02-1955г. Гран-При Монако
Небо и Средиземное море были одинаково лазурными, когда после обеда в четверг первые гоночные моторы взвыли подобно отрывистому, хриплому реву хищников. В гавани качались роскошные яхты европейских богачей, которые все без исключения казались шлюпками рядом с личной яхтой судовладельца Онассиса. И тогда началась борьба за первые три места на старте. Быстро выяснилось, что в схватку обеих заводских команд Mercedes и Lancia с их лидерами Фанхио и Моссом с одной стороны и Аскари с молодым Кастеллотти с другой, Ferrari не сможет вмешаться вообще, а Maserati только со своим лучшим гонщиком Берой. Когда уже определилось, что страстно желаемые и возможно решающие на узкой трассе Монте-Карло места в первом ряду отойдут Фанхио, Моссу вместе с Аскари, третий гонщик Mercedes Херрманн все еще пытался улучшить свое время, становился от круга к кругу быстрее на незнакомой ему трассе, пока ближе к концу тренировки его не вынесло из быстрого левого поворота круто поднимающейся вверх "Авеню де Монте-Карло". Mercedes занесло, развернуло и он врезался в каменную балюстраду, которую разбил. Колеса повисли над обрывом, и он замер за несколько сантиметров до того места, где бы потерял равновесие и свалился вниз. Херрманн отделался болезненной травмой таза, вероятно, он довольно надолго выйдет из строя. Временная потеря его и машины это расплата за тактику, требующую от молодых гонщиков все лучших и лучших результатов при отсутствии регулярного обучения.
Mercedes предоставил тренировочную машину французу Симону. У этого автомобиля еще не было перенесённых на передние колеса тормозов и укороченной до 2,15 м колесной базы, по мощности он также уступал машинам Фанхио и Мосса, у которых теперь должно быть около 290 л.с. против 260-265 у Ferrari и Maserati. У Ferrari увеличили колёсную базу в ущерб устойчивости на дороге, в то время как у Lancia не было заметно значительных изменений. Фарина и Таруффи не были особо довольны Ferrari, им явно не хватало мощности на средних оборотах. Новая, сконструированная специально для Монте-Карло 2-цилиндровая Ferrari выдает при частоте вращения 4000 об/мин на 30 л.с. больше, чем 4-цилиндровая, но она пока еще уступает на высоких оборотах. А корифею Широну, которому туринская фирма доверила четвертую заводскую Lancia, оставалось только грустно вспоминать то время, когда он выиграл в своем родном городе. Но это было в 1930 году, четверть века назад. Монегаск подарил бы своим соотечественникам более достойное зрелище, если бы проехал перед гонкой круг почёта на старой Bugatti своих славных времен. И все-таки капризная удача этого города рулетки позволила ему привести свою Lancia на 6 месте, хоть и с отставанием на 5 кругов.
На этот раз счастье сопутствовало осторожным. Сначала все шло к подавляющей победе Mercedes: Фанхио и Мосс уверенно захватили лидерство, после того как Кастеллоти смог в начале удержаться между ними, и постоянно увеличивали свой отрыв от середины пелетона. Тот состоял из Кастеллотти и Аскари, за ними следовали гонщики Maserati Бера, Мирес и Пердиса, потом Тринтиньян и Шелл на Ferrari, Хоторн на своем Vanwall и Симон на третьем Mercedes. Фарина оказался втянутым в бесчисленные маленькие столкновения и ему пришлось остановиться в боксах уже на первом круге, но чуть более, чем через 1 минуту он снова продолжил гонку. Вначале казалось, что гонщики Lancia Аскари и Кастеллотти смогут удержать темп Mercedes, но это впечатление улетучилось уже после пары кругов на этой городской карусели. Mercedes настолько превосходили всех остальных, что гонка почти перестала быть интересной. В то время как немецкие машины с ужасным шумом наматывали круги, кое-что произошло у них за спиной. Мирес остановил свою Maserati на краю трассы. Манзона развернуло, и он сошел, равно как и Розье. Кастеллотти вынужден был заехать в боксы и потерял время. Бера атаковал Аскари и экс-чемпион мира не смог помешать Maserati обогнать себя и вскоре создать отрыв в 10 секунд, который Бера постоянно увеличивал. Симон плохо управлялся со своим Mercedes, возможно были проблемы с мотором, как бы то ни было он заехал в боксы и сошел. Виллорези не радовала его Lancia, и еще меньше Широна, которого постоянно обгоняли на круг. Таруффи вынужден был провести четверть часа в боксах и затем передал машину новичку команды Ferrari бельгийцу Фрие, который волей не волей стал последним. После 40-го круга мало кто из зрителей имел представление о положении в гонке, так как на короткой трассе обгоны на круг следуют один за другим.
