Незачетная гонка B.R.D.C. International Trophy 1963 года: ГОНКА ДЛИНОЙ В ДЕНЬ
Незачетная гонка B.R.D.C. International Trophy 1963 года: ГОНКА ДЛИНОЙ В ДЕНЬ
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1963г. - Незачетная гонка B.R.D.C. International Trophy

1963г. - Незачетная гонка B.R.D.C. International Trophy

Джим Кларк (Lotus-Climax 25) одерживает победу в гонке B.R.D.C. International Trophy в Сильверстоуне со скоростью 108,12 миль/ч. Новые Ferrari подают огромные надежды, но им не хватает надежности

Это был Сильверстоун в старых традициях, с превосходными участниками, гонкой длиной в день, огромной толпой зрителей, кроме того, с присутствием членов королевской семьи, и вновь при поддержке Daily Express. Утверждается, что присутствовало 100 000 зрителей, ставших свидетелями того, как Джим Кларк одержал легкую победу в гонке Формулы-1, типичную для тандема Кларк/ Lotus. Также они убедились в том, что Brabham сохраняет господство своей модели 1963 года в гонках Формулы-Юниор.

ТРЕНИРОВКИ перед International Trophy прошли в четверг в теплую солнечную погоду, но в пятницу – уже в пасмурную, облачную погоду на все еще влажной трассе. Иннес Айленд, который в этом сезоне проводит гонки на вершине своей формы на болидах, собранных совместно Тони Робинсоном и его сторонниками из British Racing Partnership, был несравненно быстрейшим, показав в четверг время круга 1 мин. 34,4 сек., 111,62 миль/ч, которое является не только значительным улучшением прежнего рекорда круга 1½-литровой Формулы 1, 1 мин. 36,4 сек., но и временем, близким к абсолютному рекорду, 1 мин. 34,2 сек., установленному самим Айлендом на 2½-литровом Lotus. Вместе с Айлендом в первом ряду стартовой решетки расположились Грэм Хилл (B.R.M.), 1 мин. 35,4 сек., МакЛарен (Cooper), 1 мин. 35,6 сек., и Брэбхем (Brabham), 1 мин. 35,6 сек. Во втором ряду были Тревор Тейлор (Lotus), также 1 мин. 35,6 сек., Кларк (Lotus), 1 мин. 36,2 сек., и Сертиз (Ferrari), 1 мин. 36,2 сек.
У Team Lotus были трудные тренировки. Казалось, в четверг все их болиды были не в форме, хотя у Кларка стоял самый новый Coventry Climax V8; затем в пятницу болид Кларка остановился за пределами трассы из-за проблем с зажиганием, а затем он позаимствовал болид у Тревора Тейлора и на своем первом круге вылетел на нем с трассы в Copse, повредив передние поперечные рычаги подвески и радиатор. Однако, перед этим, тщательная настройка шасси, которая включала увеличение отрицательного развала передних колес регулированием шарниров нижних поперечных рычагов подвески, дала возможность Тейлору улучшить свое время примерно с 1 мин. 37 сек. до 1 мин. 35,6 сек.
Над двумя новыми Ferrari неистово работали до и во время тренировок. Они выглядели чуть меньше прежних Ferrari Формулы 1 и почему-то были очень похожи на британские болиды, вернее, на B.R.M. сзади. Новый A.T.S. и два новых Scirocco-B.R.M. так и не появились.
В день гонки небо быстро очистилось, и сильный, резкий с утра, ветер постепенно ослаб, в то время как принцесса Маргарита и лорд Сноудон прохаживались среди болидов, выстроившихся на стартовой решетке, остановившись поговорить с Иннесом Айлендом и другими пилотами. Тем не менее, во втором ряду стартовой решетки Сертиз вел возбужденную дискуссию с конструктором Форгиери, в то время как механики отчаянно работали с его болидом, пытаясь отремонтировать маслопровод, сломавшийся во время прогревочного круга Ferrari. Они ничего не смогли сделать, кроме как дозаправить масляный бак.
Со взмахом флага первый ряд стартовой решетки хлынул вперед колесо в колесо, МакЛарен, быстро оставляя за собой легкую змейку от Cooper, когда он продвигался вперед, захватил лидерство, в то время как красная Ferrari Сертиза исчезла из поля зрения за стелющимся позади синим дымом, говорящим о возможной неисправности болида. В конце первого круга все еще лидировал МакЛарен с упрямо сидевшими у него на хвосте Кларком, Хиллом, Айлендом и Сертизом. Когда они проносились по прямой мимо боксов сомкнутым строем, Lotus Кларка всеми четырьмя колесами проехал по траве слева от трассы, и Иннес Айленд сманеврировал в сторону боксов, но оба гонщика удержали свои болиды. Бедный Ричи Гинтер в конце первого круга заехал в боксы B.R.M. из-за неисправности коробки передач, но после регулировок продолжил гонку.
Несмотря на все старания, МакЛарен не мог уйти от Джима Кларка, и на четвертом круге Lotus прошел Cooper и начал наращивать отрыв, чтобы удерживать его в течение оставшихся 48-ми кругов. Позади лидеров Тим Парнелл совершил остановку, чтобы заменить свечу, пытаясь избавиться от перебоев зажигания на его Lotus-Climax, Крис Амон на Reg Parnell Lola сошел из-за падения давления масла, а Гинтер отказался от сражения с непокорной коробкой передач на своем B.R.M. и сошел. Затем был жуткий момент, когда Айленд, уверенно шедший на четвертой позиции, развернулся перед боксами на своем бледно-зеленом Lotus-B.R.M. в клубах синего дыма от шин, таким образом заставив всех, кого маршалы умоляли покинуть трассу, очень ловко запрыгнуть на свои пит-стойки. Вот-вот, казалось, будто Иннес навестит свои боксы задом наперед на большой скорости, но он сумел судорожно остановить болид, вновь запустить двигатель и продолжить гонку уже на восьмой позиции, все оказавшиеся рядом магнитофоны были поспешно выключены, пока не расплавились от комментариев Айленда.

