Гран-При Голландии 1955 года: снова дубль Mercedes
Гран-При Голландии 1955 года: снова дубль Mercedes
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1955г. Гран-При Голландии

05-1955г. Гран-При Голландии

На своеобразной трассе в дюнах оставшиеся в гонках Гран-при не смогли справиться с Mercedes.
Почему уже в начале года мы занесли в наш календарь Большой Приз Голландии? Потому что трасса Зандвoорт единственная из больших европейских трасс Гран-при, с которой мы еще не знакомы? Потому что мы, через почти 30 лет, снова хотели увидеть Голландию? Потому что, как мы слышали в прошлые годы, немцы являются в Голландии нежеланными гостями? (На домах мы увидели больше черно-красно-золотых флагов, чем у нас). Потому что мы хотели, наконец-то, увидеть, как старик Рейн устало и бессильно перекачивается в море современным шлюзом у Катвик аан Зее?
Самые разные причины привели нас в Голландию.
Только спортивной среди них не было.

Ну что же могло произойти в спортивном плане? Уже в первой половине гонки в Монте-Карло можно было увидеть, что Mercedes-Benz сконструировал не только специальные машины, частично снова с внешним расположением тормозов, для гоночных трасс с многочисленными следующими друг за другом узкими поворотами, но сделал мотор благодаря идеальной дозировке топливно-воздушного впрыска еще более мощным и хватким, а благодаря дальнейшему совершенствованию привода клапанов более надёжным.
В Спа стало ясно, что Lancia не представляет более опасности для 1955-й модели Mercedes.
"Эта формула больше для нас не интересна" - сказал мне Рудольф Уленхаут, начальник отдела испытаний Daimler-Benz "мы решили поставленную задачу, и как показал Ле Ман, при современном уровне техники соперников мы уже не можем в этом году проиграть и в гонках спортивных машин. Разве что из-за несчастливых случайностей. Когда мы вынуждены были закончить Ле Ман, мы лидировали перед быстрейшим Jaguar. При начавшемся дожде противники нас бы больше не увидели"
Так сказал Рудольф Уленхаут, чья скромность и спортивная сдержанность не подвергается сомнению даже соперниками. И у нас нет причин не доверять его словам. Зандвоoрт снова это доказал.
Зандвоорт не легкая трасса. Она имеет длину 4,193 км, начинается на 700 метровой стартовой прямой, узкий северный поворот поднимается на гряду дюн и спускается после двух легких изгибов в опасную «шпильку» позади боксов, потом трасса снова поднимается в волнистые дюны и после двух узких правых и одного узкого левого поворота и еще одиннадцати частично правых, частично левых изгибов, чью скорость еще нужно изучить, упирается обратно в финишную прямую.
Лучший круг, который Мирес проехал уже в первой четверти гонки, чтобы догнать Клинга, был зарегистрирован с 1:40,9 минут. Это соответствует в среднем 150 км/ч. Средняя скорость по всей гонке победителя Фанхио составила 144,43 км/ч. То есть трасса не относится к особо медленным, как Монте-Карло, и не к быстрым, как Реймс. Ее скорость находится скорее где-то в районе Нюрбургринга и Бремгартена. Но благодаря своей однообразной топографии в плоском дюнном ландшафте ее намного сложнее запомнить и в своих характеристиках она далеко не такая примечательная как немецкая или швейцарская трассы Гран-при. Это стало роковым и для Карла Клинга, который, в отличие от Мосса и Фанхио, ехал на этой трассе впервые и при попытке оторваться от Беры и еще больше увеличить темп, мгновенно улетел в песок. То, что без проблем возможно в Монце, то есть своими силами вернуть на трассу вылетевшую, но не повреждённую машину, в Зандвоорте практически нереально. Исправиться здесь нельзя. Машина застревает в песке и сходит. Не в последнюю очередь поэтому Пит Нортье называет «свою трассу» самой безопасной в мире.
Ее история небезынтересна. Под шифром документа <<План оперативного развёртывания с подьезными дорогами в области дюн севернее Зандвоорта VIII/10 1942>> были выделены рабочие Атлантического вала [«Атлантический вал» — система долговременных и полевых укреплений длиной свыше 4000 км, созданная германской армией в 1940—1944 вдоль европейского побережья Атлантики от Дании до границы с Испанией с целью предотвращения вторжения союзников на континент.]
