Обзор 60-х годов: Первые эксперименты
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

60-ые Первые эксперименты

60-ые Первые эксперименты

Шестидесятые годы начались так же, как кончились пятидесятые - с триумфа австралийца Джека Брэбэма, чей Cooper-Climax благодаря среднемоторной концепции был образцом для остальных конструкций. Успешная модель с индексом 153 оснащалась 4-цилиндровым мотором мощностью 240 л.с., который разгонял болид весом 440 кг почти до 300 км/ч. Лишь однажды, когда английские фирмы не участвовали в Гран-При Италии, поскольку опасались ужасающего наклонного трека Монцы, триумфировал один из классических переднемоторных "динозавров": американец Фил Хилл обессмертил себя этой исторической победой за рулем Ferrari 246.

Страх смерти
1960 г. отчетливо показал всю опасность гонок Гран-При ранних лет. Во время этапа в Бельгии погибли два пилота, еще двое были тяжело ранены. Талантливый Крис Бристоу потерял контроль над своим Cooper и погиб после нескольких ужасных переворотов. Вторая трагедия стоила жизниАлану Стейси. Гонщик Lotus вылетел с трассы после того, как в лицо ему на полной скорости врезалась птица.
Интегральные шлемы появились только через 8 лет. Чтобы уменьшить риск, к началу сезона 1961 г. допустимый рабочий объем моторов уменьшили с 2,5 до 1,5 л.

У Porsche не было шансов
Тем не менее 1961 г. прошел под знаком превосходства Scuderia Ferrari. Мощность двигателя модели 156 с легендарным "акульим" носом составляла 190 л.с. Ни Climax, ни Porsche не могли обеспечить такую мощность. 4-цилиндровый немецкий мотор с воздушным охлаждением развивал всего 160 л.с., силовой агрегат Climax - еще меньше. Заводские гонщики Ferrari Фил Хилл, граф Берге он Трипс и Ричи Гинтер благодаря мощи двигателей своих машин играли с противниками, как кошка с мышью. В Бельгии, где местный гонщик Оливье Жендебьен дополнил победоносное трио, команде удалось занять первые четыре (!) места. Лишь на Северной петле Нюрбургринга и в Монако, трассах, требующих исключительного водительского мастерства, Стирлинг Мосс смог на своем Lotus-Climax утереть нос итальянской "армаде". Фил Хилл стал первым американцем - чемпионом мира, но в час триумфа пролились и слезы. 10 сентября в Монце погибает фон Трипс, столкнувшись с новичком Джимом Кларком.

В 1962 г. дебютировал монокок
На этот раз Ferrari находилась в тени британских конкурентов. Climax и BRM к началу сезона разработали 8-цилиндровые моторы. Окончательно исчезают карбюраторные конструкции. Несмотря на переход от авиационного топлива к обычному торговому бензину, уже к 1962 г. снова были достигнуты скорости 1960 г.! Инжекторные двигатели были неудержимы. Революция произошла и в конструкции шасси: шеф команды Lotus Колин Чэпмен, один из наиболее выдающихся технических умов Ф1, представил публике в 1962 г. Lotus 25 - первый автомобиль-монопосто с кузовом, построенным по принципу монокок. На месте классической трубчатой рамы находились собранные на заклепках коробчатые конструкции из легких металлов. Результат - очень жесткий кузов, дающий пилоту хорошую защиту. Пилоты больше не сидели в кокпите, они практически лежали на спине. Появились практически типичные для сегодняшней Формулы 1 маленькие рули, Только Ferrari еще год оставалась верна большим деревянным рулям.

Гонщик крепит камеру на своей машине
Итак, в 1962 г. Ferrari в роли догоняющего. Чемпионом стал гонщик BRM Грэм Хилл. Он победил в Голландии, Германии, Италии и ЮАР. До самого финала Хилл боролся за титул с Кларком, который сошел в последней гонке из-за дефекта мотора. Формула 1 еще находилась в "средневековье". Невозможно теперь представить, что творилось, например, во время квалификации на Северной петле. Голландец "голубых кровей" Карел Годин де Бофор, закрепил на своем Porsche 8-миллиметровую кинокамеру. На участке трассы "Fuchsrohre" ("Лисья нора" - А.Г.), где болиды на спуске приближаются к 300 км/ч, импровизированное крепление камеры сломалось. Хилл и Макларен, основатель знаменитой команды, избегая бломков, вылетели на траву - отбойников тогда еще не существовало. Чудом никто не пострадал!
До конца действия правил, ограничивавших объем 1,5 литрами - 1965 г., дальнейшие титулы завоевали Кларк и Джон Сертиз на Ferrari. Мощность возросла до 220 л.с. Малый рабочий объем позволял конструкторам не бояться большого числа цилиндров. Honda и Ferrari вывели на старт 12-цилиндровые конструкции, Climax сконструировал даже 16-цилиндровый агрегат! Ему предсказывали 225 л.с. мощности, но оппозитная британская конструкция так и не была доведена до готовности.