Очевидно одно: Мосс атакует Фанхио. Англичанин уверенно управляется с Mercedes и если при обгоне более медленного соперника его иногда оттирают от Фанхио, он немедленно нагоняет и начинает давить. Сомнительно, что это соответствовало командной тактике и в любом случае сложилось впечатление, что Мосс с лёгкостью удерживал темп Фанхио - и внезапно он закончил 50 круг в одиночестве. Mercedes Фанхио остановился у вокзала Монте-Карло с неизвестной поломкой. Отличная езда Беры, который теперь шел на втором месте, не получила должного вознаграждения, ему пришлось на 2:45 минуты заехать в боксы. Между тем остановили Пердису, молодого гонщика Maserati, который великолепно сражался: Бера сел в машину и начал погоню заново, чтобы присоединиться к лидирующей группе. На тот момент машина Пердисы уже отставала на круг. Когда молодой член команды Maserati продолжил гонку на машине Беры, мимо как раз проезжал Аскари, и было интересно наблюдать, как он смог повиснуть у него на хвосте и круг за кругом удерживать темп.
Стирлинг Мосс остался последним из Mercedes. Аскари шел примерно в 1,5 минутах позади, за ним очень аккуратно едущий Тринтиньян на Ferrari, который, как его коллеги Фарина и Шелл, не был особо быстр, но зато очень стабилен. Бера снова пробился на 6 место, а еще дальше позади Фарина делал все возможное, чтобы наверстать упущенное вначале время. Теперь молодой победитель Милли Милья выиграет еще и Монте-Карло, так думали все, пока он, не уменьшая скорости, круг за кругом проносился мимо - и тут на 80-м кругу он внезапно прибыл в боксы с дымящимся мотором, вылез... конец. Механики только взглянули на мотор и увели последний Mercedes с трассы.
А позади спокойно наматывают круг за кругом Ferrari.
Пока Нойбауэр отменял заказ на победный пир, внезапно исчез лидирующий Аскари. Его занесло в шикане, Lancia пробила балюстраду и, перевернувшись, свалилась в Средиземное море. Несколько гребков, поддерживающие руки с близлежащей лодки, и Аскари выловлен. А Lancia между тем лежит на дне моря, но, слава богу, гонщик не пострадал. Теперь шанс получил Бера? Отлично едущий и любимый всеми француз заслужил это, но его развернуло несколькими кругами спустя в левом повороте перед казино, где Maserati замерла с оторванным задним колесом.
Теперь впереди оказался Тринтиньян, о котором никто не думал, так незаметно он ехал в середине пелетона. Затем шли Кастеллотти (Lancia) и Пердиса, сразу за ним Фарина. Ему удалось даже обогнать Пердису, но молодой гонщик завоевал себе шанс и снова обошёл Фарину. На одном круге с этими двумя, которые уже на один круг отстали от лидера, находился еще только Виллорези. Кастеллотти от круга к кругу уменьшал свой отрыв от Тринтиньяна; если бы он ехал так дальше, ему бы удалось обогнать ведущего. Но его, вероятно, где-то развернуло, так как он внезапно потерял много времени, а 10 секунд много означают в Гран-при. Десять гонщиков еще были в гонке и на этом все осталось без изменений. Тринтиньян прибыл к финишу с 21- секундным преимуществом перед Кастеллотти - не очень убедительная, но хорошая победа для Ferrari, которая, казалось, совсем не имела шансов здесь, в Монте-Карло.
