05-1961г. Гран-при Великобритании
На ранних стадиях гонки Стирлинг Мосс, управляя со смесью героизма и гениальности почти в равных соотношениях, фактически вывел Rob Walker Lotus на вторую позицию и удерживал ее с 10-го по 39-ый круг, после чего сошел из-за поломки тормозной магистрали. Несмотря на то, что ни один другой британский болид или пилот не оказались способными принять вызов Ferrari, Джек Брэбхем в порядке исключения провел хорошую гонку и финишировал четвертым, а Тони Брукс на B.R.M. ошеломил всех, установив быстрейший круг дня в самом конце гонки, будучи на ранних стадиях отброшенным назад из-за попадания дождевой воды на свечи.
Ferguson был дисквалифицирован из-за старта из боксов "с толкача” на 57-ом круге после того, как Джек Фэрман передал его Моссу.
ТРЕНИРОВКА
Четверг. – Большей противоположности в отношении окрестностей гонки и климата и не могло быть между освещенным солнцем великолепием Реймса под голубым небом и викторианской готикой Ливерпуля с прохладным ветром. Участники с континента вливались из устья туннеля Мерси в сбивающую с толку систему движения в Ливерпуле, а затем держали свой путь длиной в пять миль к Эйнтри по рабочему району Ливерпуля, где каждая следующая улица точь-в-точь похожа на предыдущую, так что однажды отклонившийся от курса несчастный чужак мог часами блуждать в поисках прежнего правильного маршрута.
После полномасштабного шторма с проливным дождем, прошедших в течение ночи, погода несколько смягчилась, и в четверг был яркий, прохладный приморский день с очень холодным ветром, рвущимся вниз по прямой. Когда фургоны вкатились в паддок Эйнтри в центре просторной лужайки, участников обещало быть так же много, как и перед началом сезона, без сюрпризов. Ferrari привезли три болида с двигателями V6, 120º для Фила Хилла, фон Трипса и Гинтера, и V6, 60º для Джанкарло Багетти – надежды Италии. Porsche прислали три болида с передней подвеской Формулы 2 для Боннье, Гарни и де Бофора, а два Centro-Sud Cooper-Maserati для Бандини и Натили дополнили список иностранных участников.
Британские команды были почти что прежними: заводские Cooper для Брэбхема и МакЛарена, болиды Team Lotus для Айленда и Кларка и два B.R.M. для Грэма Хилла и Брукса. Среди частников: Мосс за рулем Rob Walker Lotus, Генри Тейлор и Люсьен Бьянки на двух UDT/Laystall Lotus и Сэртиз с Сальвадори на Yeoman Credit Cooper. Наиболее интересным из частных участников был Ferguson, принадлежавший конюшне Rob Walker, снова с Фэрманом в качестве пилота, хотя в четверг и Мосс и Майкл Паркс также были за рулем болида. Мосс прошел круг за 2 мин. 0,6 сек., а Фэрман за 2 мин. 03,4 сек. Быстрейшим кругом дня был 1 мин. 58,8 сек., 90,91 миль/ч, установленный не менее чем четырьмя пилотами, Филом Хиллом, фон Трипсом и Гинтером на заводских Ferrari и Боннье (Porsche). Мосс установил 1 мин. 59,0 сек., также как и Брукс на B.R.M., а Айленд и Джимми Кларк прошли круг за 1 мин. 59,2 сек. на болидах Team Lotus.
Пятница. – Поскольку большую часть пятницы лил дождь, и трасса ни разу не просохла, времена двух часовых тренировочных сессий были значительно хуже установленных в предыдущий день. Быстрейшим был Мосс на Ferguson с кругом в 2 мин. 01,6 сек., установленным в самом начале тренировки перед тем, как трасса стала действительно мокрой. Затем Сальвадори установил 2 мин. 05,6 сек., а Ф. Хилл 2 мин. 05,8 сек. Все говорили, "А! Сейчас мы увидим, как Ferrari ведут себя в дождь", поскольку все их предыдущие гонки в этом сезоне прошли на сухих трассах, и сложилось общее мнение, что если бы гонка прошла в дождь, британские болиды могли бы иметь шанс. Между тем британские пилоты уступали Ferrari в ливень уже несколько кругов, и тем не менее, большинство из них уныло изменили свое мнение, поскольку управляемость Ferrari на истекающей мокрой трассе оказалась феноменально хорошей.