400 л.с. и впечатляющий звук
16-цилиндровый двигатель конструкции BRM действительно появился во второй половине 60-х, когда ступила в действие 3-литровая Формула. Агрегат развивал 400 л.с. и производил такой инфернальный шум, что свидетели вспоминают об этом и сегодня. Но сначала себя проявил Джек Брэбэм, бывший пилот Cooper, за рулем своего Brabham-Repco. Обладая мощностью 320 л.с. при 7500 об/мин, австралийский восьмицилиндровик, базировавшийся на алюминиевом блоке Oldsmobile, был самым слабым, но самым надежным среди применявшихся тогда конструкций.
4 июня 1967 г., в исторический для автоспорта день, в Цандфоорте дебютировал знаменитый впоследствии двигатель Ford V8 DFV. Уже в первой гонке Джим Кларк привел машину с таким мотором к победе. Этот агрегат впоследствии претерпел много модернизаций и был настоящим королем трасс, пока не был вытеснен турбомоторами. Однако этот двигатель появился слишком поздно, чтобы предотвратить дальнейший триумф команды Brabham -Repco. На этот раз победил коллега Брэбэма по команде Дени Халм, который не подвергался со стороны своего босса и конкурента никаким командным установкам.

1968 - появляются первые антикрылья
Незабываемым стал год 1968. Не только потому, что великий Джим Кларк погиб на гонке Формулы 2 в Хоккенхаймринге, не только потому, что безуспешно проводились эксперименты с полноприводными болидами и не только потому, что на машинах появились первые спонсорские наклейки. В 1968 г. у Формулы 1 выросли крылья! Впервые они появились в Спа в виде небольших конструкций на носу и корме машины. Но аэродинамика захватывала все новые области. В течение нескольких недель антикрылья достигли гигантских высот, сначала сзади на тонких ножках, потом аналогичные конструкции монтировались и впереди. Силы, которые воздействовали на антикрылья, тогда еще не умели правильно рассчитывать, и их кронштейны постоянно ломались. Грэм Хилл набрал в том сезоне больше всех очков и стал во второй раз чемпионом.
В 1969 г. на живописной городской трассе в Монтжуик-парке в Барселоне произошли две тяжелых аварии, когда сломались крпеления антикрыльев на машинах Lotus-Ford Риндта и Хилла. Это переполнило чашу терпения технических комиссаров. На следующем Гран-При в Монако чудовищные
конструкции были запрещены. Среди тех, кто протестовал более других, был Кен Тиррелл, тогдашний шеф Matra-Ford. Он полагал, что без антикрыльев болиды будут неуправляемы. Начальство заблуждалось: его пилот Джеки Стюарт и без крыльев-монстров стал чемпионом мира!

Чемпионаты мира среди пилотов
1960……………………………Джек Брэбэм Cooper Climax
1961……………………………Фил Хилл Ferrari
1962……………………………Грэм Хилл BRM
1963……………………………Джим Кларк Lotus Climax
1964……………………………Джон Сертиз Ferrari
1965……………………………Джим Кларк Lotus Climax
1966……………………………Джек Брэбэм Brabham Repco
1967……………………………Дени Халм Brabham Repco
1968……………………………Грэм Хилл Lotus Ford
1969……………………………Джеки Стюарт Мatra Ford
Чемпионаты мира среди конструкторов
1960……………………………Cooper Climax
1961……………………………Ferrari
1962……………………………BRM
1963……………………………Lotus Climax
1964……………………………Ferrari
1965……………………………Lotus Climax
1966……………………………Brabham Repco
1967……………………………Brabham Repco
1968……………………………Lotus Ford
1969……………………………Matra Ford








Знаете ли Вы что...