Резюмируя, можно сказать, что Mercedes-Benz имеет в своем распоряжении, вероятно, самые мощные и несомненно самую устойчивые машины, которые вопреки всеобщим ожиданиям превосходили соперников на богатой поворотами и медленной трассе Монте-Карло - но они не выдержали. Скорее всего, уже на следующем Гран-при в Спа это будет по-другому, но, по крайней мере, на Лазурном берегу в боксах Mercedes можно было увидеть недовольные лица. Благодаря невезению Аскари и Беры сошли самые быстрые после Mercedes машины, а так как с другой стороны Фарину и уже сейчас великолепного Кастеллотти откинули назад остановки в боксах, на этот раз настала очередь тех, кто ехал выжидаючи, а Кастеллотти с Фариной, по крайней мере, заняли 2-е и 4-е места. И Ferrari и Lancia привели к финишу по три из четырех стартовавших машин, хотя и частично с таким большим отставанием, что при нормальном течении гонки они бы закончили далеко сзади. В любом случае вопреки ожиданиям машины Lancia отлично выдержали, и Ferrari тоже вернули себе утерянную после По и Бордо надёжность. В течении следующих недель в Унтертюркхайме будут напряженно работать над этой областью и несомненно добьются успеха.
И разве это не было бы приятным спортивным жестом, как в теннисе поздравить после гонки победившего соперника?
1 | Морис Тринтиньян | Ferrari | 100 | 2:58'09.8 | ||
2 | Эудженио Кастеллотти | Lancia | 100 | 2:58'30.0 | Пит-стоп / тормоза / расслоение шины | |
3 | Maserati | 99 | 2:59'22.3 | |||
Жан Бера | 42 | Отдал автомобиль Пердизе | ||||
Чезаре Пердиза | 57 | Взял автомобиль Бера | ||||
4 | Нино Фарина | Ferrari | 99 | 2:59'28.4 | Пит-стоп / колесо | |
5 | Луиджи Виллорези | Lancia | 99 | 2:59'59.0 | ||
6 | Луи Широн | Lancia | 95 | 2:58'59.1 | ||
7 | Жак Полле | Gordini | 91 | 2:59'50.2 | ||
нф | Maserati | 86 | Разворот | |||
Чезаре Пердиза | 40 | Отдал автомобиль Бера | ||||
Жан Бера | 46 | Взял автомобиль Пердизы / разворот | ||||
8 | Ferrari | 86 | 2:58'17.7 | |||
Пьеро Таруффи | 50 | Отдал автомобиль Фреру | ||||
Поль Фрер | 36 | Взял автомобиль Таруффи | ||||
9 | нф | Стирлинг Мосс | Mercedes | 81 | 2:58'22.2 | Двигатель |
нф | Альберто Аскари | Lancia | 80 | Авария / упал в залив | ||
нф | Харри Шелл | Ferrari | 68 | Двигатель | ||
нф | Роберто Мьерес | Maserati | 64 | Задний мост | ||
нф | Эли Байоль | Gordini | 63 | Задний мост | ||
нф | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | 49 | Задняя ось | ||
нф | Робер Манзон | Gordini | 38 | Коробка передач | ||
нф | Андре Симон | Mercedes | 24 | Использовал автомобиль Херрманна / клапан | ||
нф | Майк Хоторн | Vanwall | 22 | Тяга управления дроссельной заслонкой | ||
нф | Луи Розье | Maserati | 8 | Трещина в масляном баке | ||
нф | Луиджи Муссо | Maserati | 7 | Трансмиссия | ||
нкв | Лэнс Маклин | Maserati | ||||
нкв | Тед Уайтуэй | HWM | ||||
нс | Ханс Херрманн | Mercedes | Авария / внутренние повреждения |
Перевод и набор: Вадим Русов>
"Auto, Motor und Sport", 1955