальные.
Затем Фанхио стал непреклонно прорываться вперед. После пяти кругов: Гонзалес, Фанхио, Хоторн, Мосс, Бера и Маримон. Уже тогда стало совершенно ясно, что они составят лидирующую группу.
Фанхио ехал с кристально чистым расчётом: оставаться в тени Гонзалеса и атаковать в правильный момент. Легче сказать, чем сделать. Мешают буи по краям. Фанхио сбил один слева, потом еще один справа, кузов же такое не любит.
Очевидно, пострадала и обтекаемость воздухом. Но все же! Между тем оба англичанина, Хоторн и Мосс, боролись между собой с переменным успехом. Почти две трети гонки Фанхио, как планировалось, оставался позади Гонзалеса. Но в это время, вероятно, начались сложности с коробкой передач и усилился дождь.
Бера сошёл из-за повреждения прокладки - если бы только у него была более надежная машина. Радость Англии по поводу Мосса - а у него больший круг поклонников, чем у Хоторна - была омрачена. За десять кругов до конца он выбыл со второй позиции из-за сломавшейся задней оси, на этом исход гонки был предрешён.
1 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Ferrari | 90 | 2:56'14 | ||
2 | Майк Хоторн | Ferrari | 90 | 2:57'24 | ||
3 | Онофре Маримон | Maserati | 89 | 2:57'00 | ||
4 | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | 89 | 2:57'27 | Повреждения шасси / коробка передач | |
5 | Морис Тринтиньян | Ferrari | 87 | 2:56'15 | ||
6 | Роберто Мьерес | Maserati | 87 | 2:56'17 | ||
7 | Карл Клинг | Mercedes | 87 | 2:57'15 | ||
8 | Кен Уортон | Maserati | 86 | 2:57'15 | ||
9 | Андре Пилетт | Gordini | 86 | 2:57'46 | ||
10 | Боб Джерард | Cooper | 85 | 2:57'54 | ||
11 | Дон Боумен | Connaught | 84 | 2:57'47 | ||
12 | Харри Шелл | Maserati | 83 | 2:56'20 | ||
13 | Лесли Марр | Connaught | 82 | 2:57'06 | ||
нф | Стирлинг Мосс | Maserati | 80 | Коробка передач / трансмиссия / задняя ось | ||
14 | Лесли Торн | Connaught | 78 | |||
нф | Билл Уайтхауз | Connaught | 63 | Система подачи топлива / двигатель | ||
нф | Жан Бера | Gordini | 54 | Задняя подвеска | ||
нф | Рой Сальвадори | Maserati | 53 | Маслопровод коробки передач | ||
нф | Maserati | 44 | Авария | |||
Принц Бира | 42 | Отдал автомобиль Флокарту | ||||
Рон Флокарт | 2 | Взял автомобиль Биры / авария | ||||
15 | Хорейс Гоулд | Cooper | 44 | |||
нф | Maserati | 40 | Давление масла / двигатель | |||
Луиджи Виллорези | 30 | Отдал автомобиль Аскари | ||||
Альберто Аскари | 10 | Взял автомобиль Виллорези / давление масла / двигатель | ||||
нф | Джон Ризли-Причард | Connaught | 40 | Авария | ||
нф | Редж Парнелл | Ferrari | 25 | Двигатель | ||
нф | Альберто Аскари | Maserati | 21 | Шатун | ||
нф | Клемар Букки | Gordini | 18 | Авария | ||
нф | Питер Коллинз | Vanwall | 16 | Прокладка головки цилиндра | ||
нф | Робер Манзон | Ferrari | 16 | Блок цилиндров | ||
нф | Питер Уайтхед | Cooper | 4 | Двигатель / утечка масла | ||
нф | Луи Розье | Ferrari | 2 | Двигатель | ||
нф | Эрик Брэндон | Cooper | 2 | Двигатель | ||
нс | Алан Браун | Cooper | ||||
нс | Родни Наки | Cooper | Автомобиль использовал Брэндон |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1954 г.