Сертиз продвигается вперед
Сертиз, продолжавший удерживать третью позицию, пока Ferrari шла по трассе, несмотря на стелющийся вслед за ней синий дым, бросился в атаку на Cooper МакЛарена и отобрал у него вторую позицию. Его товарищ по команде, Мэресс, проводил менее приятную гонку на второй новой Ferrari, которая звучала все грубее и грубее, по мере того, как он постепенно откатывался назад. Затем двигатель, казалось, стал звучать лучше, и Мэресс начал нажимать, но он вылетел в Stowe в канаву и сильно смял заднюю часть Ferrari.
На 13-ом круге, четверти дистанции, Lotus Кларка опережал Сертиза (Ferrari), МакЛарена (Cooper), Хилла (B.R.M.), Тревора Тейлора (Lotus), Брэбхема (Brabham) и Айленда (Lotus). Сертиз начал приближаться к Кларку, а Тревор Тейлор шел на хвосте B.R.M. Грэма Хилла, тремя кругами позже отняв четвертую позицию у чемпиона мира. Тем не менее, Хилл зависел от болида, не выдававшего всей своей мощности, и позже повторно прошел Lotus, так что на середине дистанции Кларк, проходивший круги в районе 1 мин. 37 сек., опережал Сертиза примерно на семь секунд и постепенно отрывался. МакЛарен все еще удерживал третью позицию, Хилл шел теперь позади на четвертой позиции, преследуемый Тревором Тейлором и Иннесом Айлендом.
Через несколько кругов Сертиз окончательно остановился в Becketts, исчерпав запасы масла на Ferrari, а Грэм Хилл на B.R.M. заехал в боксы, чтобы сойти, как сначала показалось, из-за неисправного топливного насоса, но позже выяснилось, что это был сломанный выпрямитель, ставший причиной разрядки аккумулятора. МакЛарен миновал пит-лейн, производя энергичные, но загадочные жесты в сторону своих боксов, показывая, как он думал, что коробка передач начала плохо работать, но позже он пришел к выводу, что шум был еще тихим, в конце концов. Итак, на трех четвертях дистанции Кларк, все еще проходя круги за 1 мин. 37 сек., опережал более чем на полминуты Cooper МакЛарена, который, в свою очередь, шел теперь на третьей позиции примерно в 12-ти секундах впереди Lotus Тейлора. Иннес Айленд непреклонно приближался к Lotus, неоднократно улучшая рекорд круга, но, несмотря на то, что он отыгрывал более чем по секунде на круге, гонка быстро приближалась к своему завершению.
На заключительных кругах Бандини на окрашенном в красный цвет B.R.M. 1962 года команды Centro-Sud заехал в свои боксы для замены свеч, чтобы избавиться от перебоев зажигания. Увы, увы, перебои зажигания были вызваны проскальзывающей ременной передачей от генератора, позволившей аккумулятору разрядиться, и в результате, после замены свечей для запуска стартера не хватило тока, и болид сошел.
Таким образом, Кларк, как обычно выглядивший спокойным и невозмутимым, под многочисленные аплодисменты пересек финишную черту, вслед за ним пришли Cooper Брюса МакЛарена и Lotus Тревора Тейлора, дополнивший триумф Team Lotus, в шести секундах впереди B.R.P. Lotus-B.R.M. под лихим управлением Айленда.