Эйнтри, суббота
Утро было, по крайней мере, сухим, если не блистательно прекрасным, но по окончании обеденного перерыва пасмурные облака сгущались все ниже и настойчивее, пока не начался легкий дождь, когда болиды уже выкатили из паддока и расположились перед боксами. Мгновенно возникла первоклассная паника, так как большинство команд установили обычные шины вместо специальных дождевых, ресурс которых ограничен на сухих дорогах. Если дождь собирался лить еще некоторое время, то дождевые шины давали бы преимущество в целую секунду на круге. Однако, если бы он оказался проходящим ливнем, то на болиды пришлось бы устанавливать дождевые шины, возможно с пит-стопом для их замены на решающих завершающих стадиях гонки. Пилоты совещались с тим-менеджерами и друг с другом с чувством нерешительности, в то время как гоночный менеджер Dunlop Дик Джеффри, похожий на человека, несущего заботу о целом мире на своих плечах, расспрашивал всех без исключения о последних сводках прогноза погоды. В конце концов, поскольку дождь продолжался, большинство команд всего лишь за десять минут до старта приступило к суматошной работе по смене шин на дождевые, которые, как впоследствии показали результаты, были верным выбором.
Когда болиды были опущены с домкратов, они потянулись к своим местам на стартовой решетке, при этом их кокпиты укрывали от дождя яркие цветные зонтики. Толпы зрителей заполнили трибуны, вглядываясь вниз перед собой на арену, где серое полотно трассы изогнулось поперек плоской, зеленой глади Великой Национальной трассы в виде старого обозначения "лошадиной силы”.
По команде стартера
По небу сквозь небольшое облако прогудел маленький аэроплан, тянувший за собой стяг с какой-то неразличимой надписью. Затем все двигатели заглохли, и наступила тишина, в то время как мы стояли под дождем с непокрытыми головами под звуки государственного гимна. Сигнал о трехминутной готовности, и один за другим ожили двигатели – от кнопки стартера, как требуется в соответствии с нынешним регламентом. Прошли оставшиеся минуты, затем флаг взметнул вверх, середина пелотона начала ползти и объезжать Джека Фэрмана в восьмом ряду стартовой решетки, воспользовавшись целой группой затора справа от Ferguson и, безусловно, промчавшись мимо впереди стоящих людей, обратившихся в чудное бегство, поскольку он вынудил их принять на внешнюю сторону. В это время можно было увидеть, как Ferrari ускоряются из первого ряда с восходящим к небу потоком водяных брызг из-под быстро вращающихся задних колес, после чего все стартовое поле покрылось плотным туманом из водяной пыли, который скрыл их полностью.
Только спустя более двух минут продолговатые сливы водяной пыли показались на прямой Railway с тремя красными точками во главе, затем весь пелотон вихрем обогнул поворот Tatts с Филом Хиллом (Ferrari), опережающим фон Трипса (Ferrari), Гинтера (Ferrari), Мосса (Lotus), Боннье (Porsche), Кларка (Lotus), Брукса (B.R.M.), Грэма Хилла (B.R.M.) и Брэбхема (Cooper) на девятой позиции. Натили уже остановил свой Centro-Sud Cooper-Maserati за пределами трассы в Melling и сошел.
Грэм Хилл обошел Lotus Кларка в борьбе за шестую позицию, но остальные лидеры держались на своих позициях до шестого круга, который действительно был богат событиями. Мосс вышел на третью позицию впереди Гинтера, который проехал мимо своих боксов, подавая круговые знаки, а Генри Тейлор потерял UDT/Laystall Lotus на выходе из сложного поворота Melling Crossing, и когда болид закрутился, носовую часть швырнуло в металлический рекламный щит на краю трассы. Тейлор оказался на некоторое время зажатым в кокпите смятой носовой частью, а когда он был освобожден, его с внутренними ранами отвезли на скорой помощи в больницу. На следующем круге фон Трипс вышел вперед, и с этого момента он удерживал лидерство до финиша, и на том же самом седьмом круге Сэртиз закрутил в Tatts свой стройный Yeoman Credit Cooper, пропустил всех и продолжил гонку, но два круга спустя остановился в боксах со стреляющей выхлопной трубой.
Огромное усилие Мосса
Десять кругов, и восторженный рев из толпы, поскольку Мосс оказался на второй позиции. Не согласный с таким положением вещей, он начал преследовать лидирующую Ferrari, иногда приближаясь вплотную, но ему явно не хватало мощности, чтобы пройти фон Трипса. Затем на 25-ом круге Мосс также потерял сцепление с трассой, и синий Lotus вылетел из Melling Crossing. Прекрасным гоночным приемом Мосс поймал болид, пока его крутило, и продолжил преследование, ни разу больше не покинув трассы, но разворот, или вернее, круговые вращения, откинули Lotus далеко назад от лидирующей Ferrari, и больше ни разу Мосс не приблизился на расстояние атаки. На деле же, на 40-ом круге Гинтер отобрал у него вторую позицию, а четыре круга спустя он медленно закатил Lotus в свои боксы, чтобы сойти из-за недостатка тормозов – сломалась тормозная магистраль, и вытекла вся жидкость.
