Незачетный Гран-При Мельбурна 1958 года: Австралийская прогулка Мосса
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1958г. - Незачетный Гран-При Мельбурна

1958г. - Незачетный Гран-При Мельбурна

В пятидесятых годах Австралия и Новая Зеландия считались «задворками империи» и захолустьем с точки зрения автоспорта, центр которого был сосредоточен в Европе и США (хотя американцы уже тогда «играли» в свой оригинальный автоспорт). В Австралию же, несмотря на наличие нескольких гонок национального чемпионата, большого числа местных автолюбителей и целого ряда оригинальных самодельных машин, европейцы не очень-то любили ездить – далеко, дорого и не очень выгодно. Призовые суммы с той стороны земного шара были невысокими, и поездку можно был оправдать, разве что, если продать там машину, на которой выступал в гонке.
К слову, примерно в то же время к этому методу прибегал Берни Экклстоун, который отправлял собственную команду в Новую Зеландию в качестве подвижной рекламы – пилоты стартовали в гонке, а потом предлагали местным автолюбителям европейские машины Ф1 по сходной цене.
Но у Стирлинга Мосса в 1958 году нашли другие, некоммерческие мотивы для перелета в Австралию. Во-первых, в Европе наступила зима, а ГП Мельбурна, проходивший 30 ноября попадал как раз на конец теплой австралийской весны. Во-вторых, в гоночном календаре англичанина, стартовавшего едва ли во всех гонках подряд, образовалось длительное окно – опять же в связи с зимой и межсезоньем – которое надо было чем-то заполнить. И в-третьих, Стирлинга пригласил в Австралию его приятель и новый напарник по команде Cooper, молодой Джек Брэбем. Вырисовывалась вполне приличная увеселительная прогулка.
Гран При Мельбурна проходил там же, где сейчас проходит Гран При Австралии – в Альберт Парке – с той лишь разницей, что пятьдесят лет назад машины ехали против часовой стрелки, а не по, как сейчас. Трасса же была в меру кочковатой и достаточно опасной – никаких специальных ограждений, отбойников и зон безопасности на ней просто не было – в общем, страшный сон Макса Мосли. Но в те годы этим сложно было кого-либо удивить – даже в «продвинутой» Европе стандарты безопасности никем не соблюдались по крайне простой причине, их просто не существовало.
К участию в Гран При Мельбурна, девятом и предпоследнем этапе национального Чемпионата, допускались все желающие – гонка проходила по классу «свободной формулы» – но явными фаворитами считались именно Мосс и Брэбем, которые привезли с собой из Европы новенькие Cooper T45 с двухлитровыми двигателями Climax, выступавший в Чемпионате Европы Ф2. Кроме них на стартовой решетке собрался целый паноптикум из самых разнообразных машин. Тут был и Cooper-Climax T41 с полуторалитровым мотором, и монстрообразные Ferrari Type 125 и Maybach с моторами объемом 4,5 литра. «Формулы», преимущественно европейского производства, стояли вперемешку с кузовными спорткарами типа Maserati 300S, Jaguar D Type. Приехали в Мельбурн и несколько местных самодельных гоночных машин – концепт Repco Holden Spcl, Lukey Bristol и WM Special.
Стоит ли говорить, что два первых места по результатам квалификации достались Моссу и Брэбему (при этом британец опередил своего австралийского приятеля на секунду), которые просто уехали со старта вперед, не дав, своим невольными соперникам времени опомниться. Собственно, все 32 круга гонки звезды провели в гордом одиночестве.
Поначалу они еще обменивались «выпадами», но затем Стирлинг уехал вперед, нарастив к финишу почти сорокасекундное преимущество.
Что же касается других участников гонки, то пилот, занявший третье место, отстал от пары победителей на круг, а приехавший на финиш пятым – на два. При этом замеры лучшего времени прохождения руг показали, что свои круги Стирлинг Мосс и Джек Брэбем проезжали на шесть-семь секунд быстрее лучшего из своих соперников, и почти на десять секунд основной массы пелетона.
Просто потрясающая и убедительная демонстрация скорости европейских машин, сражавшихся на трассах ведущих Чемпионатов, и таланта гонщиков мирового уровня, лишний раз показавшая австралийцам, куда и к чему им нужно стремиться. Надо отдать «антиподам» должное – уже через несколько лет Чемпионат Gold Star проводился исключительно на машинах класса Формулы-1, с середины 60-х в Австралии и Новой Зеландии начинает проводиться исключительно популярная среди европейских гонщиков и команд, так называемая Тасманская Серия, примерно в то же время на арену Чемпионата Мира выходит команда McLaren и появляется целая группа пилотов из того региона. А в 1996 году Альберт Парк, к тому времени уже несколько раз перестроенный, принял у себя этап Чемпионата Мира Ф1.
P.S. А Мосс, кстати, задержался в Австралии аж до января – в первых числах 1959 года он перебрался в Нову Зеландию, где с такой же легкостью выиграл гонку Ардморе, и лишь оттуда вернулся назад в Европу.


Пилот
Машина
Объем двигателя
Время
Лучший круг
1
С. Мосс
Cooper-Climax T45
2014
60:41.2
01:50.0
2
дж. Брэбем
Cooper-Climax T45
1960
+ 39.0
01:51.6
3
Д. Уайтфорд
Maserati 300S
2992
+1 круг
01:58.0
4
Б. Стиллвел
Maserati 250F
2496
+1 круг
01:58.2
5
Л. Люки
Lukey Bristol
2157
+2 круг
01:59.2
6
Б. Питт
Jaguar D Type
3442
+2 круг
02:01.6



Знаете ли Вы что...