Другие гонки
Первый ряд стартовой решетки гонки Формулы-Юниор состоял из заводского Brabham Халма на поул-позишн, Проктера (Cooper), Гарднера (Ian Walker Brabham) и Хоббса (M.R.P. Lola), а быстрейший Lotus, болид Арунделла, стоял в третьем ряду. Гонка, как и ожидалось, превратилась в борьбу Brabham/Lola, поскольку сначала лидировал Халм на Brabham, затем на седьмом из 25-ти кругов лидерство захватил Дэвид Хоббс на Lola, но на следующем круге Халм вновь обошел его. Впоследствии Brabham удерживал лидерство вплоть до финиша. Пол Хокинз на желтом Ian Walker Brabham был третьим все время, начиная с первых кругов. Проктер на Cooper-B.M.C. ударился о насыпь в Club и сошел, а Питер Арунделл на быстрейшем Lotus сошел, будучи на четвертой позиции.

Результаты

B.R.D.C. INTERNATIONAL TROPHY СРЕДИ БОЛИДОВ ФОРМУЛЫ-1
(11 мая. 52 круга 2,93-мильной трассы. Около 152 миль. Погода, сухо и ясно)
1. Дж. Кларк (1½-литровый Lotus-Climax 25), 1 ч. 24 мин. 27,6 сек., 108,12 миль/ч.
2. Б. МакЛарен (1½-литровый Cooper-Climax), 1 ч. 24 мин. 52,2 сек.
3. Т. Тейлор (1½-литровый Lotus-Climax 25),. 1 ч. 25 мин. 01,6 сек.
4. И. Айленд (1½-литровый B.R.P. Lotus-B.R.M.), 1 ч. 25 мин. 07,6 сек.
5. Й. Боннье (1½-литровый Cooper-Climax), 51 круг.
6. Э. Маггз (1½-литровый Cooper-Climax), 51 круг.
7. Дж. Брэбхем (1½-литровый Brabham-Climax), 51 круг.
8. Й. Рэби (1½-литровый Gilby-B.R.M.), 48 кругов.
9. Г. де Бофор (1½-литровый Porsche 4), 46 кругов.

Быстрейший круг: И. Айленд, 1 мин. 35,4 сек., 110,45 миль/ч. (Новый рекорд 1½-литровой Формулы 1.)

Гонка Rootes Hillman Imp Формулы-Юниор, 25 кругов
1. Д. Халм (Repco Brabham-Ford), 42 мин. 25,6 сек., 103,48 миль/ч;
2. Д. Хоббс (Lola-Ford), 42 мин. 26,4 сек.;
3. П. Хокинз (Brabham-Ford), 42 мин. 37,8 сек.;
4. Р. Эттвуд (Lola-Ford), 42 мин. 46,2 сек.;
5. У. Брэдли (Lola-Ford), 43 мин. 13,0 сек.;
6. Дж. Фэннинг (Lotus-Ford), 43 мин. 26,8 сек.

Быстрейший круг: Д. Хоббз, 1 мин. 40,2 сек., 105,16 миль/ч (новый рекорд Формулы-Юниор.)

Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, May 15, 1963



Знаете ли Вы что...