для постройки современной стартовой прямой, паддока и прилегающих частей трассы. Старый гоночный лис Пит Нортье и мэр Зандвоорта ван Альфен, которые использовали для постройки и укрепления почвы обломки взорванных зданий Зандвоорта, думали при этом конечно не о развёртывании морской пехоты и немецких колонн ОТ [«Организация Тодта» (сокр. ОТ) - организованная в 1938 году организация для строительства военных объектов, получившая название по имени своего руководителя Фрица Тодта], а о параде гонщиков в те будущие времена, которые обещали для Зандвоорта более мирных гостей.
Ход гонки в общем не был нарушен никакими событиями, которые обычно делают гонку интересной, не говоря уж о напряжённой.
Фанхио, как и часто, стартовал слегка преждевременно, выиграл первую позицию и не отдавал ее вплоть до победы. Муссо, самый упорный преследователь команды Mercedes, который доказал на этой богатой поворотами трассе, что он отличный гонщик, только один круг продержался между Фанхио и Моссом, а затем великолепно едущий Мосс присоединился к своему лидеру Фанхио, вытеснил Муссо на третье место и от круга к кругу все больше от него удалялся.
Начавшийся дождь только увеличил отрыв обоих лидирующих Mercedes до 45 секунд, а когда Муссо развернуло на его Maserati в повороте «Энтре» перед трибунами на 84 (из 100) круге, он так спокойно удержал машину, что следующие за ним, но отстающие на круг, Мирес и Бера смогли без сложностей обогнать. Однако он потерял столько времени, что Нойбауэр смог послать на трассу своего «главного указчика» Вёрнера со знаком 1:05. Нойбауэр продолжал притормаживать своих обоих лидеров, которые разумно оставили взаимную борьбу, знаками «Pi» и «RG» и действительно, Фанхио и Мосс слаженно довели свой дуэт в дюнах до конца.
Кроме этой тройки, никто за всю гонку не делал попытки вмешаться в борьбу за лидерство. Ему бы это и не удалось, так как у Фанхио, как и у Мосса, очевидно оставались сильные резервы и они могли бы еще более взвинтить темп на трассе.
Только в середине пелетона во время гонки было некоторое разнообразие. На 21 круге Бера и Хоторн возбуждённо просигнализировали руками перед боксами. Так как в тоже время пропал Клинг, эти знаки явно относились к нему. И действительно, находясь позади Муссо и Беры на пятом месте, его развернуло в одном из виражей, и он вылетел с трассы. Невезучему Карлу Клингу пришлось снова вернуться в боксы пешком. Хоторну, который снова ездит на Ferrari, тоже пришлось многократно останавливаться в боксах, чтобы правильно настроить амортизаторы. Из-за этого он откатился в конец пелетона, не имея возможности присоединиться хотя бы к средней группе. Так как в середине пелетона ни Кастеллотти, ни Хоторну не удалось впечатляюще выступить за моденскую конюшню, Ferrari осталось надеяться на победителя Монте-Карло Тринтиньяна. Однако на 67 круге у него сломалась коробка передач. На этом наступил конец и для самой многообещающей из всех новых Super-Squalo.
За 20 кругов до того сошла с поломкой заднего моста лучшая машина замыкающей части пелетона Gordini Манзона.
Итак, это была гонка, в которой ни разу не пришлось задержать дыхание. Гран-при, которого полностью лишило любой спортивной привлекательности подавляющее техническое и человеческое превосходство машин Mercedes-Benz, и когда после 100 кругов Минхер ван Хаарен опустил перед носом чемпиона мира Хуана Мануэля Фанхио и его «тенью» Стирлингом Моссом клетчатый флаг.
Прошло какое-то время, пока машины четырёх лучших прикатили к подиуму для церемонии награждения и Фанхио смог получить венок и кубок. Пока немецкий гимн отдавал должное работе мерседесовцев, которые скромно стояли в сторонке, чёрная Ferrari, эскортируемая блестящими парадными полицейскими, уносилась прочь по другой стороне трассы: принц Бернар Нидерландский поднял руку, приветствуя свой народ - и был таков.



1
Хуан-Мануэль ФанхиоMercedes1002:54'23.8
2
Стирлинг МоссMercedes1002:54'24.1
3
Луиджи МуссоMaserati1002:55'20.9Разворот
4
Роберто МьересMaserati992:54'46.3
5
Эудженио КастеллоттиFerrari972:54'45.5
6
Жан БераMaserati972:54'59.3
7
Майк ХоторнFerrari952:54'45.9
8
Нано да Силва-РамосGordini922:54'58.8
9
Луи РозьеMaserati922:56'28.5
10
Жак ПоллеGordini902:55'18.4
11
Джонни КлэзFerrari882:56'18.8

нфМорис ТринтиньянFerrari65
Коробка передач

нфРобер МанзонGordini44
Задний мост

нфХорейс ГоулдMaserati23
Авария

нфКарл КлингMercedes21
Разворот

нфПитер УокерMaserati2
Колесный подшипник

Перевод и набор: Вадим Русов>

„Auto, Motor und Sport“ 1955



Знаете ли Вы что...