После этого три Ferrari полностью контролировали гонку, фон Трипс постепенно увеличивал свое преимущество над двумя своими товарищами по команде по четыре с лишним секунды на круге, а вскоре на середине дистанции прекратился дождь, небо прояснилось, и даже появилось бледное солнце; на подсыхающей трассе лидер снизил свое время прохождения круга с 2 мин. 12 сек. до менее чем двух минут.
Позади Ferrari Тони Брукс остановился в боксах, чтобы протереть свечи зажигания B.R.M. от дождевой воды, после чего мотор начал работать с удивительной свирепостью, даже несмотря на то, что неисправности болида на ранних стадиях гонки откинули его слишком далеко назад, чтобы улучшить позицию. Его товарищ по команде, Грэм Хилл, после длинной долгой борьбы с Cooper Брэбхема на 44-ом круге остановился в боксах насовсем со сломанной пружиной клапана. Сэртиз сошел в Beechers без главной передачи, а Багетти на четвертой Ferrari сошел с дистанции в повороте Waterway, когда предпринял упреждающий маневр, избегая конкурента, внезапно возникшего перед ним. В тот момент Багетти шел двенадцатым.
Ferguson довольно монотонно шел на 14-ой позиции вплоть до пит-стопа для осмотра зажигания. После этого пит-стопа он стартовал "с толкача”, а поскольку старты "с толчка" теперь запрещены, то болид был исключен из гонки. В то время как Роб Уокер оспаривал это решение, болид продолжал гонку, но на самом деле Фэрман заехал и передал его Моссу после того, как сошел Lotus. Тем не менее, на 57-ом круге после совещания стюардов по этому поводу, болиду был показан черный флаг.
На завершающих стадиях гонки Джимми Кларк начал приближаться к Брэбхему, но менее чем за десять кругов до финиша лопнула трубка масляного манометра, облив маслом ступни и ноги Кларка, и ничего не поделаешь. Porsche Боннье, сильно страдавший от блокировки тормозов на влажном покрытии, на сухой трассе избавился от этой проблемы и прошел Yeoman Credit Cooper Сальвадори в борьбе за пятую позицию, чему Рой вполне расстроился, ведь он провел прекрасную гонку.
Итак, три Ferrari пересекли финишную черту на первых трех местах, вслед за ними на четвертом месте пришел Брэбхем после своей лучшей гонки сезона.
1 | Вольфганг фон Трипс | Ferrari | 75 | 2:40'53.6 | ||
2 | Фил Хилл | Ferrari | 75 | 2:41'39.6 | ||
3 | Ричи Гинтер | Ferrari | 75 | 2:41'40.4 | ||
4 | Джек Брэбэм | Cooper | 75 | 2:42'02.2 | ||
5 | Йо Боньер | Porsche | 75 | 2:42'09.8 | ||
6 | Рой Сальвадори | Cooper | 75 | 2:42'19.8 | ||
7 | Дэн Герни | Porsche | 74 | |||
8 | Брюс МакЛарен | Cooper | 74 | |||
9 | Тони Брукс | BRM | 73 | |||
10 | Иннес Айрленд | Lotus | 72 | Разворот | ||
11 | Мастен Грегори | Cooper | 71 | |||
12 | Лоренцо Бандини | Cooper | 71 | |||
13 | Тони Мэггс | Lotus | 69 | |||
14 | Ян Бёрджес | Lotus | 69 | |||
15 | Кит Грин | Gilby | 69 | |||
16 | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | 69 | |||
нф | Джим Кларк | Lotus | 62 | Утечка масла | ||
17 | Вольфганг Зайдель | Lotus | 58 | |||
дк | Ferguson | 56 | ||||
* Джек Фэйрмен | 39 | Отдал автомобиль Моссу | ||||
* Стирлинг Мосс | 17 | Взял автомобиль Фэйрмена | ||||
нф | Люсьен Бьянки | Lotus | 45 | Коробка передач | ||
нф | Стирлинг Мосс | Lotus | 44 | Трубка тормозной магистрали | ||
нф | Грэм Хилл | BRM | 43 | Двигатель | ||
нф | Джанкарло Багетти | Ferrari | 27 | Авария | ||
нф | Тони Марш | Lotus | 25 | Потеря искры / зажигание | ||
нф | Джон Сертис | Cooper | 23 | Трансмиссия / дифференциал | ||
нф | Тим Парнелл | Lotus | 12 | Сцепление | ||
нф | Джеки Льюис | Cooper | 7 | Рулевой механизм | ||
нф | Джерри Эшмор | Lotus | 7 | Перебои в зажигании | ||
нф | Хенри Тэйлор | Lotus | 5 | Авария | ||
нф | Массимо Натили | Cooper | 0 | Двигатель / коробка передач |
Перевод и набор: Андрей Краснов
The Motor, July 19 1961